Использование на уроках ИКТ, здоровьесберегающих технологий
материал

Архипова Елена Витальевна

В материале представлена работа с интерактивными, здоровьесберегающими технологиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование на уроках ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Архипова Елена Витальевна

Учитель

Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского Автономного Округа – Югры

«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

город Нефтеюганск

       Поиск и реализация  путей повышения результативности общего образования предполагает внедрение в образовательный процесс  информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать  проекты.     Использование ИКТ дает возможность  обучающимся  освоить навыки работы в информационной среде, которые могут быть востребованы  непосредственно по окончании школы.

Данная технология  широко используется педагогами при проведении уроков, внеклассных мероприятий, предметных недель.

В нашей стране есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Именно урок можно использовать в качестве главного  поля реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Так, здоровьесберегающие технологии профессора В. Базарного включают десятки приёмов,  способов, в т. ч.  и дидактических: ограничение книжного обучения, акцент на развитие образного мышления, выработке пластического, лишённого судорожных зажимов почерка, организация урока в режиме движения, постоянного поиска, использование в процессе обучения конторок, офтальмотренажёров, панно для сюжетно-образного моделирования, экологических прописей и других средств.

Задачи:

  • Сохранить  и укрепить здоровье обучающихся
  • Разрешить проблему перегрузки и переутомления детей на уроках
  • Укреплять и развивать внимание, память.

Решение данных задач требует наличия специального оборудования, которое было   приобретено администрацией школы для внедрения элементов  данной технологии:  

  • Конторки Базарного
  • Таблицы для глазодвигательной гимнастики
  • «Зрительно – вестибулярный тренажёр Базарного «Зевс»

Как средство профилактики и оздоровления В.Ф. Базарным рекомендуется укоренение в детстве телесной вертикали  с раннего детства за счёт использования в учебном процессе специальной мебели, приобретенной  – конторок: часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется осанка. Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с удовольствием работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.

Использование таблицы для глазодвигательной гимнастики

Методика сенсорно – координаторных тренажей с помощью меняющихся  зрительно – сигнальных сюжетов.

  • «Зрительно – вестибулярный тренажёр  В. Ф. Базарного «Зевс»
  • Проведение уроков в режиме движения материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий.  Для этого используются карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке  класса.


Предварительный просмотр:

Доклад

Здоровьесберегающие технологии на уроках профильного труда

Одной из важнейших задач  современной школы является сохранение здоровья детей. В образовательном учреждении обучающиеся проводят значительную часть дня. Именно в школе дети получают знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.  Поэтому  Преподаватель должен заботиться о состоянии психического здоровья обучающихся, пополнять методическую копилку здоровьесберегающих методов и приёмов.  

Здоровьесберегающие технологии на уроках профильного труда - задача особой важности. Используемые технологии – это технологии игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий.

На уроках профильного труда дети знакомятся с разновидностями комнатных, цветочно - декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На практических занятиях обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены и безопасности труда. Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

На уроке необходимо менять подход к традиционной позе учащегося и вести режим меняющихся поз. Например:

На растягивание отделов позвоночника.

  • Наклоны вперед, назад, в сторону.
  • Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
  • Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

Упражнение на снижение утомления.

  • Упражнение «Дерево».
  • И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.

Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.

  • «Железная дорога».
  • Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.

Смена статических поз во время урока:

  • Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.

Оздоровительные моменты на уроке

  • физкультминутки на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления,
  • минуты релаксации,
  • массаж активных точек,
  • чередование поз,
  • дыхательная гимнастика.

Необходимо чередовать паузы физических упражнений с использованием получения заряда положительных эмоций. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, пословиц, афоризмов.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Исходя из опыта  работы, можно сделать вывод:  здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.

          Учитель профильного труда                                                Е.В. Архипова



Предварительный просмотр:

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Открытый урок "Путешествие в осенний лес" с использованием ИКТ, Игровой и Здоровьесберегающей технологий.

Разработка занятия предназначена для детей среднего школьного возраста. Занятие проходит в форме игры - путешествия со сказочным персонажем Лесовичком, который приглашает всех к себе в гост...

Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий как средство преодоления проблем в обучении.

Основной задачей школы , на данном этапе, является сохранение здоровья школьников. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

Использование песен как разновидности здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный климат, снижается ...