Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
рабочая программа

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»

«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

_________ Т. А. Новикова  

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ Н.С. Полоскова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по нравственному направлению

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

(наименование курса)

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 1 «И»  класс

(ступень образования / класс)

на 2018-2019 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила: Притчина Е. А.

(Ф.И.О.)

Иркутск

2018 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:

- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.

- Программы формирования базовых учебных действий.

        Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Учебный план  ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска.

Цель программы: развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

  1. формирование потребности в чистоплотности, аккуратности, опрятности, поддержании порядка;
  2. формирование бережного отношения к вещам;
  3. формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;
  4. формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
  5. формирование представления об экстремальных (чрезвычайных) ситуациях и правилах поведения в них;
  6. развитие нравственных качеств личности;
  7. воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
  8. формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;
  9. формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
  10. формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
  11. освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;
  12. воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания.

Срок реализации программы – 1год.

Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Человек становится личностью только в обществе культуры и общества. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Формирование таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного развития. Нравственное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями направлено на обеспечение их личностного и социокультурного развития, формирование нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Важными направлениями нравственного развития обучающихся являются воспитание чувства уважения к окружающим, осмысление ответственности за свои действия, поступки, взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения.

Воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека  его отношение к самому себе и другим людям. Рабочая программа направлена на изучение этических норм поведения, знакомство с правилами поведения дома, в школе, в гостях, в общественных местах. Ребёнку необходимо почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий обучающихся с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

  1. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Раздел

Количество

часов

1

«Я - вежливый»

4

2

«Друзья - наши меньшие»

12

3

«Я - хороший»

10

4

«Полезные советы»

6

Количество часов по четвертям

Четверть

Количество часов

I четверть

8

II четверть

8

III четверть

10

IV четверть

  1. Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

      Личностные результаты освоения программы могут включать:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  4. формирование уважительного отношения к окружающим;
  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Возможные предметные результаты  должны отражать умения:

  • обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
  • соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
  • обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;
  • взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
  • оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу;
  • вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Я - вежливый»

Знакомство с произведениями  «Жадина» и др.   Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.

Знакомство с понятиями жадный, жадность, добрый, щедрый, делиться, отбирать, поровну. Беседа о правилах вежливости. «Волшебные» слова: приветствия, благодарность, с использованием вербальных и невербальных средств. Игра «Идем в гости». Знакомство с понятиями: вежливость, вежливые слова, аккуратность, правила поведения. Составление «Карты вежливости» (панно, карточки и др.).

«Друзья - наши меньшие»

Знакомство с произведениями  о животных.  Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.

Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Знакомство с понятиями добрый, веселый, заботливый, внимательный, красивый. Просмотр фото и видео материала. Презентация «Друзья - наши меньшие». Дидактические  игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку».

«Я - хороший»

Знакомство с произведением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».  Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Разбор конкретных и аналогичных ситуаций (мультфильмы, видеосюжеты). Знакомство с понятиями: трусость, доброта, слабость, вежливость, чистота, защитник, храбрость. Составление портфолио «Я – хороший», просмотр презентации.

«Полезные советы»

Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь» (отбор серий на выбор учителя). Беседа по содержанию мультфильмов. Разбор конкретных ситуаций. Знакомство с понятиями: опасность, осторожность, правила безопасности, можно, нельзя и др. Составление «Карты безопасности» (панно, карточки и др.), включающей опасные и безопасные ситуации.

Программа рассчитана на  1  час  в неделю.  

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся  являются:

- объяснение нового материала с опорой на наглядность, на арт-терапию, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, предметные картинки, трафареты.

- закрепление изученного материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;

- обобщение и систематизация пройденного материала.

6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

ЭОР, наглядность

«Я - вежливый»

1

06.09.17

Произведение «Жадина».

Произведение «Жадина».

nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - вежливый»

1

13.09.17

Произведение «Жадина».

nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - вежливый»

1

20.09.17

Произведение «Жадина». Игра «Идем в гости».

nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - вежливый»

1

27.09.17

Произведение «Жадина».

nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

04.10.17

Предметные картинки. Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

11.10.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

18.10.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

25.10.17

Предметные картинки.  Игра «Идем в гости». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

08.11.17

Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

15.11.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

22.11.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

29.11.17

Презентация «Друзья - наши меньшие». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

06.12.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

13.12.17

Дидактические  игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку».

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

20.12.17

Дидактические  игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку».

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Друзья - наши меньшие»

1

27.12.17

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

10.01.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

17.01.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

24.01.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

31.01.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

07.02.19

Составление портфолио «Я – хороший». Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

14.02.19

Составление портфолио «Я – хороший».Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

28.02.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

07.03.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

14.03.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Я - хороший»

1

21.03.19

Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

04.04.19

Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

11.04.19

Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

18.04.19

Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

25.04.19

Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

16.05.19

Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

«Полезные советы»

1

23.05.19

Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net

Итоговый урок

1

30.05.19

Подведение итогов. Подвижные игры.

- Согласно расписания, рабочая программа рассчитана на 33 часа.

7.Описание учебно-методических средств обучения

№ п/п

УМС

Список (перечень)

1

Дидактическое обеспечение

Набор предметных и сюжетных картинок,  звучащие игрушки, предметы окружающей действительности, цветные и простые карандаши, книги с  народными сказками, авторскими сказками, детскими рассказами.

2

Методическое обеспечение

1Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости». Камычек Я. «Вежливость на каждый день». Смолка К., «Правила хорошего тона». Дорохов А. «О культуре поведения».

  Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности».

3

Материально-техническое обеспечение

Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; видеозаписи действий, правил поведения ;изображения их действий, качеств.

Лист коррекции

№ п/п

Тема урока

Дата

Причина

Согласование с заместителем директора  по УР

план

факт