Выступление на родительском собрании. Тема :" Речевая готовность к школе"
консультация по теме

Пименова Татьяна Николаевна

Цель: уточнение представлений родителей детей о процессе подготовки к обучению в школе.

  Задачи: активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; уточнить представления о различных речевых нарушениях; дать рекомендации по работе над развитием речи в домашних условиях; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

 

Ход собрания

 

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.
 

 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе.

Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
 

К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
 

 

 Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе». Поэтому, давайте разберемся, что всё таки подразумевается под данным понятием.

 

1. Звуковая сторона речи.

        Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

Школьники, у которых отклонение в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

 

2. Сформированность фонематических процессов.

   Это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. В норме, к четырем годам ребенок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Именно развитое, на достаточном уровне, фонематическое восприятие является неотъемлемой частью формирования четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не выговаривая звуки, ребенок сохраняет слоговую структуру слова (машина-масиня)). Ребенок с легкостью овладевает грамматическим строем речи и успешно осваивает чтение и письмо

Стоит задуматься, если:

- ребенок постоянно заменяет одни звуки другими (шапка-сапка);

- взаимные замены звонких и глухих согласных (бочка-почка);

- взаимные замены твердых и мягких согласных (полка-полька).

 

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:

умение слышать и выделять звуки в слове;

слышать и выделять первый и последний звуки в слове;

умение определять место звука в слове;

различать и называть слова с определенным звуком;

делить слова на слоги;

составлять слова из слогов;

называть звуки в слове по порядку.

     Дети должны знать, понимать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый.

Стоит задуматься, если:

- ребенок не называет первый звук в слове;

- ребенок не слышит заданный звук в слове;

- ребенок не называет звуки в слове по порядку.

     Фонетические и фонематические дефекты - одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии. Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза, что в последствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии. Когда ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит у него не достаточно хорошо сформирован фонематический слух. Это в свою очередь, может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.

4. Сформированность лексико- грамматического строя речи:

- словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь классифицировать и обобщать предметы по группам (транспорт, одежда, посуда и т.д.). Активно использовать в своей речи антонимы, синонимы, а также различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и др.)

- к семи годам ребенок должен уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (пирог из яблок -яблочный, чашка-чашечка...)

- согласовывать имена существительные и имена прилагательные (красное платье, красный автомобиль, ласковое солнце...), правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные (заячьи уши, лисий хвост...)

- уметь образовывать и использовать в речи слова со значением единственного и множественного числа.

- уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях.

Стоит задуматься, если ребенок:

- неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи-уши, домы-дома...)

- неправильно употребляет окончания при согласовании (четыре самолета, пять самолета-пять самолетов...)

5. Связная речь:

- уметь последовательно, связно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания;

- владеть навыком полного и краткого пересказа,  использовать в предложениях второстепенные и однородные члены; составлять предложения по опорным словам и картинкам;

 - составлять самостоятельно рассказ - описание, рассказ по картине, из личного опыта.

Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево...)

         Если попросить ребенка рассказать, что он видит на картине, то результаты могут оказаться весьма неожиданными для родителей. Одни дети могут с легкостью рассказать о событиях, составив большой и связный рассказ. Другие, с трудом свяжут несколько предложений, возможно даже с ошибками. Некоторые, только и смогут, что перечислить предметы и явления.

6. Мелкая моторика.  

 

     Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым и сложным для него видом деятельности - письменной речью, рука должна быть готова. Слабость, неразвитость кисти рук не позволяет ученику выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние мелкой ручной моторики оказывает влияние на формирование речевой деятельности в целом.

       Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению к школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалоге с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношение с людьми, препятствует успешному обучению, и нередко, накладывает отпечаток на его характер.

     В школе дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

    Для развития полноценной речи необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники, и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из важных причин возникновения у детей нарушений письма и чтения.

   Всем известно, что совместная деятельность родителей и специалистов благотворно и эффективно влияет на коррекционный процесс.

    В этой связи, основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ними до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более 25 минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. 
 

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.
 

 

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии:

  • не приступать к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребенку свое нежелание заниматься;
  • если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на вы­ полнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание еще раз;
  • не бросайте начатое;
  • если не получа­ется какое-то задание, возьмитесь за другое,
    а к первому обязательно вернитесь позже:
    нельзя оставлять ребенка с чувством, что
    можно что-то не доделать.

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  2. Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе» // Логопед № 5, 2008.
  3. Ильина М. И., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб.: «Дельта», 1998.
  4. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М: Лист-Нью, 2000.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  6. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, М.: «Просвещение», 1989.
  7. Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  8. Ткаченко Т.А.  Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
  9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_k_shkole._sobranie_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность ребенка к школе» (подготовительная к школе группа)

Цель: уточнение представлений родителей детей о процессе подготовки к обучению в школе.

  Задачи: активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; уточнить представления о различных речевых нарушениях; дать рекомендации по работе над развитием речи в домашних условиях; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Ход собрания

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе.

Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

 Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе». Поэтому, давайте разберемся, что всё таки подразумевается под данным понятием.

1. Звуковая сторона речи.

        Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

Школьники, у которых отклонение в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

 

2. Сформированность фонематических процессов.

   Это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. В норме, к четырем годам ребенок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Именно развитое, на достаточном уровне, фонематическое восприятие является неотъемлемой частью формирования четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не выговаривая звуки, ребенок сохраняет слоговую структуру слова (машина-масиня)). Ребенок с легкостью овладевает грамматическим строем речи и успешно осваивает чтение и письмо

Стоит задуматься, если:

- ребенок постоянно заменяет одни звуки другими (шапка-сапка);

- взаимные замены звонких и глухих согласных (бочка-почка);

- взаимные замены твердых и мягких согласных (полка-полька).

 

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:

умение слышать и выделять звуки в слове;

слышать и выделять первый и последний звуки в слове;

умение определять место звука в слове;

различать и называть слова с определенным звуком;

делить слова на слоги;

составлять слова из слогов;

называть звуки в слове по порядку.

     Дети должны знать, понимать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый.

Стоит задуматься, если:

- ребенок не называет первый звук в слове;

- ребенок не слышит заданный звук в слове;

- ребенок не называет звуки в слове по порядку.

     Фонетические и фонематические дефекты - одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии. Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза, что в последствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии. Когда ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит у него не достаточно хорошо сформирован фонематический слух. Это в свою очередь, может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.

4. Сформированность лексико- грамматического строя речи:

- словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь классифицировать и обобщать предметы по группам (транспорт, одежда, посуда и т.д.). Активно использовать в своей речи антонимы, синонимы, а также различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и др.)

- к семи годам ребенок должен уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (пирог из яблок -яблочный, чашка-чашечка...)

- согласовывать имена существительные и имена прилагательные (красное платье, красный автомобиль, ласковое солнце...), правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные (заячьи уши, лисий хвост...)

- уметь образовывать и использовать в речи слова со значением единственного и множественного числа.

- уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях.

Стоит задуматься, если ребенок:

- неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи-уши, домы-дома...)

- неправильно употребляет окончания при согласовании (четыре самолета, пять самолета-пять самолетов...)

5. Связная речь:

- уметь последовательно, связно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания;

- владеть навыком полного и краткого пересказа,  использовать в предложениях второстепенные и однородные члены; составлять предложения по опорным словам и картинкам;

 - составлять самостоятельно рассказ - описание, рассказ по картине, из личного опыта.

Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево...)

         Если попросить ребенка рассказать, что он видит на картине, то результаты могут оказаться весьма неожиданными для родителей. Одни дети могут с легкостью рассказать о событиях, составив большой и связный рассказ. Другие, с трудом свяжут несколько предложений, возможно даже с ошибками. Некоторые, только и смогут, что перечислить предметы и явления.

6. Мелкая моторика.  

     Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым и сложным для него видом деятельности - письменной речью, рука должна быть готова. Слабость, неразвитость кисти рук не позволяет ученику выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние мелкой ручной моторики оказывает влияние на формирование речевой деятельности в целом.

       Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению к школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалоге с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношение с людьми, препятствует успешному обучению, и нередко, накладывает отпечаток на его характер.

     В школе дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

    Для развития полноценной речи необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники, и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из важных причин возникновения у детей нарушений письма и чтения.

   Всем известно, что совместная деятельность родителей и специалистов благотворно и эффективно влияет на коррекционный процесс.

    В этой связи, основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ними до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше начата коррекция, тем лучше ее результат.

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более 25 минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. 

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии:

  • не приступать к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребенку свое нежелание заниматься;
  • если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на вы полнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание еще раз;
  • не бросайте начатое;
  • если не получается какое-то задание, возьмитесь за другое,
    а к первому обязательно вернитесь позже:
    нельзя оставлять ребенка с чувством, что
    можно что-то не доделать.

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  2. Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе» // Логопед № 5, 2008.
  3. Ильина М. И., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб.: «Дельта», 1998.
  4. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М: Лист-Нью, 2000.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  6. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, М.: «Просвещение», 1989.
  7. Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  1. Ткаченко Т.А.  Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989.