Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий как средство преодоления проблем в обучении.
статья по алгебре на тему

Осипова Людмила Васильевна

Основной задачей школы , на данном этапе, является сохранение здоровья школьников. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий. В данном докладе, изложены некоторые  технологии, которые помогут разнообразить урок и облегчить изучение материала школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

           Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий  

                                      как средство преодоления проблем в обучении.

    Особенности целей и средств обучения математике при использовании здоровьесберегающих технологий.

       Особенностью целей обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения, является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения и социализации. Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

       Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

     Требования к содержанию обучения математике с позиции здоровьесбережения.

Основные требования к содержанию обучения учащихся математике с позиций здоровьесбережения школьников:

а)  разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;

б)  содержание обучения математике должно включать не только знания о математических понятиях, утверждениях, правилах – о числе, отношениях и их свойствах, величинах, задачах и т.п., но и рассматривать метазнания (знания о математике, об особенностях математических объектов); смыслы математических понятий и способов действий; язык представления математического знания, форму его выражения.

в)   возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями учащихся, исключая информационную перегрузку и «недогрузку».

     Организация уроков математики в условиях здоровьесберегающего обучения

Важна правильная организация учебной деятельности, а именно: математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующий от учеников концентрации внимания и напряжения сил  в течение всего урока. Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения, она должна обеспечивать:

Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании. Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он  мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.

       Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”          Ответ: 7, 12,5,5, 5.

     При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.             Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.                  Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

        Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48.

Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.                                      Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.        Ответ: 20 и 62.

      При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний и работоспособность учащимися в течение урока различается:

  • 5-25-я минуты - 80%;
  • 25-35-я минуты - 60-40%;
  • 35-40-я минуты - 10%.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока которые характеризуются:

  • продолжительностью;
  • объемом нагрузки;
  • характерными видами деятельности.

     

О развитии утомления у школьников свидетельствуют следующие признаки: 

  • снижение продуктивности труда: увеличение количества ошибок и времени выполнения задания;
  • изменение почерка;
  • ослабление внутреннего торможения: проявление двигательного беспокойства (в т. ч. "кривляние", ерзание), частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • шум в классе.
  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе.

Важно помнить, что главные причины, вызывающие утомление учащихся на уроке:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
  • переполненность классов (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого учащимся следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха повышается внимание, улучшается восприятие учебного материала

   Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики и имеющему к тому же задержки психического развития. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Физкультминутки - это кратковременные перерывы в учебных занятиях (1-3 мин) для проведения физических упражнений. Цель физкультминуток- предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Заключение

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях как средство преодоления проблем в обучении у детей с ОВЗ

Одной из важнейших задач школы на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Особенно это актуально в работе с детьми с ОВЗ, у которых  имеются различные...

Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.

В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики основных понятий и терминов экономики....

Использование на уроках ИКТ, здоровьесберегающих технологий

В материале представлена работа с интерактивными, здоровьесберегающими технологиями...

Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению....

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не толь...

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...