ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
статья

Аничкина Татьяна Николаевна

          В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены направления, факторы технологии, формы КРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx58.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Автор: Аничкина Татьяна Николаевна, учитель технологии

          В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены направления, факторы технологии, формы КРО.

Современный этап развития теории и практики психологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Это вызывает необходимость изучения детей, их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

      Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или иной специальностью.

      Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.

      У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

Направление коррекционно-развивающего обучения и воспитания

        

Как известно, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Развитие и коррекция в учебно-воспитательном процессе строится на четко продуманной системе определения целей и задач и на их реализации.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С.Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.

                 

         Важным условием в коррекционно-развивающем обучении учащихся является    социальная среда.

Во – первых, исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно – воспитательного процесса в специальной школе.

Во - вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

В – третьих, по объёму и значимости коррекционно – педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

В – четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Среда выступает для коррекционно – педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально – трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Развитие всех психических функций и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и коррекция их недостатков. Направленность на интеллектуальное развитие детей.
  • Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Направленность  на нравственное воспитание учащихся.
  • Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, физическое воспитание, самообслуживание.
  • Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
  •  Развитие  учащихся  коррекционной школы в процессе трудового обучения.

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

  • Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
  • Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
  • Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской.
  • Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
  • По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;
  • Научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка глубоко умственно отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

        Коррекции в трудовом обучении поддается:

  • Двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально – трудовых навыков;
  • Соразмерность и целенаправленность действий трудовых операций;
  • Процессы афферентации при воздействии  орудия труда на объект труда;
  • Личностное отношение учащихся к труду и к труду в коллективе, тем самым достигая определенного результата от трудовой деятельности на общее и личное благо при развитии эмоционально- волевой сферы;
  • При выполнении различных коррекционных заданий можно корригировать и развивать РМД и АСД на основе предметно-практической деятельности.

Технология коррекционно - развивающего обучения на уроках труда является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов трудовых действий различных технологических операций, в результате которых создается как материальный и творческий продукт.

Формы коррекционно-развивающего обучения и воспитания

Цель занятия

Учащиеся

Педагог

Способы деятельности

Содержание деятельности

     

  Создание необходимых условий для развития учащихся с нарушением интеллектуального развития – это своего рода технологический расчет способный дать конкретный эффект развития на конкретной личности каждого ученика. Для того чтобы учащиеся с нарушением интеллекта научились самостоятельно работать необходимо, создать ряд необходимых специфических условий организационного и методологического характера:

  • Создание различных эффективных форм подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни (коррекционная школа+профлицей; коррекционная школа + базовое предприятие);
  • Создание новых планов и программ, способных успешно решать задачи трудовой подготовки   учащихся с нарушением интеллектуального развития;
  • Разработка УМК для  учащихся с нарушением интеллектуального развития  способствующие улучшению качества КРО ;
  • Совершенствование и переоснащение оборудования, учебных материалов;
  • Открытие новых видов профессионально-трудового обучения на основе запроса специальностей на рынке труда;
  • Подготовка квалифицированных специалистов для профессионально-трудового обучения в коррекционных школах VIII вида.
  • Совершенствование системы отбора детей в коррекционные школы.

       Т.О., правильно созданные условия, направления, факторы технологии, формы и содержания профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его специфическими возможностями приобретение  трудовых знаний, навыков и умений, овладение  профессиональными программами, формирование общей культуры личности, ее социализации.

 

Литература

1. Воронкова В. В.  «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». М.: Педагогика. 1994 г. Школа- Пресс.

2. Пузанов Б.П. «Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».М.: Академия  1999г.

3. Воронкова В.В.  Васенков Г.В. «Олигофренопедагогика»  М.: Валдос  2009г.

4. Мирский С.А. «Формирование знаний у учащихся во вспомогательной школе на уроках труда» М: Просвещение 1992г.

5. Занков Л.В. «Психология умственно отсталого  ребенка» М. Просвещение. 1994г.

6.  В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, A.A. Еремина. «Основы олигофренопедагогики» М.: Издательский центр «Академия 2008.


7.Яковлева, И.М. «Формирование профессиональной 
компетентности учителя -олигофренопедагога» Текст. / И.М. Яковлева// — М.: Спутник +, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...

Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика»  ...

Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения

Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обученияГруппа учащихсяКраткая характеристика I группа       Составляют ученик...

Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 20.04.2017.

Из опыта работы по коррекции недостатков психического развития школьников с нарушениями интеллекта на уроках цветоводства и декоративного садоводства....

Обучение школьников с нарушением интеллектуального развития

1.                      Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших шк...