Статья "Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития."
статья

Шитикова Ирина Николаевна

Проблема интегрированного обучения  в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Шитикова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания,

                                                                     ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Содержание и методы   инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

«Для того, чтобы было легко жить                

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

Проблема интегрированного обучения  в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Тенденции развития ребёнка с задержкой психического развития те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале  коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены ( Стребелева, Венгер ).

В русле инклюзивного образования мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей с ОВЗ:

Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).

Ежегодно увеличивается количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, имеющих задержку психического развития.

Тенденции развития ребёнка с ЗПР те же, что и нормально развивающегося. некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов- в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно- педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены ( Стребелева, Катаева ).

        Инклюзивное         образование         предполагает         адаптацию образовательной  системы к потребностям обучающегося с ЗПР. Особые образовательные потребности таких детей определяют  построение учебного процесса, его  структуру и содержание.

Основной задачей является создание в общеобразовательной организации специальных условий, при которых ребёнок с ЗПР может реализовать своё право на получение образования.

Школа как инклюзивное сообщество:

  • быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).  
  • инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)  
  • инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.  
  • инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.  
  • в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива  
  • ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Основные формы организации учебной деятельности
детей с ЗПР
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ЗПР на основе вариативных подходов:
 в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ);
 в отдельных специальных коррекционных классах СКК для детей с ОВЗ (образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида для обучающихся с ОВЗ);
 совместно с другими детьми в обычных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
 обучение на дому или в медицинских организациях для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и
письменного обращения родителей (законных представителей) (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Обучение на дому может вестись по общеобразовательной программе, либо по программе для специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов;
 дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах
обмена учебной информацией на расстоянии. При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной
категории детей и их образовательных потребностей.
 

Особенности детей с ЗПР
 Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантильность;
 Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
 Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
 Снижена работоспособность, повышена истощаемость;
 Ограниченность словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
 Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;

Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития;
1. Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка
с задержкой психического развития обеспечивает развитие личности как единства биологического, психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при обучении школьников с задержкой психического развития заключается в необходимости наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррекцию выявленных нарушений познавательной  эмоционально-волевой сферы.
2. Принцип связи обучения с жизнью позволяет при планировании и отборе содержания обучения учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, микросреды, минимизируя при этом негативные последствия такого влияния.
3. Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны, соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны – необходимость максимального учета реальных и потенциальных возможностей учащихся с отставанием в развитии.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с задержкой психического развития требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, в системе, гдекаждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее.
5. Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо общих требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм, обязательному обеспечению дидактических условий обучения, предусматривает выполнение специальных условий обучения.
6. Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой на все анализаторы, функции и системы организма,
7. Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметно-практической деятельности в обучении школьников, в процессе которой развиваются восприятие, внимание, память, мышление и речь.
8. Специфика реализации принципа сознательности, активности и
самостоятельности учащихся
в обучении детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по развитию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации), формированию умений и навыков
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
9. Принцип оперативного контроля и самоконтроля обеспечивает своевременное получение информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе обучения, регулирование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование новых целей обучения.
10. Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения школьников, имеющих задержку психического развития, диктует необходимость формирования специфических для данного учебного предмета знаний, умений и навыков в единстве с общеучебными умениями и навыками, такими, как планирование учебной деятельности; умение работать с учебной литературой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать в определенном темпе.
11. Принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс.

Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности
учебного материала, эффект «новизны»);
2. Расширение общеинтеллектуальных умений;
3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и
самооценки);
4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с
обогащением знаниями и представлениями об окружающей
действительности;
5. Логопедическая коррекция нарушений речи;
6. Социальная профилактика, формирование навыков общения,
правильного поведения;

Особенности организации обучения детей с ЗПР
 Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР имеющих
сохранные возможности интеллектуального развития;
 Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором
базовых учебных предметов;
 Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду;
 Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические);
 Служба сопровождения (психолог, логопед, соц. педагог);
 Обязательные коррекционно-развивающие занятия.

Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития:
1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
2.
Дифференцированный подход предполагает форму организации
учебной деятельности для различных групп учащихся.
Разница подходов в том, что дифференцированное обучение учитывает этих индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает организацию вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Методы обучения детей с ЗПР в основной школе в зависимости от
способа организации учебной деятельности:
1. Коммуникативный метод обучения.

Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний.

Деятельность:

а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися;

б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая;

в) работа с текстом
учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста;

 г) оценка работы.
2.
Познавательный метод обучения.

Образовательная цель:
восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала.
Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.
3.
Преобразовательный метод обучения.

Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.
4.
Систематизирующий метод обучения.

Дидактическая цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность:
а) обобщающее изложение учителем знаний по нескольким связанным
между собой разделам программы,

б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.

5. Контрольный метод обучения.

Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.
Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных
письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение
практических заданий.

Учителю, работающему с детьми, имеющими задержку психического
развития, важно помнить:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять вниманиедетей.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму- как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, необходимо создать положительный итог работы.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ребёнка с ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у
родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с
возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, чтосвоевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей
детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ
учебной деятельности.
9. Учителю важно сделать акцент на возможность и необходимость использования коррекционных приемов на уроках по общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации  обучения детей с ЗПР в условиях интегрированного класса.

Общие рекомендации учителям - предметникам, обучающих  детей с задержкой психического развития
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих
индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирующем развитие и соответствующем реальным возможностям ребенка.
Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.
К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, отнесены следующие:

— создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
— обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
— дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
— организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;
— учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Ведение уроков в общеобразовательных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны
находиться все ученики класса.

 Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить кновому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является четкое
обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно
разбирать совместно с учеником.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно
детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных
заданий,
такие как:
 дополнительные наводящие вопросы;
 наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
 приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
 помощь в выполнении определенных операций;
 образцы решения задач;
 поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке в основной школе при работе с детьми с ЗПР обязательна
словарная работа, чтобы для обучающегося не осталосьнезнакомых слов и терминов. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или
закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно
переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное   значение имеют
мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение
его малейших успехов.

Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Особое место в коррекционном процессе должны занять
уроки технологии, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.
Следует уделять внимание
обучению действию  по словесному образцу.
Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его.
Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на
 каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины. Одна из главных задач коррекционной педагогики – усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи
речи и деятельности учащихся
. С помощью речи он может обдумать и
спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Целесообразно просить таких детей обдумать задание вслух, спланировать свои действия, спрогнозировать конечный результат. Сначала это достигается путем ответов учащихся на
поставленные учителем вопросы, затем обучающийся  самостоятельно выполняет подобное задание. На основе широкого привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в
соответствии с требованиями.
Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной с
инструкцией, должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания, понимание которых (особенно при самостоятельном  выполнении) затруднено для детей с ЗПР. Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки, а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить. Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из
звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является
формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
 задания воспроизводящего характера при наличии образцов,
алгоритмов выполнения;
 задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
 задания контрольного характера и т.д.
Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т.е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи. В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются
мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний. Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности:
осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль ,сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным
возможностям и постепенно возрастает. Каждому ученику предоставляется возможность широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством развития
познавательной активности учащихся. Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы  как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно
нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Для коррекции внешней организации деятельности детей с ЗПР необходима система четких требований к выполняемой работе.

Рекомендации по коррекции недостатков мышления.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающихтдетей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания  в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
 в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
 в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
 в несформированности   умственных операций анализа, синтеза,  абстрагирования, обобщения, сравнения;
 ·в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать то, что они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец-прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта.
Перечислим основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.
 Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая учащимся режим жизнедеятельности (малая наполняемость класса, щадящий режим); индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков
развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).

 Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.
 Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию).
 Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей
словесно-логической формы мышления.
 Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
Учитель  создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в
ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения, развитию самоконтроля - сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8класс» 2015-2016 уч. г.

Настоящая программа по математике для 8 класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, М: Дрофа, 2008 год, федера...

коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «математика-5 класс» 2015-2016 уч. г.

Настоящая программа по математике для 5 «д» класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, – М.: Просвещение, 201...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития...