Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития
статья на тему

Кириченко Полина Владимировна

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Учителя-дефектолога

Муниципального бюджетного образовательного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  «Центр диагностики и консультирования»

города Армавира Краснодарского края

Кириченко Полины Владимировны

                                       

                                       в рамках реализации государственной программы

                                                         Российской Федерации

                                  «ДОСТУПНАЯ СРЕДА 2011-2015»

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В дошкольные группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

- сенсорное развитие, соответствующее возрасту; освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

- освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий (Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.).

Большое значение в коррекционной работе с детьми с ЗПР имеют лечебные и профилактические мероприятия, так как функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников коррекционно-развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невролога, детского психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей.

Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Авторы программ дошкольной подготовки детей с ЗПР являются авторами стабильных типовых программ для начальной ступени коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР (Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.). Программы для дошкольной подготовки детей с ЗПР содержат пропедевтические курсы, способствующие успешному усвоению предметных программ для начальной школы. Отбор предметов и включение их в образовательные области базисного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не формирующихся у детей с ЗПР к началу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в дошкольных учреждениях массового типа.

Главная цель курса по формированию элементарных математических представлений – всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств – организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети "открывают" путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.

Программа развития речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте ставит следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря; развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме. Эта программа для детей шестого – седьмого года жизни – начальное звено непрерывного курса так называемой сквозной программы "Обучение грамоте – русский язык – чтение – литература для I – IX классов", создаваемой в системе коррекционно-развивающего обучения.

Важнейшая цель курса "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" – расширение и систематизация знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей – естествознания и обществознания). В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам.

Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа "Ознакомление с художественной литературой", направленная на формирование навыков восприятия ребенком произведений различных жанров. Программа способствует развитию творческой деятельности детей, закладывает основу для формирования читательской деятельности ребенка.

Для эффективной реализации этих программ разработано программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, рекомендуемое к использованию как в группах для детей с ЗПР дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов, так и в группах кратковременного пребывания (Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.).

Авторским коллективом, разработавшим программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР, создан учебно-методический комплект (Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2004), обеспечивающий подготовительный период начального этапа обучения. Комплект включает 7 тетрадей с печатной основой и методические рекомендации для учителя по подготовке к обучению грамоте ("Звуки речи, слова, предложения – что это?" тетради № 1 – 3; "Я учусь писать"), по математике, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи ("Предметы вокруг нас" тетради № 1, 2; "Природа и мы"). Данные пособия прошли многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях, обеспечивая эффективность развития детей на подготовительной ступени обучения, необходимой для успешного освоения детьми с ЗПР учебных предметов в 1-ом классе.

Несомненную помощь в работе педагога-дефектолога на индивидуальных и групповых занятиях с детьми с ЗПР окажет комплект программно-методических и дидактических пособий "Готовимся к школе" (М.: Школьная пресса, 2004). В данный комплект входят тетради с печатной основой        для занятий с детьми 5 – 6 лет: "Подготовка к обучению письму", "Подготовка к обучению математике", "Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления и речи". На занятиях по ознакомлению с художественной литературой используется пособие И.Н. Волковой и Н.А. Цыпиной "Почитаем, поиграем".

Система заданий в рабочих тетрадях ориентирована на реальные возможности ребенка. В соответствии с принципом развивающего обучения, задания построены таким образом, что, постепенно усложняясь, они способствуют умственному и речевому развитию дошкольника, коррекции его недостаточно развитых психических функций и процессов. Яркие, выразительные иллюстрации, имеющие дидактическую направленность, способствуют формированию интереса ребенка к занятиям и повышению его познавательной активности.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю. На регулярных занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное – они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это – важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, по развитию элементарных математических представлений. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения. Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т.е. темп "прохождения" программы может быть разным. Занятия по подгруппам ведутся параллельно с работой, организуемой воспитателями.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В обследовании детей активное участие принимает воспитатель, который выявляет уровень освоения программы по изобразительной деятельности, конструированию, игре на основе требований типовой российской программы по дошкольному образованию (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой).

Основные направления работы психолога в дошкольных группах для детей с ЗПР заключаются в следующем:

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов ДОУ, но и активная поддержка со стороны родителей. Для занятий родителей с детьми в домашних условиях разработана серия пособий "Готовим ребенка к школе" (автор – канд. психол. н. Н.В. Бабкина). Она включает в себя тетради с печатной основой "Зрительная память и восприятие", "Внимание",  "Развиваем память", "Развиваем мышление", "Рисуем на клеточках. Животные". Выполнение заданий, содержащихся в рабочих тетрадях, способствует развитию таких школьно-значимых функций как внимание, пространственная ориентировка, слухо-моторная и зрительномоторная координация. Во время занятий у детей формируется творческо-поисковая активность, вырабатывается привычка думать самостоятельно, развивается наблюдательность, организованность, способность и интерес к  умственной работе. Задания построены по принципу "от простого к сложному", что позволяет создать у ребенка положительный настрой на работу и постепенно повышать требования к уровню его развития. В конце каждого задания родителям даются рекомендации, какую помощь следует оказать ребенку в случае возникновения  у него затруднений.

Разработан комплекс методик, позволяющих оценить психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития (системно оценить психическое развитие каждого ребенка и выявить его потенциальные возможности). Особое внимание уделено диагностике сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, слабое развитие которой рассматривается в качестве одной из основных причин трудностей, возникающих у детей с ЗПР в процессе школьного обучения. Предложенный принцип классификации детей по группам позволит членам психолого-медико-педагогического консилиума  образовательного учреждения осуществлять дифференцированный подход к выбору оптимальных условий школьного обучения выпускников ДОУ (в традиционной системе или системе коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе).

I уровень. Дети, которым рекомендуется обучение в традиционной системе в общеобразовательном классе, при проведении обследования стремятся выполнить все задания с максимальной отдачей. На протяжении всего обследования достаточно высоки показатели активности и сосредоточенности. Мыслительные операции сформированы на высоком уровне продуктивности: дети самостоятельно используют рациональные приемы при решении умственных задач; большинство операций выполняется в умственном плане. В работе детей отчетливо наблюдаются ориентационный, прогностический и исполнительский этапы осознанной саморегуляции деятельности. В процессе работы они самостоятельно осуществляют промежуточный и итоговый контроль выполнения заданий. При этом дети ориентируются на образец, в некоторых случаях проговаривают вслух последовательность действий. Цель задания удерживается на протяжении всего периода его выполнения, результаты адекватно оцениваются. Как правило, дети после правильно выполненного задания просят следующее задание такой же или повышенной степени сложности. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма представления задания существенного значения для этих детей не имеют. Они ситуационно независимы.

II уровень. Дети, которым рекомендуется обучение в традиционной системе в общеобразовательном классе с обязательным психологическим сопровождением на протяжении начального этапа обучения, охотно принимаются за выполнение задания, однако достаточно быстро отвлекаются от него. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация личного опыта. Мыслительные операции сформированы на соответствующем возрасту уровне, однако при выполнении умственных задач ребенок затрудняется в их самостоятельном использовании. Дети следуют указаниям педагога, но самостоятельное выполнение заданий (в условиях отсутствия взрослого либо при фронтальной работе) вызывает трудности. К выполнению задания они часто приступают импульсивно. Ориентационный этап осознанной саморегуляции деятельности затруднен и требует внешнего стимулирования. Прогностический и исполнительский этапы сформированы: дети способны планировать свою деятельность, выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется детьми этой группы только при напоминании взрослого. Как правило, дети этой группы после правильно выполненного легкого задания предпочитают вновь легкое (наблюдается избегание неуспеха). При анализе результатов выполнения задания они адекватны, могут проанализировать причины неуспешности. Проявления саморегуляции познавательной деятельности у детей данной группы ситуационно зависимы. На эффективность выполнения задания существенно влияют присутствие взрослого, а также опора на личный опыт ребенка.

III уровень. Дети, которым рекомендуется обучение в системе коррекционно-рзвивающего обучения (классах КРО) в общеобразовательной школе, охотно приступают к выполнению заданий, если они носят игровой характер. Долговременное удержание их внимания на одном виде деятельности затруднено. В сформированности мыслительных операций этих детей отмечается фрагментарная недостаточность, они нуждаются в наглядной опоре. При выполнении задания дети принимают лишь общую цель деятельности, при этом не осознают (или теряют) большинство правил выполнения задания. Им трудно длительное время организовывать собственные усилия. Таким образом, у них затруднены как организационный, так и прогностический этапы осознанной саморегуляции деятельности. При выполнении задания детям требуется не только присутствие взрослого, но и активное его участие в формулировании и сохранении цели деятельности, определении значимых условий для достижения цели, составлении программы действий и выборе способов действий, оценивании и коррекции результатов деятельности. Эти дети недостаточно адекватны в оценке своей успешности (чаще всего утверждают, что с заданием справились), причины трудностей назвать затрудняются. Задания, занимательные по содержанию, но не выполненные детьми успешно, оцениваются как легкие. После неправильно выполненного легкого задания просят сложное. У этих детей проявляется существенная ситуационная зависимость успешности деятельности от участия взрослого и формы предъявления задания.

IV уровень. Дети, которым рекомендуется обучение в специальной (коррекционной) школе 7 вида или в системе коррекционно-рзвивающего обучения (классах КРО) в общеобразовательной школе при условии обязательных индивидуальных занятий с учителем-дефектологом, очень неохотно принимаются за выполнение заданий, часто отвлекаются, быстро устают, уходят от интеллектуальных усилий, отвлекаются от сути задания и переходят к обсуждению несущественных деталей. Мыслительные операции этих детей сформированы на низком уровне продуктивности. Дети не могут выполнять задание самостоятельно, им необходимо активное участие взрослого не только при определении цели и значимых условий деятельности, составлении программы и выборе способов действий, но и на исполнительском этапе саморегуляции познавательной деятельности (реализации действий). Подача материала в игровой форме часто уводит ребенка от общей цели, и он начинает играть. При анализе результатов работы дети неадекватны. Часто вместо оценки своей успешности они говорят, что им понравился персонаж или сюжет какого-либо задания. Эти дети не проявляют явной ситуационной зависимости: они одинаково неуспешны в ситуациях различной внешней мотивации и при различных формах предъявления задания.

Организация классов коррекционно-развивающего обучения для детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития различного генеза,  основывается на реализации следующих принципов:

-  единства диагностики и коррекции;

- коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;

- индивидуализации обучения;

- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Программы для начальных классов специальных (коррекционных) школ 7 вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования, так как строятся на единых современных подходах к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Разработаны также программы подготовительного класса специальных (коррекционных) школ 7 вида для 6 – 7-летних детей, обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению или оказавшихся недостаточно подготовленными после пребывания в дошкольной группе для детей с ЗПР.

В системе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР определены следующие методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения учащимися знаний:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опора на жизненный опыт ребенка;

- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Воспитание, обучение и развитие ребенка с ЗПР осуществляется в комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса от 9 до 12 учащихся. Это позволяет учителю реализовывать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, т.е. на всех этапах урока.

Коррекционная направленность всех учебных предметов предусматривает, наряду с решением общеобразовательных задач, активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки.

Коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс строится в условиях обязательного комплексного воздействия на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития. В психолого-педагогическом сопровождении ребенка принимают участие психолог, дефектолог, социальный педагог, логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Статья "Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития."

Проблема интегрированного обучения  в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образоват...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития...