Кончпект психокоррекционного занятия с элементами тренинга
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Тема занятия: «Как излечиться от обид?»

Категория участников: 12-13 лет (6 специальный (коррекционный) класс VIII вида)

Тип занятия: психокоррекционное с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта психокоррекционного занятия с элементами тренинга

Вахрушева Н.В.,

педагог-психолог МБОУ

«Новопортовская школа-интернат

 имени Л.В.Лапцуя»

Тема занятия: «Как излечиться от обид?»

Категория участников: 12-13 лет (6 специальный (коррекционный) класс VIII вида)

Тип занятия: психокоррекционное с элементами тренинга

Цель занятия: развивать УУД через углубление индивидуальных процессов самораскрытия, овладение приёмами отреагирования чувства обиды и сплочение группы.

Задачи:

  1. Развивать личностные УУД: волевые качества, сочувствие и сопереживание;
  2. Формировать познавательные УУД: умение выразить свое мнение, откровенно высказывать свои чувства, относительно того, что происходило на занятии;
  3.  Обучать навыкам регулятивных УУД: закрепление способа самоконтроля, волевых усилий;
  4. Воспитывать коммуникативные УУД: мотивация к выстраиванию адекватных форм общения, способность устанавливать доверительные взаимоотношения.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • умение контролировать свои действия и эмоции;
  • умение работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • навык адекватного реагирования на негативные ощущения социума;

метапредметные:

  • умение анализировать свои действия и действия окружающих;
  • умение находить наиболее оптимальный алгоритм действий в стрессовой ситуации.

Дидактические средства: карточки с индивидуальными заданиями.

Оборудование: набор предметов для развития сенсорики, шаблон полянки, пластилин, весы, воздушные шарики (по количеству детей), аудиоплеер.

Методы: арттерапия, цветотерапия, музыкотерапия

Приемы и техники: художественное слово, музыкальный фрагмент, беседа, упражнения на дыхание, мышцы рук, лепка из пластилина, игровые упражнения.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ритуал приветствия

Словесное приветствие.

Интерактивная игра «Имя друга называй».

Музыкотерапия

  • Приветствует детей, настраивает на активную работу:

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей садитесь в круг.

Мишку ты передавай,

Имя друга называй!

  • Предлагает прослушать фрагмент песни «Я прошу меня простить»

Организуют рабочее место.

Здороваются с психологом.

Обмениваются позитивными репликами.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Создать позитивное настроение.

1. Вступительная беседа

Диалог

Определение темы занятия

Скажите, за что можно просить прощения?

Всегда ли мы просим прощение за причиненную обиду?

Часто ли пред вами извиняются? Становится легче?

Конечно, намного легче, когда за причиненную обиду извинятся, но ведь бывает так, что обидят человека, а извинений нет.

Что тогда испытывает человек?

Испытывали ли вы эти чувства?

Можно ли побороть обиду?

Жить с обидой в душе очень тяжело, правда? И сегодня мы попытаемся найти средства, которые смогут нас от неё излечить.

Отвечают на вопросы, руководствуясь личным опытом

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в общении.

мотивация уверенного поведения

мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков

Воспитывать вежливость, формировать навыки ведения диалога

2. Моделирование обиды

Проблемная ситуация

Интерактивный приём «индуктор» (на основе ассоциаций)

Ставит перед детьми проблему: Прежде, чем искать лекарства, нам нужно выяснить симптомы. Скажите, если мы представим, что обида - это напиток, то каким он может быть на вкус? (стаканы с напитками, кому-то из детей предлагается попробовать их на вкус с закрытыми глазами и определить «Напиток обиды») – вода простая, сок, сок лимонный (кислый)

А какой обида может быть обида на ощупь? (кому-то из детей предлагается найти в чудесном мешочке наощупь предмет, похожий на обиду и описать его, не доставая)

А карандашом какого цвета можно изобразить обиду?

С помощью чего, каких органов чувств мы это сделали?

Смогли бы мы получить полную информацию о том, какая бывает обида, если бы какой-то из наших органов чувств был неисправен?

Приходилось ли вам встречать таких людей? Такие люди не имеют полной картины о мире. Как мы можем помочь им в этом?

Дают ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи

Личностные:

воспитание толерантности, умения проявлять сочувствие и сострадание

Развивать речь детей

Актуализировать знания детей о проблеме.

Дать детям возможность проверить свои предположения в практической деятельности

3. Практических действий

Техника активного релакса «Лепим обиды»

Дыхательное упражнение «Ветерок прощения»

Предлагает детям сжать в руке кусочек пластилина:

Красивая получилась обида? Вот так и в душе человека, которого обидели, сидит такой неровный комок.

Как можно исправить ситуацию?

Подуем на него ветерком как будто извиняясь за причинённую боль.

Вылепим из этого кусочка «обиды» красивые цветы и украсим ими полянку.

Вот так и в жизни: для того, чтобы обида или другое негативное настроение не заняли место в вашей душе, необходимо заполнять её позитивом и хорошим настроением.

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы, руководствуясь собственными ощущениями

Высказывают предположения, как исправить ситуацию

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию через практический опыт.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели и достигать их.

Обучить технике активного релакса для адекватного реагирования в стрессовой ситуации

Дать возможность принимать самостоятельное решение и проявлять фантазию

Развивать уверенность в собственных силах и чувство самоценности

4. Усвоение способов самоконтроля

Беседа

Демонстрационный показ «Весы»

Психологическое упражнение на снятие агрессии «Сердитые шарики»

В характере любого человека живут и хорошие качества, и не очень (накладываются бусинки на разные чаши весов, перечисляя поступки – кому-то нагрубил, кого-то обидел, кому-то сказал неправду и т.д.) Можно добавлять хороших дел и поступков. А можно избавляться от плохих (негативных) состояний, которые мешают нам жить в мире и согласии. И сегодня я научу вас этому.

Ставит перед детьми проблемный вопрос:

Как сделать так, чтобы перевесила лучшая сторона личности?

Предлагает детям научится злиться, никого при этом не обижая:

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

Давайте дружно попробуем их отпустить.

Что произошло с шариками? Возможно ли было их поймать?

Отвечают на вопросы

Высказывают предложения по решению проблемной ситуации и проверяют свои предположения

Надувают шарики, по команде психолога отпускают, затем повторяют действие (но уже плавно)

Отвечают на вопросы

Делают выводы:

 шарики метались по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя;

Гневом можно управлять.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний и проверяют их в практических действиях, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости сдерживания своих отрицательных эмоций

Развивать умение избавляться от негативных чувств приемлемыми способами

5. Рефлексия

Психологическое упражнение на развитие саморегуляции "Дерево"

Музыкальная цветотерапия (оранжевый цвет)

Диалог

Художественное слово

Иллюстрации

Предлагает встать детям в круг и представить, что они деревья:

«Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя крепкие корни, и никакие ветры тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «скребут кошки «, хочется плакать или драться, - стань сильным и крепким «деревом»

Пытается легонько поднять руку или повернуть голову у кого-то из участников (не получается) и он говорит, обращаясь к каждому:

У тебя всё получится» У тебя всё будет хорошо и т.п.

Предлагает детям отдохнуть и расслабиться.

Предлагает детям встать в круг и ответить на вопросы:

- Что было сегодня для вас трудно?

- Что было полезно?

- Что было интересно?

- Какие полезные мысли унесете с собой?

- Если вам причинят обиду, вы сможете применить техники, с которыми вы сегодня познакомились?

Подводит итог занятия, выражает детям благодарность за хорошую работу, говорит напутственные слова:

Позитивное общение называют «чистым», как родник,
а негативное - «грязным», как болото.
(иллюстрации)
Мир подобен океану, строй из добрых дел ладью, и тогда его спокойно и
легко переплывёшь.

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга. Каждый ученик представляет себя крепким деревом, шевелит «листочками», сильно нажимает пятками на пол, руки сжав в кулаки, крепко сжав зубы.

Вместе дети повторяют слова:

Я сильный! 

У меня всё получится!

У меня всё будет хорошо!

Отдыхают, прослушивают музыкальную композицию с жизнеутверждающими словами

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Анализируют собственные ощущения

Метапредметные:

приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер

Личностные:

Обучить приёмам уверенного поведения

Познакомить с техниками снятия эмоционального и физического напряжения

Мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков

Психологическая готовность к смене вида деятельности

Индивидуальная работа

Упражнение «Негатив- позитив»

Раздаёт детям карточки:

1.Эй ты, иди сюда!  

2.Быстро начинай дежурить! 
3.Немедленно сходи за хлебом
4.Сейчас же наведи порядок в комнате
5.Ты, что мяч поймать не можешь?
6.Что ты бегаешь, сломя голову?

Дети получают карточки с негативными фразами, которые иногда можно услышать и перефразируют их в позитивные, не приносящие обиду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»

Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....

Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширени...