Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.
учебно-методический материал по теме

Красноборов Олег Юрьевич

Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий трудовых операций, процессы афферентации при воздействии орудия труда на объект труда, личностное отношение учащихся к труду и привычке трудиться в коллективе и, через коллектив, достигая определенного результата от своей трудовой деятельности на общее и личное благо при развитии эмоционально-волевой сферы. При помощи специальных коррекционных упражнений можно эффективно корригировать и развивать у учащихся: речемыслительную деятельность (РМД) и аналитико-синтетическую деятельность (АСД) на основе предметно – практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost.no4_.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

       Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов трудовых действий различных технологических операций, в результате которых создается изделие или полуфабрикат.

       Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий трудовых операций, процессы афферентации при воздействии орудия труда на объект труда, личностное отношение учащихся к труду и привычке трудиться в коллективе и, через коллектив, достигая определенного результата от своей трудовой деятельности на общее и личное благо при развитии эмоционально-волевой сферы. При помощи специальных коррекционных упражнений можно эффективно корригировать и развивать у учащихся: речемыслительную деятельность (РМД) и аналитико-синтетическую деятельность (АСД) на основе предметно – практической деятельности.

       Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

       В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

       1. Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса.

       2.  Педагогические технологии как способ. Вторую позицию считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ, модель, тех

ника  выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе, взаимодействия участников педагогического процесса.

       3.  Педагогические технологии как научное направление. Представители третьей позиции рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

       4.  Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические технологии как многомерный процесс.

       Говоря конкретно о нашем педагогическом арсенале и инструментарии к нему, необходимо выделить главные технологии КРО в профессинально-трудовом обучении умственно-отсталых школьников.

Технология модульного обучения

Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.

       В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой.

       Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно. Тот или иной модуль может быть изъят или использован отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся.

       Программа трудового обучения в специальной (коррекционной) школе позволяет применять данную технологию на уроках, так как она обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, мы опираемся на состав учеников, ориентируем школьников на цель учебной деятельности, мотивируем ее принятие, определяем систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

         Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Технология интеграции в образовании

       Термин интеграция, означающий «объединение, соединение, суммирова-

ние», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях.

       С философско-педагогической точки зрения интеграция может быть рассмотрена как механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного создания человечества, определяемого понятием «ноосфера»; это понятие, отражающее фундаментальные условия образования любой системы.

       Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущность этого принципа – понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

       В практике работы коррекционных учреждений встречается интеграция (соединение, параллельное применение) нескольких различных монотехнологий. Если это соединение удовлетворяет требованиям к целостной образовательной технологии, то оно также может считаться интегральной политехнологией. В частности, в любом образовательном учреждении параллельно используются минимум три отраслевые технологии: 1) обучения, 2) воспитания и 3) управления.

       Интегральная технология является развитием цельно-блочных технологий. Минимальной единицей учебного процесса в ней является блок уроков, в структуре которого условно выделяются постоянная и переменная части. Уроки постоянной части определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров, в отличие от уроков переменной части, которые полностью зависят от других параметров, в отличие от уроков переменной части, которые полностью зависят от течения процесса и высоко чувствительны к информации обратной связи.

       Представление планируемых  результатов обучения в виде систем задач дает возможность изменить подход к обучению от трансляционного к организационному, обеспечивающему развитие учеников через деятельность по решению целесообразно подобранных задач на основе оперирования самостоятельно добываемой информацией. Вследствие этого и сам образовательный процесс строится как работа с задачами, оставляющая большой простор инициативе и самостоятельной деятельности учеников.

       Процесс обучения предстает как процесс последовательного решения с учителем или без него серии целесообразно подобранных задач.

Технология формирования информационной культуры

       Появление компьютеров внесло в процессы культурного развития и преемственности революционные изменения, сравнимые с изобретением книги. Объем и скорости передачи информации возросли тысячекратно.

       Общество вступило в новую, информационную эру. Компьютер быстро проник буквально во все сферы жизни человека: производственную, досуговую, бытовую и личностную.

       Возникла новая экономическая категория – национальные информационные ресурсы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств переработки информации. Происходит информатизация  общества.

       По мнению ученых, сегодня общество находится в стадии перехода от индустриального типа к информационному. Весь мир окутан системами связи, коммуникации.

       Поэтому молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.

       Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

       Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

       Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении

       "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.

       По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного;1/2 часть услышанного и увиденного;3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.

Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

        1.  Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

      2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
      3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.
      4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".
      5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.
      6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.
Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

Демонстрация компьютерной презентации;
- Тестирование с выбором ответов;
- Написание диктанта, сочинения, изложения;
- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
- Использование электронных учебников.
Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.
Модель использование ИКТ вне урока:
- Поиск информации в Интернете и других источниках;
- Фиксация записи об окружающем мире;
- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Технология работы с умственно отсталыми детьми

С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта.

       Основные задачи этих школ – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

       Важное место в специальных школах отводится трудовому обучению. Уже с IV класса оно имеет профориентированный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Примеры планирования коррекционных  целей урока, исходя из конкретной задачи перед учащимися.

Для учителя:

Цели урока:

а) образовательная (по технологии изготовления, план, ПТК и т.д)

б) воспитательная (бережливое отношение, усидчивость, трудолюбие, коллективизм и т.д.)

в) коррекционные:

1. коррекция сенсомоторных процессов при отработке навыков, операции…

2. коррекция речемыслительной деятельности (РМД) при формировании когнитивного образа операции …

3. развитие пространственной ориентации при  организации рабочего места

Оборудование урока:

                                                         Ход урока:

I. Повторение пройденного материала

II. Разбор предстоящей работы.

    1.

    2.

    3.

III. Практическая работа

IV. Индивидуальная и дифференцированная работа

     1 тип

     3 тип

V. Итог урока


Список литературы

      Васенков Г.В.   Основы  психологии  труда  и  коррекционно-развивающее  обучение  в  процессе   профессионально-трудовой  подготовки  учащихся  с  нарушением  интеллекта.     Москва-2011.

       Г.К. Селевко  Энциклопедия образовательных технологий.

       И.И. Мамайчук  Психокоррекционные технологии.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

(гоу педагогическая академия)

Кафедра адаптивного образования

Самостоятельная работа

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

 

                                                                      Красноборова Олега Юрьевича

                                                                           Руководитель  ДПН  Г.В.Васенков

                                                                                           

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...

Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика»  ...

Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обученияГруппа учащихсяКраткая характеристика I группа       Составляют ученик...

Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 20.04.2017.

Из опыта работы по коррекции недостатков психического развития школьников с нарушениями интеллекта на уроках цветоводства и декоративного садоводства....

Обучение школьников с нарушением интеллектуального развития

1.                      Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших шк...

ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

        В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...