Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
план-конспект занятия по теме
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)
Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей логопедического занятия.Основными этапами такого занятия могут быть следующие:
1. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
2. Общая оценка выполненных работ, их анализ.
3. Ознакомление с лучшими работами учащихся, т. е. с работами, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.
4. Организация коллективной работы по редактированию изложений и сочинений.
5. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками
6. Организация дифференцированной работы над ошибками.
7. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie._analiz_i_redaktirovanie_pismennykh_rabot.rar | 205.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ и редактирование письменных работ учащихся
Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей логопедического занятия.
Основными этапами такого занятия могут быть следующие:
1. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
2. Общая оценка выполненных работ, их анализ. Учитель-логопед оценивает общий уровень того, как группа справилась с поставленными задачами, что оказалось более, о что менее удачным. При этом отметки, как правило, не сообщаются. Учитель-логопед говорит о том, как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы; какова структура изложений, сочинений, какие варианты построения высказываний выбраны учащимися (от третьего или от первого лица написаны сочинения; отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста; высказывания составление по плану, созданному коллективно в классе или по собственному плану, и т. д.); каково языковое оформление сочинений.
3. Ознакомление с лучшими работами учащихся, т. е. с работами, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.
Логопедом или авторами сочинений могут быть прочитаны не только целые сочинения, но и их фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи - картины, умелое и уместное использование изобразительно-выразительных средств речи, отражение собственного отношения к предмету высказывания и т. д.).
4. Организация коллективной работы по редактированию изложений и сочинений.
Педагог выбирает несколько отрывков изложений и сочинений (не называя фамилий учеников) с наиболее типичными ошибками или составляет сам негативный текст, в котором сконцентрированы ошибки учащихся. Учащиеся находят в этих текстах ошибки, определяют их тип, предлагают различные варианты исправления ошибок и выбирают из них лучшие. Желательно, чтобы соблюдалась определенная последовательность в работе над ошибками: сначала — работа над ошибками в содержании, затем — в построении изложения или сочинения, а в завершение — над речевыми ошибками.
5. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Она проводится по желанию логопеда в зависимости от уровня развития группы и потребностей данного этапа обучения.
Для предупреждения орфографических ошибок большую роль играет зрительное восприятие текста: читая его, ребёнок запоминает правописание новых слов и объясняет другие орфограммы, уже знакомые ему. Для орфографического разбора текста можно применять различные приёмы:
- Сосчитать количество слов в предложении;
- Назвать слова, которые кажутся новыми или трудными;
- Найти слова, к которым применяется излученное правило
- Объяснить правописание слов, которые подчёркнуты;
- Орфографическое проговаривание по слогам трудных для детей слов;
Достаточная орфографическая подготовка до изложения обеспечивает ребёнку уверенность при письме. Он может сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово. После проверки работа разбирается подробно: указывается на отступление от плана, на неправильное построение предложений и т.д. Ребёнок должен сам выяснить, как можно устранить конкретную ошибку
6. Организация дифференцированной работы над ошибками.
Учитель предлагает детям, допустившим определенный тип ошибки (например, № 5 или № 7), выполнить те или иные задания по редактированию текста, где допущена аналогичная ошибка.
7. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.
. Наилучшим вариантом такой работы, на наш взгляд, является создание второй редакции текста сочинения, за которую и будет ставиться отметка. Это дает возможность как учителю-логопеду, так и учащимся сравнивать эти варианты, видеть пути совершенствования текста, формирует у детей умение исправлять допущенные ошибки, создавать более совершенный текст.
Работа над отдельными ошибками дает, как показывает практика, гораздо меньший эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»
Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1
Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2
Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board
Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....
Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас» для учащихся 1-х классов с ТНР
Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов с тяжелым нарушением речи направлено на формирование умения различать и узнавать звуки окружающего мира....
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [c] - [ш] для учащихся 2 класса.
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[Ш] для учащихся 2 класса.Цель: Научить учащихся сравнительному...