Авторская статья. «Использование текстов песен в музыкальном сопровождении на логопедических занятиях».
статья на тему

Яркие, образные, эмоционально насыщенные слова и словосочетания пополняют активный лексический словарь детей. Красочные, правильно построенные предложения являются образцом для подражания при самостоятельном составлении предложений. Ритмичность текстов, музыки, приятные голоса исполнителей, часто детские, действуют оздоравливающе на психо-эмоциональное состояние, создают положительный настрой для работы, тем самым способствуют овладению детьми правильной , полноценной речью.

Оправдываются слова «Нам песня строить и жить помогает».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Авторская статья.

       «Использование текстов песен в музыкальном сопровождении на логопедических занятиях».

     

          Авторы:    Кукушкина С.Г. ГБОУ СОШ N232 г.Санкт-Петербург

                                Кочергина О.М. ГБОУ гимназия N 278 г.Санкт-Петербург

    Закрепление поставленных звуков в речи – длительная работа. Требуется многократное повторение звука в словах, слов со звуком в словосочетаниях и предложениях, в связной речи. Чтобы у детей не терялся интерес к работе, необходимо использовать на логопедических занятиях разнообразный речевой материал, применять разнообразные виды работы.

   Практика показала, что можно успешно использовать тексты детских песен, песен из мультфильмов, фильмов в музыкальном сопровождении. Многие тексты содержат достаточное количество слов с нужным звуком для каждого этапа работы над ним: при подготовке к артикуляции, автоматизации в слогах, словах, связной речи, при дифференциации звуков.

    Так в песне « А может быть ворона…» из мультфильма « Пластилиновая ворона» звук [Ж] слышится 28 раз, звук [Р]- 37 раз. В песне « Дважды два четыре» звук [Ж] встречается 23 раза. В песне « Чунга-чанга» из одноимённого мультфильма звук [Ч] встречается 41 раз.

     Был составлен каталог песен, соответствующих темам занятий и занесён в планшет в приложение « Музыка».

    Для работы над постановкой звука [Р] внесены в каталог песни « Крейсер Аврора», «Песня Чебурашки», « А может быть ворона…», « Дважды два четыре», «Антошка», «Весёлый ветер» из фильма « Дети капитана Гранта», «Дорожка» из фильма «Красная шапочка и волк» и другие.

     Для работы над звуком [Л] взяты песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», «Песня о капитане» ( из кинофильма «Дети капитана Гранта») и другие.

     Для работы над звуком [Ш] использовались тексты песен «Лягушка-старушка», в которой звук [Ш] встречается 39 раз. В песне «Алёша в Болгарии русский солдат» - 26 раз.

     Так для работы над коррекцией каждого звука в каталоге есть соответствующие песни.

     На подготовительном этапе, перед постановкой звука, детям предлагается послушать песню, в которой многократно встречается нужный звук, обратить внимание, как чётко, красиво он произносится в словах. Пожелать им . чтобы научились такому же хорошему произношению.

     Дети радуются, когда услышат знакомую песенку и с желанием включаются в работу. Музыка тоже способствует положительному эмоциональному настрою и концентрации внимания.

    При автоматизации, например звука [Р] в слогах, дети с удовольствием повторяют речетативы : «трали-вали, трам-пам» ( песенка «Антошка»), подражают вороне «кар-кар» (песенка «Пластилиновая ворона»).

    Когда автоматизируются звуки в словах, сначала дети слушают песню, повторяют за исполнителями слова ,а, откладывая фишки, считают сколько слов услышали с закрепляемым звуком.

     При повторном прослушивании, на карточках, на которых указано место звука в слове, повторяя слово, указывают позицию звука (начало, середина, конец слова).

      Многократно повторяющиеся в песнях слова способствуют их запоминанию и правильному произношению звука в них.

     При автоматизации звука в словах, входящих в словосочетания, перед детьми ставится цель : запомнить эти словосочетания.  Так со звуком [Ж] запоминают:  “резиновый ёжик”, “много дорожек” ( песня “Ёжик резиновый”), “а может быть” (“А может быть ворона”), “дважды два четыре” ( песенка “Дважды два”),  “то пожалуй, то возможно можно” (песенка “Дорожка”) и другие.

   Со звуком [Ч] запоминают: “чудо-остров”, “Чунга-Чанга-синий небосвод”(песня “Чунга-Чанга”), “небо лучистое, облако чистое”, “дырочка в правом боку” (песня “Ёжик резиновый”).

  Со звуком [Р] запоминаются: «Крейсер  Аврора», «штормы седые, волны крутые», «грохот орудий» (песня «Крейсер Аврора»), «странная игрушка безымянная», «лучший в мире крокодил», «с днём рожденья поздравит»

 ( песни из мультфильмов про Чебурашку  ).

    Звук [Л] запоминается в словосочетаниях «голубой ручеек, зелёные ладошки», «солнечная улыбка», «будто лампочки» ( песня «Улыбка»).

    Запоминаются целые предложения.

     Так звук [Р] закрепляется в словах, входящих в предложения «Дремлет притихший северный город». «Что тебе снится «Крейсер Аврора» в час , когда утро встаёт над Невой?» (песня «Крейсер Аврора»). «В небе радуга проснётся», «Лес простится с тишиной» (песня «Улыбка»).

      Предложения со звуком [С] дети запоминают из песни «Пусть всегда будет солнце!», повторяя припев: «Нарисовал он на листке и подписал в уголке». «Стоит под горою Алёша ,в Болгарии русский солдат» (песня «Алёша»).

       Из песни «Главное ребята» заучивают «Главное ребята сердцем не стареть». «Лётчик над тайгой точный курс найдёт, прямо на поляну посадит самолёт».

        Заучиваются и целые куплеты, и песни целиком.

Так при работе над дифференциацией звуков [С] - [З] запоминается песня «Если хочешь быть здоров».

«Закаляйся, если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов.

 Водой холодной обливайся. Если хочешь быть здоров. Нам полезней солнце , воздух и вода. От всех болезней нет полезней. Солнце, воздух и вода».

     Дети стараются запоминать тексты песен, записывают их в телефоны.

Здесь приведена в пример малая часть песен, которые используются на занятиях. Но уже можно увидеть насколько такая работа полезна. Насыщенность текстов нужными звуками, чётко и приятное звучание в голосах исполнителей способствуют развитию фонетико-фонематического восприятия.

     Яркие, образные, эмоционально насыщенные слова и словосочетания пополняют активный лексический словарь детей. Красочные, правильно построенные предложения являются образцом для подражания при самостоятельном составлении предложений.

Ритмичность текстов, музыки, приятные голоса исполнителей, часто детские, действуют оздоравливающе на психо-эмоциональное состояние, создают положительный настрой для работы, тем самым способствуют овладению детьми правильной , полноценной речью.

  Оправдываются слова «Нам песня строить и жить помогает».

 

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

Статья "Использование литературных текстов на уроках русского языка"

Текст художественной литературы как средство развития интереса учащихся к урокам русского языка....

Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий....

Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"

Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие  детской любознательности и активности, ин...

Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста

Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над пр...

Статья "Использование стихов и песен на уроках английского языка для создания психологического комфорта"

Создать комфортную обстановку на уроках английского языка с помощью песен, игр, стихов и загадок...