Конспект урока математики " Единицы массы. Тонна. Центнер".
план-конспект урока на тему

Переплетчикова Светлана Михайловна

Конспект урока по математике " Единицы массы. Тонна. Центнер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_uroka_massa_4_klass.doc682 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема урока: Единицы массы.

                               Тонна. Центнер.

Цели урока: познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы.

Задачи:

Образовательные:

  • учить преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот;
  • учить устанавливать соотношения тонны и центнера с уже известной единицей измерения массы – килограммом;
  • повторять, закреплять приобретенные знания учащихся;

Коррекционно - развивающие:

  • расширять кругозор, словарный запас учащихся;
  • развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания;
  • повышать любознательность,  информационную культуру учащихся, интерес к предмету математика;
  • развивать умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
  • развивать речь, слух учащихся, умение  считывать с губ

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбия, ответственность, умение работать в коллективе;
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Оборудование:  таблица единиц измерения массы, интерактивная доска,  весы, 6 кусочков сахара, картинки с изображением животных, карточки с заданием, таблички с речевыми фразами,  картинки с изображением лечебного массажа, горной долины, экран для восприятия устной речи на слух.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель (У.) -Как вы слышите?   (говорит за «экраном» для воспроизведения услышанной на слух фразы учащимися)

Ученик (Уч.) – Я слышу хорошо (плохо)

У. -  Прозвенел ….

 Уч.- ( звонок)

  У.-  Начинается …

Уч. - (урок)

  У.-  Какой сейчас урок?  

Уч.- (Сейчас урок математики)

 

У.  - Возьмёмся за руки,  и пожелаем друг другу успехов.

 Учащиеся вместе с учителем берутся за руки и говорят:  «Всем успехов»

У. - Что вы можете ещё пожелать друг другу?

(учащиеся высказывают свои пожелания, например: слушай внимательно, хорошо думай, следи за осанкой, говори громче, удачи и т.п.)

 Планирование деятельности.

У. - Спросите, что мы будем делать сегодня на уроке? (учащиеся спрашивают)

 ( за «экраном» на слух)

- Мы будем  думать, отвечать на вопросы;

                         выполнять задания;

                         работать самостоятельно,

                          решать задачу.

На доске план урока: Учитель проговаривает пункт плана, учащиеся  повторяют.

У. - Видите, как много нам нужно сегодня сделать. Помните, что нужно хорошо, внятно  говорить.

Фонетическая разминка: учащиеся коллективно и индивидуально читают сочетание букв и слова, соблюдая ударение и правила орфоэпии.

На доске: АССА –  масса

                   АММЫ - граммы

II .  Определение темы урока.

У. - (фраза на слух)Будем выполнять задания.

- (фраза на слух) Что мы будем делать?

Уч. - (повторяют услышанное) Будем выполнять задание.

На доске поочерёдно вывешиваю таблички со словами

           ДОЛИНА         МЕТРО             МАССАЖ

У. - На каком уроке мы узнали слово долина? ( На уроке природоведения)      

Учитель выясняет значение каждого слова и по мере высказывания учащихся, на экране изображение с пояснением значения данных слов:

долина – это понижение  между горами; (слайд 1)

метро – это подземный железнодорожный транспорт ( слайд 2)

массаж – это лечебное растирание тела; (слайд 3)

(Слайд 4) - Уберите в каждом слове одну букву, чтобы получился математический термин (слово).

Учащиеся выполняют задание: массаж, долина, метро (получились слова: масса, длина, метр)

(Слайд 5) - Какое слово лишнее и почему?

(Лишнее слово масса, потому что метр – это единица измерения длины).

- Кто может сказать, какая сегодня тема урока?  (Тема урока «Единицы массы»). Учитель открывает тему урока на доске.

- Какие единицы массы вы знаете? (килограмм, грамм)

- Сколько в 1 килограмме граммов? ( в одном килограмме тысяча граммов)

(на доску вывешивается таблица: 1 кг = 1 000 г

Учитель добавляет к теме урока табличку ЦЕНТНЕР. ТОННА.

(Слайд 6) - Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем новые единицы массы)

- Откройте тетради, запишите число (учащиеся записывают число в тетрадях и комментируют свои действия: «Я открыл(а) тетрадь» «Я записал(а) число»)

Актуализация знаний.

На доске картинки с изображением  зайца и волка.

Под картинками :

Масса  зайца 3 кг. Сколько это граммов? Выразите в граммах.

 Масса волка  9 000 г. Сколько это килограммов? Выразите в килограммах.

Учащиеся записываю  в тетрадь  3 кг = 3 000 г            9 000г = 9 кг

III.Проблемное объяснение новых знаний.

На доске картинки с изображением медведя и слона. Под картинкам:

масса медведя 300 кг                          масса слона 5 000 кг

У. - Выразите массу медведя и слона в других единицах.

      Возможный вариант записи учащимися:  300 кг = 300 000 г

                                                                                      5 000 кг = 5 000 000 г

- Вы видите, что запись неудобная, очень длинная. Для измерения крупных, больших предметов и грузов есть другие единицы измерения. Это центнер и тонна.

На доску вывешивается таблица:   100 кг = 1 ц (це (н) тнер)

                                                                 1 000 кг = 1 т (тонна)

Проводится коллективная работа над новыми словами.

У. - Запишите в тетрадь. После выполнения задания, учащиеся отчитываются о проделанном действии « Я записал(а) в тетрадь» или «Я все написал(а)»

- Попробуйте теперь выразить массу медведя и слона.

   300 кг = 3 ц                            5 000 кг = 5 т

- А ещё можно тонны выразить в центнерах, если мы знаем, что 1 тонна = 10 центнерам ( на доску добавляется табличка).

- Сколько центнеров весит слон?  5 000 кг = 5 т = 50 ц

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: грамм, килограмм – единица измерения …….. предметов

            центнер, тонна, - единицы измерения ……… предметов

(по мере ответов учащихся, учитель подставляет таблички со словами «небольших», «больших»)

- Подумайте, сколько будет весить слон на двух лапах? (Приложение 2)

Уч. - Я думаю, что ….(собственные варианты ответов учащихся)

IV. Закрепление нового материала.

 На доске картинки с изображением самых крупных животных на Земле с указанием  их массы.

У. - Ребята, это самые крупные животные на Земле.  Выразите массу этих   животных другими единицами массы (Приложение 3)

   Учащиеся по желанию выбирают картинку и выполняют задание (под руководством учителя)

           Самостоятельная работа по карточкам.

- Теперь (за «экраном» фраза на слух )будем работать самостоятельно.

- Что мы будем делать теперь?

Уч. – (Повторяют услышанную фразу) Будем работать самостоятельно.

У. - У каждого на обратной стороне выбранной картинке задания. Выполните его.

                                  Задание на карточках:

1 вариант:                                                                           2 вариант:

Вырази в килограммах:  3ц = …кг          Вырази в килограммах:  5 ц = …кг

Вырази в центнерах:  200 кг = ..ц           Вырази в центнерах: 400 кг = ..ц

Вырази в килограммах: 4 т = …кг           Вырази в килограммах: 3 т = …кг

Вырази в тоннах: 6 000 кг = …т                Вырази в тоннах: 2 000 кг = ..т

 

   Задания выполняют в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой.

- Кто выполнил работу без ошибок?  (Я выполнил(а) работу без ошибок).

- У кого есть ошибки?  (У меня (у Сони) есть ошибки).

- (за экраном) Что мы делали?  (Мы работали самостоятельно)

- Что будем делать теперь? (Будем решать задачу).

- Что мы делали? (Мы работали самостоятельно)

(за экраном)- Будем решать задачу. Повтори, что я сказала (названный учителем ученик повторяет)

- (фраза на слух) Откройте учебники.  

Уч. - На какой странице нужно открыть учебник?

У. - (на слух ) Откройте учебники на странице 27.

- Будем решать задачу № 149. Прочитайте задачу.

- О ком говорится в задаче?

Уч. - В задаче говорится о синем ките и о слоне.

  Слайд 7.

У.- Самое крупное животное на Земле – это синий кит.

У.- Что известно о ките?  

Уч. -Масса кита 120 тонн.

У.- Что ещё известно в задаче?  

Уч.- Масса слона 5 тонн.

У. - Что нужно узнать в задаче?

Уч. -  В задаче нужно узнать, во сколько раз кит тяжелее слона?

По мере ответа учащихся коллективно составляем краткое условие задачи на доске.

У. - Кто хочет решить задачу?  

Уч. -Я хочу.

Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях.

У. - Скажи(те) ответ задачи.

Уч. - Кит тяжелее слона в 24 раза.

 V. Итог урока.  Рефлексия.

Вопросы на экране интерактивной доски.

- Что мы делали сегодня на уроке? (по плану урока)

- Какая тема урока?   (Тема урока «Единицы массы)

- Что нового вы узнали на уроке? ( Единицы массы  центнер, тонна)

- Сколько килограммов в 1 центнере? (1 центнер = 100 килограммов)

- Сколько килограммов в 1 тонне?  ( 1 тонна = 1 000 килограммов)

У. - Откройте дневники и запишите домашнее задание:

 Страница 27, № 147. (слайд)

У. - Кто сегодня активно работал на уроке? (Учащиеся называют имена, учитель награждает этих учеников «звёздочкам»)

У. - Кто выполнял все задания без ошибок? (Учащиеся называют имена, учитель награждает этих учеников «звёздочкам»)

Оценки учащимся учитель произносит за «экраном» на слух.

У. - Мне бы хотелось узнать у вас, понравился ли вам урок.  Если понравился, то положите кусочек сахара  на правую чашку весов,  если нет – на левую.

Учащиеся выполняют задание с речевым сопровождением, например,  «Мне  понравился урок» или «Мне не понравился урок»).

У. - Посмотрите, какая чаша весов перевесила?  Какой вывод можно сделать? (урок понравился или не понравился)

У. - Снова прозвенел звонок. Вот и кончился ….

Уч. – Урок.

Слайд 8. Спасибо за внимание. Молодцы.

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

             МАССА МЕДВЕДЯ   400 кг                                            

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\бурый медведь.jpeg                     

  400 кг = 400 000 г

  400 кг = 4 ц (центнера)

МАССА СЛОНА  5000 кг

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\жираф.jpeg

5 000 кг = 5 000 000 г                           5 000 кг = 50 ц (центнеров)

          МАССА СТРАУСА    

                    150 кг

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\страус.jpeg

                  150 кг = …….ц ….кг

     

                                   МАССА БЕЛОГО МЕДВЕДЯ  

                                                   1 ТОННА

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\белый медведь.jpeg

                                    1 т = ……..кг

                                     

                                   МАССА ТИГРА

                275  КИЛОГРАММ                                  275 кг = ….ц    …кг

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\тигр.jpeg                   

МАССА КРОКОДИЛА   500 килограммов            500 кг = ….ц

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\крокодил.jpeg

     МАССА   МОРСКОГО  СЛОНА

           3  500 КИЛОГРАММОВ

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\морской слон 4.jpeg

                 

               3 500 кг = ….т ….

         МАССА ВЕРБЛЮДА                                  

   750  КИЛОГРАММОВ

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\верблюд.jpeg

                       750 кг = ….ц ….кг

 МАССА МОРСКОГО КРОКОДИЛА

                      7 ЦЕНТНЕРОВ

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\морской крокодил.jpeg           

 Приложение 1.

  Масса зайца 2 кг                                                Масса волка 9 000 г

G:\картинки С М\78095b8a2f5b.jpg             G:\картинки С М\348028.JPEG

Вырази в граммах                                         Вырази в кг

     2 кг = …..                                     9 000 г = ….

                                          Приложение 2.

Масса медведя 400 кг                                        Масса слона 5  000 кг  C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\бурый медведь.jpeg                          C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\слон.jpeg

 400 кг = ….                                                                       5 000 кг = ….

400 кг = 4 ц (центнера)                                                 5 000 кг = 5 т (тонн)

                                                                                            5 т = 50 ц

                  Сколько будет весить слон на двух лапах?

                                    G:\картинки С М\elephant_circus.jpg

                                          СТОЛЬКО ЖЕ   (5 тонн)

                                              Приложение  3.

    C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\верблюд.jpeg       C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\белый медведь.jpeg      C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\морской слон 4.jpeg

       600 кг = …ц                       1 т = ….кг                         3 000 кг =….т

     C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\морской крокодил.jpeg         C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\страус.jpeg           C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\носорог.jpeg

         1 000 кг = …т                   150 кг = …ц …кг                       9 ц …. кг  

             

                                         Приложение 4.

Массаж-это лечебное растирание        долина – это понижение между горами

                тела

G:\картинки С М\i.jpg                              G:\картинки С М\Sofiskaya_dolina.jpg

МАССАЖ – МАССА                                                ДОЛИНА - ДЛИНА

                 Метро – это подземный железнодорожный транспорт. C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\метро 1.jpg                                 C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\метро.jpg   МЕТРО - МЕТР

               

    Приложение 5.

                               

                         Памятка.

                       

                 

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"

В  помощь  аттестующимся  преподавателям...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы. Начальные геометрические сведения. Построение треугольника»

Тема урока: 1.  «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы».2.  «Начальные геометрические сведения. Построение треугольника». Цель урока: Закрепление у учащихся у...

Конспект урока математики " Единицы площади". 6 класс

Урок обобщения и систематизации материала по математике в 6 классе...

Урок математики в 4 классе с решением текстовой задачи.Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер.

В данном уроке на этапе закрепления представлен разбор текстовой с применением новых знаний....

Урок математики Единицы массы

Урок математики "Единицы массы" по учебнику "Математика 5 класс С.М, Никольский....