Методические материалы по организации коррекционной работы в школе.
статья по теме

Галле Алла Геннадиевна

Методические материалы предназначены для специалистов коррекционной педагогики для организации работы с детьм с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

Галле Алла Геннадиевна, учитель-дефектолог, ЧУ ОО СОШ Росинка.

 Слайд.2 Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию образования, внедрение ФГОС, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях.

Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение общего образования. 

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

Слайд 3. Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, т.е. в условиях социально-образовательной интеграции способствуют приобретению учащимися опыта положительного взаимодействия.

Основная цель уроков интегрированного обучения – создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность.

В ЧУОО СОШ «Росинка» с 2009 года обучается ребенок с особыми образовательными потребностями. В 2014-15 учебном году мальчик перешел в среднюю школу (5 класс). Ребенок испытывает трудности в обучении по общеобразовательной программе.

Определение варианта адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с легкой степенью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования. На основании заключения ПМПК ЗОУО для учащегося был составлен индивидуальный учебный план и расписание. При составлении индивидуального плана учитывалось состояние ребенка, медицинские и психологические рекомендации специалистов.

В сентябре 2014 года был проведен срез знания по основным предметам и выявлен актуальный уровень развития учащегося. Так как срез знаний показал сниженный уровень познавательной деятельности и медицинский диагноз указывает на интеллектуальное нарушение с легкой умственной отсталостью, психолого-педагогический консилиум школы вынес решение перевести учащегося на адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получит образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. (ФГОС – 07, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. В связи с этим было составлено индивидуальное расписание, которое позволяет посещать устные предметы литературу, историю, географию совместно с учащимися в классе, а основные предметы изучались индивидуально с учителем-дефектологом.

 Методическое обеспечение такого обучения включает программные, учебно - методические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 Слайд 4.

Индивидуальный учебный учащегося 5б  класса

на 2014-2015 учебный год

Образовательные компоненты

Предметы, изучаемые интегративно

5б класс

Итого за год обучения

Образовательные области

Предметы в рамках образовательной области

аудиторно

внеаудиторно

Филология

Русский язык

 

5

 

170

Литература

 

3

 

102

Английский язык

 

3

 

102

Математика и информатика

Математика

 

5

 

170

Информатика и ИКТ

ОБЖ

1

 

34

Общественно-научные предметы

История

 

2

 

68

Социально-бытовая ориентировка

ОБЖ

1

 

34

География

ОБЖ

1

 

34

 

Биология

ОБЖ

1

 

34

Искусство

Изобразительное искусство

 

1

 

34

Музыка

 

 

1

34

Физическая культура

Физическая культура

 

2

1

102

Технология

Трудовое обучение

 

1

 

34

Проектная деятельность

 

1

 

34

Итого

27

2

986

Предельно допустимая нагрузка: 5-дневная неделя

29

 

29

Объем домашних заданий  в неделю

6

 

 

Коррекционно-развивающая деятельность деятельность

 

2

 

68

Учусь учиться

 

3

 

102

 Слайд 5.

 Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении адаптированной основной образовательной программой являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице:

Слайд 6.

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

 Слайд 7. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют  достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Современные подходы к повышению эффективности обучения  предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

 Слайд 8.

Планируемые достижения  учащегося (с особенностями развития) ЧУ ОО СОШ «Росинка» к окончанию срока обучения в образовательном учреждении согласно ФГОС-07:

Личностные учебные действия:

- Осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;  

- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- Активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии;

- Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Слайд 9. Для успешной реализации планируемых достижений возникает необходимость в организации специально оборудованного кабинета для социализации и адаптации учащихся с ОВЗ. Этот кабинет может быть многофункциональным. В нем можно проводить уроки обслуживающего труда для учащихся школы. Современные школьники ограничены в возможностях приобретения практического опыта в бытовой и семейной сфере и уроки в таком кабинете подготовят их к самостоятельной жизни.

Использованные источники информации:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  2. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12.2014
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) РП Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация коррекционной работы в школе

В помощь воспитателям коррекционных школ...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....

«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»

В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Организация коррекционной работы в школе-интернате № 62 III-IV вида

Коррекционная работа в школе-интернате № 62 III-IV вида- это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм, методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсаци...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...