Главные вкладки

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    статья по теме

    В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reg.konf_.docx19.32 КБ

    Предварительный просмотр:

                     ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

                          С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Калашникова В.М., Бочарова В.Ю.,                                                                                Лысенко С.Д., Чунихина А.Е., Лобанова Т.С.                                        

                                                                                                                                    СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ

    ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.

            

    В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-

    педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи

    детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Ключевые слова: Центральная психолого-медико-педагогическая  комиссия , дети

               с  ограниченными возможностями здоровья.

    Право  на качественное образование - одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.  

    Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает  необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

    В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.

    Одной из таких моделей служб в Архангельской области стала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее  - ЦПМПК).

    ЦПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка,законом РФ «Об образовании», подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,Приказом министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 06 декабря 2011 года № 848 «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии», областным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области.

            Целью ЦПМПК является выявление и психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организация их обучения и воспитания.

      Деятельность ЦПМПК направлена на решение следующих задач:

    - выявление несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья, проведение их комплексного обследования в целях определения форм дальнейшего обучения и воспитания;

    - подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого– медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

    - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонений в поведении детей;

    - координация и организационно-методическое обеспечение  деятельности территориальных комиссий;

    - проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии;

    - оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

    - участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

                 ЦПМПК осуществляет формирование областного информационного ресурса –

            Базы данных о детях, имеющих дополнительные образовательные потребности.        

    Обследование детей проводится в помещении ЦПМПК, но при необходимости и наличии соответствующих условий детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

    Направление  детей  и  обучающихся  воспитанников  в  ЦПМПКосуществля-

    ется  по  заявлению родителей (законных  представителей). Инициаторами  обследования  детей могут  быть  специалисты   образовательных  учреждений, учреждений, занимающихся  обеспечениеми  защитой  прав  детей  и  подростков с отклонениями  в  развитии, лечебно-профилактические, общественные и др. организации.

     Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). Интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляет орган опеки и попечительства.

      Заключение ЦПМПКявляется  документом,  подтверждающим  право  детей  и  обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение  оптимальных условий для получения ими образования.

    Родителям(иным законным представителям) выдаётся выписка из протокола обследования с заключением ЦПМПК и рекомендациями(в данных документах не указывается клинический психиатрический диагноз).Сведения о клиническом психиатрическом диагнозе ребенка носят  конфиденциальный характер.

    Заключение ЦПМПК является основанием для зачисления ребенка(с согласия родителей или иных законных представителей) в специальное(коррекционное) образовательное учреждение, специальный(коррекционный) класс, группу, а также создания специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательных учреждениях.

    Анализ деятельности ЦПМПК по оказанию помощи детям с ОВЗ, за последние три  года, последующим следующее:

    Год обследования

    Общее количество обратившихся

    Из них детей с ОВЗ

            2009-2010

                        1537

               812 (52,83%)

            2010-2011

                        1299

               732 (56,35%)

            2011-2012

                        1347

               678 (50,33%)

       Таким образом, в Архангельской области проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ актуальна, так как эти дети составляют более половины от всех детей, обратившихся в ЦПМПК.

               Эффективная работа по включению ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного      учреждения представляется практически невозможной без наличия в учреждении службы психолого-педагогического сопровождения. Следует добавить, что вся деятельность по включению и сопровождению различных категорий детей с ОВЗ  должна опираться на единые представления об особенностях этих детей, единую терминологию, используемую различными специалистами. Данный подход лежит в основе определения условий включения ребенка  в инклюзивную образовательную среду учреждения, разработки специалистами ПМПК и консилиума ОУ индивидуального образовательного маршрута, реализации всей совокупности коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие, воспитание, обучение и коррекцию имеющихся отклонений.

                                                            Литература

    1. Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 .
    2. Леонгард Э.И.  Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями/ Э.И.  Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова.- М., 2011.
    3. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
    4. Проект ТАСИС. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. М., 2002.
    5. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование/ Н.Я. Семаго.- М.: Школьная книга, 2010.
    6. Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

    Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

    Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....

    Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

    Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...