Развитие речи тема "Профессии"
план-конспект на тему

Пашнина Ирина Вадимовна

Конспект занятия с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc66 КБ
Office presentation icon professii_2.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

  казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Учебно-методический комплект

по непосредственной образовательной области «Развитие речи» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Состав комплекта:

- конспект фронтального занятия по теме «Профессии» в дошкольной группе пятого года обучения;

- презентация к занятию;

- перфокарты;

        

Данное методическое пособие можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми  с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Составитель:

учитель-дефектолог

 Пашнина Ирина Вадимовна

 Конспект занятия по развитию речи

Тема:   Профессии.

Цели: Формирование навыка понимания  и использования в коммуникативных целях в доступной для каждого ребенка форме лексики темы «Профессии».

Задачи:

1. Закрепить названия профессий. Знать и называть самостоятельно или с помощью педагога.

2. Учить уточнять значение слов. Учить  соотносить значения обобщающих слов с конкретными названиями.  Включать в речь новые обобщающие слова. Учить уточнять значение слов. Учить использовать слова данной группы в процессе описания профессии. Учить давать полный или краткий ответ на поставленный вопрос. Учить понимать и выполнять различные поручения. Учить выразительно читать, подбирать картинки к прочитанному.

 3.  Развивать слуховое восприятие речевых и неречевых звучаний,  произношение, эмоциональную окрашенность речи, вариативность высказываний, развивать мышление, интонационно-ритмическую сторону речи, координацию движения, крупную  и мелкую моторику.

Методические приемы.

Словесные: объяснение, вопросы к детям, чтение, итог занятия (оценка действий, деятельности детей).

Наглядные: рассматривание, мимика, естественные жесты, выполнение действий детьми.

Практические:  дидактические игры, физминутка.

Речевой материал.

Это профессии. Повар, врач, парикмахер, шофёр (водитель), продавец, учитель, воспитатель. Кто это? Что делает? Продает, учит, играет, водит, варит, лечит, подстригает, воспитывает.  Что продает? Игрушки, овощи, фрукты, книги, играет с детьми, подстригает волосы, делает прически, варит кашу, компот,…..Что нужно для работы? шприц, лекарства, кастрюля, колеса, ножницы, игрушки,… Кому что нужно? У кого?  Зачем? Расскажи. Назови. Будем составлять рассказ. Будем отвечать на вопросы. Будем читать.

Оборудование. Презентация, картинки, таблички, дидактические игры, перфокарты, интерактивная доска

Структура занятия.

Организационный материал.

Сюрпризный момент.

Работа с презентацией.

Физминутка.

Дидактические игры.

Итог занятия.

Межпредметные связи: развитие слухового восприятия, обучение произношению, ознакомление с окружающим миром.

Ресурсы занятия: экран, интерактивная доска, авторская  презентация «Профессии»,  настольные дидактические игры, картинки, демонстрационный материал.

Ход занятия

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

I. Организация начала занятия

Педагог обращается к детям на слух (за экраном):

Поздоровайтесь.

Как ты слышишь….? (имя ребенка)

Какое сейчас время года?

Что будем делать?

Педагог предлагает детям сесть на стулья.

Воспитанники воспринимают на слух вопросы и инструкции, отвечают, выполняют:

Привет. Добрый день. Здравствуйте.

- Я слышу хорошо (не очень хорошо, плохо, …)

Сейчас весна.

Будем слушать, говорить, играть, читать, отвечать на вопросы.

II Основная часть

К нам в гости пришел Незнайка.

Поздоровайтесь.

Он хотел бы узнать много интересного о профессии. Давайте его познакомим.

Работа с презентацией, интерактивная доска

«Назовите профессии».

Молодцы. Незнайка очень удивился. Много профессий вы знаете.

Сейчас будем составлять рассказ.

Я буду задавать вопросы, а выбудете рассказывать.

 Кто это?

 Что делает?

 Что нужно для работы?

Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием. Незнайке очень понравилось, как вы составляли рассказ.

Привет, Незнайка.

Врач, повар, учитель, воспитатель, шофёр, продавец.

Это врач. Врач лечит. Врачу нужны для работы:  градусник, укол, слушалка.

Это учитель. Учитель учит. Учителю нужны для работы: тетрадь, ручка, карандаш, книги.

Это воспитатель. Воспитатель играет, рассказывает. Воспитателю нужны: сказки, краски, игрушки, альбом.

Это повар. Повар варит, жарит. Повару нужны: доска, кастрюля, половник.

Это шофер. Шофер водит машину. Шоферу нужны для работы: машина, колеса, руль.

Это парикмахер. Парикмахер подстригает. Парикмахеру нужны для работы: расческа, вода, , ножницы.

Физминутка

Слушайте и повторяйте за мной.

Ну-ка летчики, пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет.

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

А сейчас мы проверим Незнайку.

Д/и «Поправь Незнайку»

Слушайте внимательно, исправляйте ошибки. Верно – неверно  

Незнайка:

Врачу нужны бинты, вата, шприц, кастрюля.

Повару нужны кастрюли, сковорода, руль, поварешка (половник).

Водителю нужны шприц, машина, руль, насос.

Врач варит суп.

Шофер убирает двор.

Повар лечит людей.

Педагог: Молодцы. Вы внимательно слушали и исправляли ошибки Незнайки.

Будем играть.

Дидактическая игра «Профессии»

У кого? Назови, что это?

Нет не верно. Есть шибка.

Врачу не нужна кастрюля.

Повару не нужен руль.

Водителю не нужен шприц.

Врач лечит людей.

Шофер водит машину.

Повар варит суп.

У меня. Это…..

III Заключительная часть.

Педагог: Ребята, что вы делали?

Как вы думаете, Незнайке понравилось у нас?

Давайте вспомним, какие профессии вы знаете?

Как вы занимались? Вы сегодня занимались хорошо. Молодцы.

Попрощайтесь с Незнайкой. Приглашайте Незнайку еще  нам в гости.

Мы говорили, думали, слушали, играли.

Да, потому что было интересно.

Повар, врач, парикмахер, продавец, шофер, учитель, воспитатель.

Мы занимались хорошо.

Пока. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Занятие по развитию речи Тема «Профессии» 5 год обучения Составила учитель-дефектолог Пашнина И.В.

Слайд 2

Цель. Формирование навыка понимания и использования в коммуникативных целях в доступной для каждого ребенка Форме лексической темы «Профессии» Задачи. 1. Закрепить названия профессий. Знать и называть самостоятельно или с помощью педагога. 2. Учить уточнять значение слов. Учить соотносить значения обобщающих слов с конкретными названиями. Включать в речь новые обобщающие слова. Учить уточнять значение слов. Учить использовать слова данной группы в процессе описания профессии. Учить давать полный или краткий ответ на поставленный вопрос. Учить понимать и выполнять различные поручения. Учить выразительно читать, подбирать картинки к прочитанному. 3. Развивать слуховое восприятие речевых и неречевых звучаний, произношение, эмоциональную окрашенность речи, вариативность высказываний, развивать мышление, интонационно-ритмическую сторону речи, координацию движения, крупную и мелкую моторику.

Слайд 3

Методические приемы . Словесные: объяснение, вопросы к детям, чтение, итог занятия (оценка действий, деятельности детей). Наглядные: рассматривание, мимика, естественные жесты, выполнение действий детьми. Практические : дидактические игры, физминутка.

Слайд 4

Речевой материал. Это профессии. Повар, врач, парикмахер, шофёр (водитель), продавец, учитель, воспитатель. Кто это? Что делает? Продает, учит, играет, водит, варит, лечит, подстригает, воспитывает. Что продает? Игрушки, овощи, фрукты, книги, играет с детьми, подстригает волосы, делает прически, варит кашу, компот,…..Что нужно для работы? шприц, лекарства, кастрюля, колеса, ножницы, игрушки,… Кому что нужно? У кого? Зачем? Расскажи. Назови. Будем составлять рассказ. Будем отвечать на вопросы. Будем читать.

Слайд 5

Оборудование. Презентация, картинки, таблички, дидактические игры, перфокарты, интерактивная доска

Слайд 6

Структура занятия. Организационный материал. Сюрпризный момент. Работа с презентацией. Физминутка. Дидактические игры. Итог занятия.

Слайд 7

Межпредметные связи: развитие слухового восприятия, обучение произношению, ознакомление с окружающим миром. Ресурсы занятия : экран, интерактивная доска, авторская презентация «Профессии», настольные дидактические игры, картинки, демонстрационный материал.

Слайд 8

ПРОФЕССИИ

Слайд 9

Н АЗОВИ ПРОФЕССИИ ПОВАР ВРАЧ ВОСПИТАТЕЛЬ НЯНЯ ШОФЁР УЧИТЕЛЬ ПРОДАВЕЦ ПАРИКМАХЕР

Слайд 10

К ТО ЭТО? Э ТО - ПРОДАВЕЦ ПОВАР УЧИТЕЛЬ ВРАЧ Ч ТО ДЕЛАЕТ ВРАЧ? ПРОДАЁТ ВОДИТ МАШИНУ ЛЕЧИТ ВАРИТ В РАЧ Ч ТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?

Слайд 11

К ТО ЭТО? Э ТО - ПАРИКМАХЕР ПОВАР УЧИТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ Ч ТО ДЕЛАЕТ УЧИТЕЛЬ? У ЧИТЕЛЬ ВАРИТ ПРОДАЁТ УЧИТ СТРОИТ Ч ТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ? .

Слайд 12

К ТО ЭТО? Э ТО - ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ПРОДАВЕЦ ВОСПИТАТЕЛЬ Ч ТО ДЕЛАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ? В ОСПИТАТЕЛЬ - ВАРИТ УБИРАЕТ ИГРАЕТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРОДАЁТ Ч ТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?

Слайд 13

К ТО ЭТО? ВОСПИТАТЕЛЬ ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ПОВАР Ч ТО ДЕЛАЕТ? П ОВАР ПОДСТРИГАЕТ УЧИТ ИГРАЕТ ВАРИТ Ч ТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ? Э ТО - .

Слайд 14

К ТО ЭТО? Э ТО - ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ШОФЁР ВРАЧ Ч ТО ДЕЛАЕТ? Ш ОФЁР УЧИТ ПРОДАЁТ ГОТОВИТ ВОДИТ МАШИНУ Ч ТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?

Слайд 15

КТО ЭТО? ЭТО - ПРОДАВЕЦ ШОФЁР ПАРИКМАХЕР УЧИТЕЛЬ ЧТО ДЕЛАЕТ? ПАРИКМАХЕР - УБИРАЕТ ГОТОВИТ УЧИТ ПОДСТРИГАЕТ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?

Слайд 16

Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль, половник Водителю нужны: шприц, машина, руль, насос

Слайд 17

Врач варит суп. Шофер убирает двор. Повар лечит людей .

Слайд 18

К ТО ЭТО? ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ ВРАЧ

Слайд 19

К ТО ЭТО? ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ ВРАЧ

Слайд 20

К ТО ЭТО? ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ ВРАЧ

Слайд 21

К ТО ЭТО? ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ ВРАЧ

Слайд 22

К ТО ЭТО? ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ ВРАЧ

Слайд 23

НАЙДИ ПАРУ. ВРАЧ ПОВАР НЯНЯ ПРОДАВЕЦ ШОФЁР ВРАЧ ПОВАР ШОФЁР ПРОДАВЕЦ НЯНЯ

Слайд 25

МОЛОДЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...