Психолого педагогическое сопровождениу в условиях школы-интерната
статья на тему

как проходит психолого-педагогическое сопровождение в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы- интерната.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа интернат №1 основного общего образования г. Томска  создана в 1964 году. За последние годы значительно изменился контингент  детей.  Стало достаточно много  обучающихся с ОВЗ (ЗПР). В нашем учреждении это составляет более 60 % от общего числа  всех обучающихся.

 Дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Все эти нарушения могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

  В нашей школе осуществляется  психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение  – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.[5, С.90]. Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. [1]

Поэтому вопрос об обучении детей с ОВЗ актуален и при его решении необходимо учитывать особенности возможности ребенка получать академические знания, .расширять его жизненные компетенции за счет формирования базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. (ФГОС)

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.

  1. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  2. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
  3. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  4. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Создание условий осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательное пространство для каждого ученика.

Обязательными направлениями [2, С. 23] для  организации  психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с ОВЗ, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

  1. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения;

способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции. [3]

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В нашей школе  сопровождение происходит, благодаря совместной деятельности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей-логопедов, психологов, учителей, воспитателей.

Задачами ПМПк являются: профилактика    интеллектуальных  и  эмоционально-личностных перегрузок, выявление отклонений в развитии, определение эффективности специальной  помощи.  Специалисты  консилиума,  опираясь  на  знание возрастных  особенностей,  проводят  динамическое  наблюдение  и обследование  учащихся  с  целью  выявления  пробелов  предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития  ученика,  условия,  которые  созданы  ему  в  семье.  По  результатам первичного  комплексного  обследования  ребенка  специалистами  -  членами консилиума  вырабатываются рекомендации и  программа индивидуальной коррекционной  работы  обучающегося.

Программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ имеют следующую направленность:

  • профилактика школьной дезадаптации;
  • развитие высших психических функций обучающихся и эмоционально-волевой регуляции.

Педагогический коллектив нашей школы серьезное внимание уделяет поиску и апробации новых методологических и методических подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Была разработана адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования, цель которой является переход к образовательному процессу, обеспечивающему глубоко индивидуализированные, вариативные, личностно-ориентированные условия для развития потенциала каждого ученика.

Педагоги-психологи в системе сопровождения осуществляют следующие функции: выявляют особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводят групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям, развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Основными задачами логопедического  сопровождения   являются:  коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении, обучающимися общеобразовательных программ.  

Педагоги совместно со специалистами школьного ПМПк осуществляют сопровождение развития воспитанника на всех этапах обучения.

Процесс обучения выстраивается педагогами с учетом полученных рекомендаций специалистов консилиума в отношении особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер обучающего, в зоне его ближайшего развития.

Благодаря комплексному системному психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ,   совместному воздействию специалистов ПМПк, учителя, воспитателя удается добиваться положительных результатов в развитии и продвижении каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Используемая литература:

  1. Инклюзивное образование в России, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.
  2. Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации.
  3. Москвымалова А. А. «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в восточном административном округе г. Москва», ГОУ ЦППРиК «Восточный»; МГППУ
  4.  Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 класс/ сост. Е. В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплект»)
  5. Щеголь  В.И.  Психолого-педагогическое  сопровождение образовательного  процесса  гимназии  [Текст]/В.И.  Щёголь// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.
  6. Ефимова О.В., Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школеURL: http://www.idc.ulstu.ru/ipk/EOB(Дата обращения: 18.05.2015)

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях школы-интерната «Олимпийский резерв»

В данном материале представлена система построения и осуществления психолого-педагогического сопровождения в ГБОУ школе-интернате «Олимпийский резерв»....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся»

Вашему вниманию предлагаю свою разработку на тему: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в средней школе, их адаптационный период, проблемы с учителями и родителями. В этом докладе я постара...

Презентация на тему: Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС

В презентации представлены требования работы педагога-психолога как необходимого элемента системы упраления образовательным процессом школы. Описываются цели, задачи и направления деятельности педагог...