Выступление на ГНПК с международным участием 29.03.2018
методическая разработка на тему

Лузик Марина Васильевна

Теоретические и практические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности надомного обучения  учащихся с ОВЗ

Опыт работы во всем мире показывает, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется только через включение их в жизнедеятельность всего общества. Одним из путей решения этой проблемы, как нам кажется, является развитие таких условий и таких школьных коллективов, в которых ребенок со сложной структурой мог бы реализовать свой духовный и учебный потенциал.  Но что делать, если ребенок с ОВЗ имеет медицинское обоснование для обучения на дому и не может регулярно посещать школу?

Право ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации».

Обучение ребенка с ОВЗ на дому — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса. Таким образом, обучающиеся, находящиеся на надомном обучении, являются полноценными участниками образовательного процесса.

Обучающиеся на дому ученики сначала общаются с педагогом, а через него и с окружающими, постепенно приобщаясь к внешнему миру. Продуктивность новых способов сотрудничества ребенка с ОВЗ зависит напрямую от степени сформированности семейных межличностных отношений. Работа с семьей и в семье является одним из важнейших условий осуществления образовательного процесса, который реализуется через единство требований к воспитанию и обучению  такого ребенка в семье и в школе.  Основой надомной формы обучения является триада: ученик – родитель – педагог - дефектолог.

Формы взаимоотношения ребенка, находящегося на надомном обучении,  родителей  и педагогов:

- готовность семьи к переходу от взаимоотношений обслуживания к взаимоотношениям сотрудничества;

- комплексная диагностика социального и психологического статуса семьи, особенностей психоэмоционального  и личностного развития учащегося с ОВЗ;

- выбор формы сотрудничества семьи и учреждения;

- перспективное планирование совместной деятельности в рамках выбранной формы сотрудничества.

После этого разрабатываются образовательные, воспитательные и социальные программы.

Учебный план АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки для обучающегося данной категории, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов.  

Индивидуальный учебный план (ИУП) для обучающегося с ОВЗ, содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям обучающегося.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования очно-заочной формы обучения, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:

-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающегося, а также индивидуальных потребностей.

Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не превышает объем, предусмотренный учебным планом АООП.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.

Формы организации образовательного процесса определены в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями обучающегося (приказ о ППк).

Индивидуальный учебный план обучающегося, реализующий вариант  АООП, включает две части:

I – обязательная часть, включает: семь образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;

II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает внеурочные мероприятия и занятия со специалистами.

Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе). Поэтому часть уроков по отдельным образовательным областям (адаптивная физкультура и др.) обучающийся посещает с классом, в сопровождении родителя (законного представителя) в зависимости от cостояния здоровья; отдельные уроки организуются в заочной форме и проводятся с родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций учителя (основание: ст.17,  ст. 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 ).

При определении содержания образования для учащихся, находящихся на надомном обучении педагоги  руководствуются следующими принципами: социальной значимостью учебного материала и его практической необходимостью. Понятно, что в большей степени, эти принципы реализуются на уроках практической направленности (прикладной труд, самообслуживание, домоводство), на которых ребенок с интеллектуальным недоразвитием  приобретает практические навыки: по уходу за одеждой, за обувью, за комнатными растениями и за жилым помещением, по приготовлению простых блюд, сервировки стола, уборки и мытья посуды после еды.

Основная задача на уроках по устной речи и социальной коммуникации – это  помочь учащимся с ОВЗ научить оформлять свои просьбы, вопросы, обращения, строить устные высказывания на заданную тему; пользоваться усвоенными речевыми стереотипами при оформлении своих высказываний.  

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, доступной не всегда всем детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поэтому основное внимание в процессе обучения уделяется развитию коммуникативных умений учащихся. Из-за ограниченных интеллектуальных возможностей учащихся образовательные функции предметов «чтение» и «письмо» исчерпываются уже в средней школе. А в старшей школе эти предметы приобретают «обслуживающее» значение, обеспечивая более глубокое усвоение материала таких социально значимых предметов, как  прикладной труд, самообслуживание, домоводство, живой мир, социальная коммуникация.

Учитывая, что математические знания носят отвлеченный характер, что оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий,  при отборе математического материала мы учитываем интеллектуальные возможности обучающегося на дому по усвоению математических представлений, знаний и умению применять их практически.

Поэтому программа по арифметике имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных знаний и умений, а именно: знания названия и последовательности месяцев года, их сезонной принадлежности, знание названий, последовательности дней недели, принадлежности дня недели к рабочим или выходным, умение ориентироваться во времени суток, умение определять время по часам, разумно выстраивать свой день (режим дня) и т.д. Большое значение придается и теме «Меры стоимости». Это и определение о товарах «первой необходимости»,  умение прочитать ценник, соотнести стоимость товара с количеством имеющихся у школьника с ОВЗ денег, умение пересчитывать деньги (используя при этом навык счета группами по 2,5,10 рублей), умение набрать заданную сумму денег (оплатить покупку «без сдачи»), умение посчитать стоимость покупки из 1-2-3 предметов и выбрать нужную купюру (50 или 100 ркблей), достаточную для оплаты покупки, вычислить «сдачу» и т.д.

При знакомстве с разнообразием животного и растительного мира на уроках живого мира и природоведения мы стараемся вызвать у учащихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность, сформировать понимание того, что человек часть природы, что его жизнь зависит от нее и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

При знакомстве с содержанием этого предмета упор делается на личный опыт учащихся. Такое построение программы формирует у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целостную картину окружающего мира.

Изобразительная деятельность, так же как и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает учащимся с ОВЗ, обучающимися на дому, развитие сенсоматорной сферы, мелкой моторики, координации работы обеих рук, зрительно-двигательной координации и восприятия. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.

АООП для ребенка с нарушением интеллектуального развития дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты.

     При планировании уроков для обучающихся на дому подбираются такие формы работы, которые помогают сделать урок разнообразным, а выбор упражнений и заданий  стимулируют познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

     Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на уроках словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. Для обучающихся на дому в нашем учреждении характерны или полное отсутствие речи, или нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая должна являться образцом для учащихся (необходимость четкого произношения, правильности ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа), так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся.

Таким образом, реализуя, все выше сказанное, мы можем достигнуть основной цели обучения ребенка с ОВЗ на дому:  подготовить ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта жить среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельства и дипломы Международного конкурса " Олимпис".Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием «РОСТКОНКУРС и олимпиады Учи. ру

Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельстваи дипломы     Международного конкурса " Олимпис". Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с междун...

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...

Программа научно-практической конференции с международным участием. Участие с докладом Ивановой О.В.

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»18 февра...

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...