Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения
статья на тему

Немытина Татьяна Алекандровна

 

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения

Группа учащихся

Краткая характеристика

 

I группа

       Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

 

II группа

       В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.    Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

 

III группа

       Ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).   Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

 

IV группа

          Относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_rabota_no_1.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная Некоммерческая Организация                                       дополнительного профессионального образования                                                    « Уральский институт повышения квалификации и переподготовки »

Программа профессиональной переподготовки

« Специальное ( дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология »

Дисциплина: Воспитание и обучение  детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)

Практическое задание 1, модуль 1

Выполнил:

 слушатель Немытина Т. А.

Преподаватель:

Моргачева Е.Н.

г. Пермь – 2017

Практическое задание 1

Цель: знакомство с основными этапами становления науки, с задачами олигофренопедагогики. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками.

Задание 1. Проанализировав рекомендуемую литературу и лекционный материал, заполните таблицу «Вклад отечественных ученых в развитие олигофренопедагогики в России»:

Вклад отечественных ученых в развитие олигофренопедагогики в России

Ф.И.О. ученого

Вклад в развитие олигофренопедагогики

И. А. Сикорский

Г. И. Россолимо

Г. Я. Трошин

Л. С. Выготский

        И.М. Соловьёв

М.С. Дульнев

Б.И. Пинский

М.С. Певзнер

     Работа «О детях трудных в воспитательном отношении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В данной работе  анализирует указанную в названии проблему, опираясь на международный опыт.

          Клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Большое значение  придавал исследованиям,  результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке.

          Работа «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Вёл активную деятельность, посвящённую помощи детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной Г. Я. Трошиным в 1906 году, позволил ему глубоко научно осветить проблемы развития ребёнка с отклонениями. В своём труде подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное в России К. Д. Ушинским.  Утверждал , что умственно отсталые дети могут развиваться; подчёркивал, что это развитие осуществляется по тем же основным закономерностям, что и развитие ребёнка в норме. Трошин отмечал разницу между двумя категориями рассмотренных детей, нормальные дети в короткий срок проходят все стадии онтогенетического развития, у умственно отсталых более замедленное течение.

      Создал институт дефектологии. Разработал теорию культурно-исторического развития личности (культурно-историческая парадигма). Огромное количество работ посвященных изучению аномальных детей: теория о первичном и вторичном дефекте; теория о зонах ближайшего и актуального развития и др.

   Изучал особенности зрительного восприятия умственноотсталых детей,  способность  воспринимать  и понимать изображения и сюжетные картины. Его исследования позволили доказать, что самый несформированный процесс это - мышление.

       

 Изучал особенности речевого развития умственноотсталых детей, объём активного и пассивного словарного запаса и умение им пользоваться.

  Адаптировал ряд методик для изучения памяти умственноотсталых детей. Были разработаны программы трудового обучения детей

 

Описала этиологию и патогенез умственноотсталых детей. Разработала классификацию детей олигофренов.                        

Задание 2. На основе изучения рекомендуемой литературы опишите основные методы олигофренопедагогики как науки.

Основные методы олигофренопедагогики как науки.

     Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

 Изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.

Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:

· теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· методический - разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;

· собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;

· аналитический - количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.

Задание 3. Откройте файл из файл из библиотеки: Катаева Е.Е., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика» (глава 2 «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта», § 1). Составьте сравнительную характеристику нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальными нарушениями в младенческом и раннем возрасте. Представьте ответ в виде таблицы:

Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальными нарушениями в младенческом и раннем возрасте

Параметры развития

Норма

Интеллектуальные нарушения

Младенческий возраст

Моторные функции

 Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят.

  

Задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить

 

Интерес к окружающему

 

Неудержимое стремление познать окружающий мир.

 

 Отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.).

Взаимодействие со взрослым

Своевременный перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, возникает новая форма общения — жестовая. Дети на первом году жизни дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых.

 

 Не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления»,  не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых.

 

Речь

 Формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха возникает своевременно лепет, гуление. Эти процессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни и протекают, в основном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка. 

 Не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.

 

Эмоциональная сфера

 В ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.

 

 Снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления».

 

Ранний возраст

Моторные функции

 Овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи.

 

 Овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Предметные действия и предметная деятельность

 Осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше оставались для него недоступными. Ребенок  познает на практике направление и отдаленность в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметных действий.

 

 Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Появляется «полевое поведение» дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.

Речь и общение

 

К трем годам его словарь начинает насчитывать более 400 слов. В его речи присутствуют сначала однословные предложения Чуть позже однословная фраза заменяется К трем годам появляются и многословные предложения, часто еще не оформленные грамматически. Одновременно идут два процесса: совершенствуется понимание речи взрослого, т.е. развивается пассивная речь, и формируется собственная, активная речь ребенка. Подражание действиям взрослого является одним из существенных видов общения в раннем возрасте.

 

 Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она может оказывать некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций. У некоторых детей появляются отдельные искаженные слова. В единичных случаях наблюдается формально соответствующая возрасту, но «пустая» речь.

Задание 4. Проанализируйте главу 5 «Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы» § 1 из пособия «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» под ред. В.В. Воронковой (нажмите, что бы перейти к ресурсу) и составьте краткую характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения. Ответ представьте в виде таблицы:

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения

Группа учащихся

Краткая характеристика

I группа

       Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

II группа

       В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.    Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

III группа

       Ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).   Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

IV группа

          Относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...

Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика»  ...

Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...

Рабочая программа по Социальной коммуникации 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Социальная коммуникация» (7 класс) Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»...

Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (6  класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика»  составлена в соответствии с уч...

ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

        В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...