Обучение школьников с нарушением интеллектуального развития
учебно-методический материал по теме

1.                      Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с нарушением интеллектуального развития»

 

2. Объект исследования – процесс обучения школьников специальной (коррекционной) школы 8 вида знаниям об окружающем мире.

 

4. Предмет исследования – методические основы обеспечения качества знаний  школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.

5. Цель исследования – повышение эффективности обучения природоведению во вспомогательной школе на основе определения методических условий обеспечения качества знаний учеников, в основе которых лежат различные средства педагогического воздействия.

6. Для достижения цели решались такие задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.

2. Определить уровень сформированности знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.

3. Выявить особенности имеющихся знаний об окружающем мире у учеников специальной (коррекционной)  школы.

4. Определить педагогические условия обеспечения эффективности повышения качества знаний учеников вспомогательной школы.

7. Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовались теоретические методы: анализ общей и специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы, школьной документации; эмперические методы; наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

8. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка литературы ( 60 источников) и приложений. Общий объем работы – 72 страницы.

9. Экспериментальная база: МБОУ ЯС(К)Ш в эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 х классов указанной школы в количестве 24 человек (12 -2 класс, 12- 3 класс).

 10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕТСТВА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ

 

11.  Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

12. I (начальный) уровень знаний - фрагментарные знания материала. усвоили естественные знания в форме элементарных представлений, повторяют за учителем оценочные суждения об объектах и явлениях природы, не осознавая их сути, при этом не могут соотнести друг с другом знания, которые изучаются, дети нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя.

 

13. II (средний) уровень сформированности знаний присущ 45% учеников. При этом они могут воспроизвести до половины объема материала, который изучается. Ученик называет признаки живой и неживой природы, частично их детализирует. Материал в основном понимает, выделяет основные признаки, но при этом недостаточно полно и адекватно называет сущность естественного понятия. Ученик может сделать простые выводы с помощью учителя, но временами, начав сравнивать предметы переходит на простые определения отдельной детали. Школьники, этой группы нуждаются в помощи учителя, называют некоторые основные этапы выполнения практического задания.

 

14 III (достаточный) уровень сформированности знаний был выявлен у 38% учеников, который характеризуется воссозданием школьниками большей части материала, который изучается. Ученики усвоили естественные знания в форме понятий. Материал понимают, могут выделить в нем главные и отличительные признаки. Умеют сравнивать тела и явления природы, делают выводы с помощью учителя. Самостоятельная работа выполняется с незначительной помощью учителя.

 

15 IV (высокий) уровень знаний, который характеризуется воссозданием полного объема учебного материала, безошибочной трактовкой естественного понятия, ее детализированностью, пониманием, осознанием и установлением причинно-следственной связи, самостоятельной перестройкой знаний, применением приобретенных знаний, в аналогичных ситуациях, не является характерным для школьников с нарушением интеллектуального развития.

 

16 . Данные об общем уровне знаний у школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире

image

 

17. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

18. типы познавательных заданий:

- на выделение признаков предметов и явлений, их дифференцирования, на существенные и несущественные;

-  на сравнение. как средство открытия новых признаков предметов и явлений;

-  на обобщение существенных признаков и классификацию объектов природы;

- на использование аналогии, как средства переноса способа действия;

- на установление причинно-следственной, пространственной, последующей связи.

19. дидактические требования:

а) задания должны отвечать содержанию программного материала;

б) задания должны быть доступными ученикам;

в) сложность заданий и способы их выполнения должны постепенно нарастать;

г) вариативность заданий в пределах каждой темы, которая предоставляет возможность формировать знания учеников.

 

20. Познавательные задания могут быть в виде:

-вопроса (это задание, которое сформулировано в вопросительной форме и не содержит специальную информацию, необходимую для его выполнения);

- упражнения (это задание, которое предложено в любой форме, но направлено на отработку у учеников приобретенных умений и навыков);

- задача (это задание на нахождение какого-то результата, когда действия для его выполнения не указаны, но в условии задачи есть основная часть необходимой информации).

 

 

21.

Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития  естественных знаний по  показателю полноты до и после проведения эксперимента

Уровень полноты знаний

Исходные данные (до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

В и А

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

38,1

42,8

33,3

23,8

-4,8

-19

Средний

28,5

33,3

33,3

42,8

4,8

9,5

Достаточный

23,8

19

23,8

23,8

0

4,8

Высокий

9,5

4,7

9,5

9,5

0

4,8

 

 

22.

Данные о сформированности у школьников  с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю правильности знаний до и после эксперимента

 

Уровень правильности знаний

 

Выходные данные (до     проведения эксперимента) (А)

Итоговые данные

(после проведения эксперимента) (В)

Разница между В и А

 

Контрольная  группа

( % )

 

 

 

 

 

Экспериментальная  группа

( % )

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная группа

( % )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

( % )

 

 

 

 

 

Экспериментальнаягруппа

 

Контрольная группа

( % )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

( % )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Начальный

23,8

23,8

19

14,2

-4,8

-9,6

2.Средний

28,5

28,5

33,3

38,1

4,8

9,6

3.Достаточный

33,3

38,1

42,8

33,3

9,5

-4,8

 4.  Высокий

14,2

9,5

4,7

14,2

-9,5

4,7

 

 

23. Данные о  сформированности   у  школьников  с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю осознанности до и после проведения эксперимента

Уровень осознанности знаний

 

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

 А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

28,5

23,8

38,1

14,2

9,6

-9,6

Средний

38

42,8

42,8

52,3

4,8

9,5

Достаточный

28,5

28,5

23,8

23,8

-4,7

-4,7

Высокий

4,7

4,7

0

9,5

-4,7

4,8

 

 

24. Данные  о сформированности  школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю системности до и после проведения эксперимента

Уровень системности знаний

 

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

19

23,8

19

9,5

0

-14,3

Средний

47,6

47,6

42,8

57

-4,8

9,4

Достаточный

23,8

23,8

33,3

28,5

9,5

4,7

Высокий

9,5

4,7

4,7

9,5

-4,8

4,8

 

 

25. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю действенности до и после проведения эксперимента

Уровень действенности знаний

 

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

 А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

14,2

19

14,2

0

0

-19

Средний

42,8

52,3

57

61,9

14,2

9,6

Достаточный

33,3

23,8

23,8

28,5

-9,5

4,7

Высокий

9,5

4,7

4,7

9,5

-4,8

4,8

 

26. Существенные дидактические условия. - поэтапное формирование естественных понятий;

- системно структурный анализ содержания естественного материала;

-конструирование системы познавательных заданий для формирования естественных понятий;

 -использование межпредметных связей.

 

27. С целью повышения эффективности обучения окружающему миру, необходимо:

- формировать правильное понимание, отношение к явлениям природы;

- содействовать общему развитию учеников, в частности коррекция недостатков умственного развития;

- учить учеников распознавать наиболее распространённые культурные и дикорастущие растения, растения, которые растут в огороде, поле, саду;

- организовать наблюдение за развитием растений в целом и за отдельными их органами;

- показать роль растений и животных в жизни человека;

-привить ученикам навыки по уходу за растениями и животными, привить любовь к природе.

 

28. приемы учебной деятельности:

·                                      воспроизведение опорных знаний на основе разных источников;

·                                      выявление причинной зависимости между признаками одного и того же понятия и другими элементами знаний;

·                                      выявление последующих, причинно-следственных связей между понятиями;

·                                      систематизация понятий в схемах, рисунках, таблицах;

·                                      характеристика объектов по определенному плану;

·                                      обобщение материала.

 

29. Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с нарушением интеллектуального развития» 

2. Объект исследования – процесс обучения школьников специальной (коррекционной) школы 8 вида знаниям об окружающем мире.

4. Предмет исследования – методические основы обеспечения качества знаний  школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.

5. Цель исследования – повышение эффективности обучения природоведению во вспомогательной школе на основе определения методических условий обеспечения качества знаний учеников, в основе которых лежат различные средства педагогического воздействия.

6. Для достижения цели решались такие задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.

2. Определить уровень сформированности знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.

3. Выявить особенности имеющихся знаний об окружающем мире у учеников специальной (коррекционной)  школы.

4. Определить педагогические условия обеспечения эффективности повышения качества знаний учеников вспомогательной школы.

7. Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовались теоретические методы: анализ общей и специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы, школьной документации; эмперические методы; наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

8. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка литературы ( 60 источников) и приложений. Общий объем работы – 72 страницы.

9. Экспериментальная база: МБОУ ЯС(К)Ш в эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 х классов указанной школы в количестве 24 человек (12 -2 класс, 12- 3 класс).

 10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕТСТВА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ

11.  Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

12. I (начальный) уровень знаний - фрагментарные знания материала. усвоили естественные знания в форме элементарных представлений, повторяют за учителем оценочные суждения об объектах и явлениях природы, не осознавая их сути, при этом не могут соотнести друг с другом знания, которые изучаются, дети нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя.

13. II (средний) уровень сформированности знаний присущ 45% учеников. При этом они могут воспроизвести до половины объема материала, который изучается. Ученик называет признаки живой и неживой природы, частично их детализирует. Материал в основном понимает, выделяет основные признаки, но при этом недостаточно полно и адекватно называет сущность естественного понятия. Ученик может сделать простые выводы с помощью учителя, но временами, начав сравнивать предметы переходит на простые определения отдельной детали. Школьники, этой группы нуждаются в помощи учителя, называют некоторые основные этапы выполнения практического задания.

14 III (достаточный) уровень сформированности знаний был выявлен у 38% учеников, который характеризуется воссозданием школьниками большей части материала, который изучается. Ученики усвоили естественные знания в форме понятий. Материал понимают, могут выделить в нем главные и отличительные признаки. Умеют сравнивать тела и явления природы, делают выводы с помощью учителя. Самостоятельная работа выполняется с незначительной помощью учителя.

15 IV (высокий) уровень знаний, который характеризуется воссозданием полного объема учебного материала, безошибочной трактовкой естественного понятия, ее детализированностью, пониманием, осознанием и установлением причинно-следственной связи, самостоятельной перестройкой знаний, применением приобретенных знаний, в аналогичных ситуациях, не является характерным для школьников с нарушением интеллектуального развития.

16 . Данные об общем уровне знаний у школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире

17. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

18. типы познавательных заданий:

- на выделение признаков предметов и явлений, их дифференцирования, на существенные и несущественные;

-  на сравнение. как средство открытия новых признаков предметов и явлений;

-  на обобщение существенных признаков и классификацию объектов природы;

- на использование аналогии, как средства переноса способа действия;

- на установление причинно-следственной, пространственной, последующей связи.

19. дидактические требования:

а) задания должны отвечать содержанию программного материала;

б) задания должны быть доступными ученикам;

в) сложность заданий и способы их выполнения должны постепенно нарастать;

г) вариативность заданий в пределах каждой темы, которая предоставляет возможность формировать знания учеников.

20. Познавательные задания могут быть в виде:

-вопроса (это задание, которое сформулировано в вопросительной форме и не содержит специальную информацию, необходимую для его выполнения);

- упражнения (это задание, которое предложено в любой форме, но направлено на отработку у учеников приобретенных умений и навыков);

- задача (это задание на нахождение какого-то результата, когда действия для его выполнения не указаны, но в условии задачи есть основная часть необходимой информации).

21.

Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития  естественных знаний по  показателю полноты до и после проведения эксперимента

Уровень полноты знаний

Исходные данные (до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

В и А

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

38,1

42,8

33,3

23,8

-4,8

-19

Средний

28,5

33,3

33,3

42,8

4,8

9,5

Достаточный

23,8

19

23,8

23,8

0

4,8

Высокий

9,5

4,7

9,5

9,5

0

4,8

22.

Данные о сформированности у школьников  с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю правильности знаний до и после эксперимента

Уровень правильности знаний

Выходные данные (до     проведения эксперимента) (А)

Итоговые данные

(после проведения эксперимента) (В)

Разница между В и А

Контрольная  группа

( % )

Экспериментальная  группа

( % )

Контрольная группа

( % )

Экспериментальная группа

( % )

Экспериментальнаягруппа

Контрольная группа

( % )

Экспериментальная группа

( % )

1.Начальный

23,8

23,8

19

14,2

-4,8

-9,6

2.Средний

28,5

28,5

33,3

38,1

4,8

9,6

3.Достаточный

33,3

38,1

42,8

33,3

9,5

-4,8

 4.  Высокий

14,2

9,5

4,7

14,2

-9,5

4,7

23. Данные о  сформированности   у  школьников  с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю осознанности до и после проведения эксперимента

Уровень осознанности знаний

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

 А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

28,5

23,8

38,1

14,2

9,6

-9,6

Средний

38

42,8

42,8

52,3

4,8

9,5

Достаточный

28,5

28,5

23,8

23,8

-4,7

-4,7

Высокий

4,7

4,7

0

9,5

-4,7

4,8

24. Данные  о сформированности  школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю системности до и после проведения эксперимента

Уровень системности знаний

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

19

23,8

19

9,5

0

-14,3

Средний

47,6

47,6

42,8

57

-4,8

9,4

Достаточный

23,8

23,8

33,3

28,5

9,5

4,7

Высокий

9,5

4,7

4,7

9,5

-4,8

4,8

25. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю действенности  и после проведения эксперимента

Уровень действенности знаний

Исходные данные

(до экспер) (А)

Итоговые данные (после экспер) (В)

Разница между

 А и В

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Начальный

14,2

19

14,2

0

0

-19

Средний

42,8

52,3

57

61,9

14,2

9,6

Достаточный

33,3

23,8

23,8

28,5

-9,5

4,7

Высокий

9,5

4,7

4,7

9,5

-4,8

4,8

26. Существенные дидактические условия. - поэтапное формирование естественных понятий;

- системно структурный анализ содержания естественного материала;

-конструирование системы познавательных заданий для формирования естественных понятий;

 -использование межпредметных связей.

27. С целью повышения эффективности обучения окружающему миру, необходимо:

- формировать правильное понимание, отношение к явлениям природы;

- содействовать общему развитию учеников, в частности коррекция недостатков умственного развития;

- учить учеников распознавать наиболее распространённые культурные и дикорастущие растения, растения, которые растут в огороде, поле, саду;

- организовать наблюдение за развитием растений в целом и за отдельными их органами;

- показать роль растений и животных в жизни человека;

-привить ученикам навыки по уходу за растениями и животными, привить любовь к природе.

28. приемы учебной деятельности:

  •  опорных знаний на основе разных источников;
  • выявление причинной зависимости между признаками одного и того же понятия и другими элементами знаний;
  • выявление последующих, причинно-следственных связей между понятиями;
  • систематизация понятий в схемах, рисунках, таблицах;
  • характеристика объектов по определенному плану;
  • обобщение материала.

29. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....

Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития

Презентация на тему "Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития"...

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...

ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

        В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...