Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
план-конспект занятия по теме

Саурина Татьяна Петровна

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)

Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей логопедического занятия.Основными этапами такого занятия могут быть следующие:

1. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.

2. Общая оценка выполненных работ, их анализ.

3. Ознакомление с лучшими работами учащих­ся, т. е. с  работами, в наибольшей степени соответ­ствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.

4. Организация коллективной работы по редактированию  изложений и сочинений.

5.         Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками

6. Организация дифференцированной работы над ошибками.

7. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Анализ и редактирование письменных работ учащихся

Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей логопедического занятия.

Основными этапами такого занятия могут быть следующие:

1. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.

2. Общая оценка выполненных работ, их анализ. Учитель-логопед оценивает общий уровень того, как группа справилась с поставленными задачами, что оказалось более, о что менее удачным. При этом отметки, как правило, не сообщаются. Учитель-логопед говорит о том, как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы; какова структура изложений, сочинений, какие варианты построения высказываний выбраны учащимися (от третьего или от первого лица написаны сочинения; отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста; высказывания составление по плану, созданному коллективно в классе или по собственному плану, и т. д.); каково языковое оформление сочинений.

3. Ознакомление с лучшими работами учащихся, т. е. с  работами, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.

Логопедом или авторами сочинений могут быть прочитаны не только целые сочинения, но и их фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи -  картины, умелое и уместное   использование   изобразительно-выразительных средств речи,  отражение собственного отношения к предмету высказывания и т. д.).

4.        Организация коллективной работы по редактированию  изложений и сочинений.

Педагог выбирает несколько отрывков изложений и сочинений (не называя фамилий учеников) с наиболее типичными ошибками или составляет сам негативный текст, в котором сконцентрированы ошибки учащихся. Учащиеся находят в этих текстах ошибки, определяют их тип, предлагают различные варианты исправления ошибок и выбирают из них лучшие. Желательно, чтобы соблюдалась определенная последовательность в работе над ошибками: сначала — работа над ошибками в содержании, затем — в построении изложения или сочинения, а в завершение — над речевыми ошибками.

5.        Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.

Она проводится по желанию логопеда в зависимости от уровня развития группы и потребностей данного этапа обучения.

 Для предупреждения орфографических ошибок большую роль играет зрительное восприятие текста: читая его, ребёнок запоминает правописание новых слов и объясняет другие орфограммы, уже знакомые ему. Для орфографического разбора текста можно применять различные приёмы:

  • Сосчитать количество слов в предложении;
  • Назвать слова, которые кажутся новыми или трудными;
  • Найти слова, к которым применяется излученное правило
  • Объяснить правописание слов, которые подчёркнуты;
  • Орфографическое проговаривание по слогам трудных для детей слов;

Достаточная орфографическая подготовка до изложения обеспечивает ребёнку уверенность при письме. Он может сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово. После проверки работа разбирается подробно: указывается на отступление от плана, на неправильное построение предложений и т.д. Ребёнок должен сам выяснить, как можно устранить конкретную ошибку

6.        Организация дифференцированной работы над ошибками.

Учитель предлагает детям, допустившим определенный тип ошибки (например, № 5 или № 7), выполнить те или иные задания по редактированию текста, где допущена аналогичная ошибка.

7.        Индивидуальная работа по совершенствованию текста.

 . Наилучшим вариантом такой работы, на наш взгляд, является создание второй редакции текста сочинения, за которую и будет ставиться отметка.   Это дает возможность как учителю-логопеду, так и учащимся сравнивать эти варианты, видеть пути совершенствования текста, формирует у детей умение исправлять допущенные ошибки, создавать более совершенный текст.

Работа над отдельными ошибками дает, как показывает практика, гораздо меньший эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1

Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2

Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board

Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....

Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас» для учащихся 1-х классов с ТНР

Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов с тяжелым нарушением речи направлено на формирование умения различать и узнавать звуки окружающего мира....

Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [c] - [ш] для учащихся 2 класса.

Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[­Ш] для учащихся 2 класса.Цель: Научить учащихся сравнительному...