Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Бажина Лариса Николаевна

Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch._tekst_sorochonok.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Звук  «Ч». Автоматизация. Работа над паузами в тексте.

РСВ. Текст "Сорочонок". Восприятие текста целостно и по предложениям.  

Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить умение соблюдать паузы в конце предложений и внутри их.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок»  целостно и по предложениям, а также слов и словосочетаний текста со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить умение соблюдать паузы в конце предложений и внутри их.  

РСВ. - вырабатывать умение воспринимать текст целостно и по предложениям,  различать слова и словосочетания текста со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо);

Коррекционно-развивающие задачи:

 ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «ч»;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Птицы»;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- расширять словарь синонимов по теме «Птицы»;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Птицы»;

- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Четвёртый лишний»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности:  дисциплинированность, сострадание и любовь к представителям живой природы, стремление беречь природу родного края.

Оборудование:

 - презентация с заданиями по теме «Птицы»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточки с речевым материалом по теме «Птицы»;

План занятия:

I Организационный момент.

1. Объявление темы занятия (с созданием проблемной ситуации). (Карточки № 1, 2.)

2. Постановка целей. (Карточка № 3.)

3. Формулировка критериев оценки.

II Работа над формированием произношения.

1) компьютерный слайд  № 1. (Послушай. Повтори.);

2) компьютерный слайд  № 2. Работа с изображениями птиц. Развитие навыков словоизменения и словообразования. (Прочитай. Назови);

3) компьютерный слайд  № 3. Работа с изображениями. (Назови). Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);

4) компьютерный слайд  № 4. Работа с изображениями. (Рассмотри внимательно; прочитай предложение). (Покажи на карте место обитания);

5) компьютерный слайд  № 5. Работа с речевым материалом. (Составь предложения.)

6) компьютерный слайд  № 6. Работа с изображением. (Прочитай предложение. Подбери обобщающее слово.);

7) компьютерный слайд  № 7. Работа с речевым материалом. (Назови. Составь словосочетания.);

8) закрепление правила орфоэпии. (Карточка № 4). (Вспомним обозначения.);

9) работа с речевым материалом. (Карточка № 5). (Прочитай. Соблюдай правило.);

10) компьютерный слайд  № 8. Работа с изображениями. (Обязательно прочитай).

III Работа над развитием слухового восприятия.

1)Восприятие текста целостно на рабочем расстоянии. (Послушай и скажи.);

2) Восприятие фраз текста по порядку на рабочем расстоянии . (Слушай и повторяй.)

3) Восприятие слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);

4)  Восприятие слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);

5) Восприятие слов и словосочетаний без аппаратов (левое ухо). (Слушай без аппаратов.);

 6) компьютерный слайд  № 9. Работа с изображениями. (Прочитай. Подбери синоним. );

7) компьютерный слайд  № 10. Работа с изображениями. (Поступай правильно).

IV Итог занятия.

1) карточка № 5. (Что ты делала на занятии?)

2) самооценка;

3) оценка учителем.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьница (ш.): Здравствуйте.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

1. Объявление темы занятия.

(У.): Демонстрирует иллюстрацию с изображением грача.

(У.): Кто это?

(Ш.): Это грач.

(У.): Верно. Повтори слово.

(Ш.): Повторяет:

(У.):  Какой звук ты слышишь в конце этого слова?

(Ш.): Я слышу звук «Ч».

(У.):  Верно. Мы будем сегодня работать над автоматизацией звука «ч» в слогах, словах, предложениях, тексте. А теперь отгадай загадку:

Карточка № 1.

Читают сопряжено:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом, это…

(Ш.): Птицы!

(У.):  Правильно, мы будем говорить о птицах. Какие бывают птицы? Если остаются зимовать -…

(Ш.): Зимующие.

(У.):  Верно. Если улетают на зиму в тёплые края-…

(Ш.): Перелётные.

(У.):  Да. Если живут с человеком и приносят ему пользу - …

(Ш.): Домашние

(У.):  Правильно. Мы говорили о зимующих, перелётных и домашних птицах на прошлых занятиях. Сегодня мы повторим пройденное и познакомимся с новым видом птиц: ручными птицами. Прочитай тему занятия.

(У.):  Читает тему занятия.

Карточка № 2:

Тема занятия: Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок". Восприятие текста целостно и по предложениям.  

2. Постановка целей.

(У.): Цели занятия:  закреплять произношение  звука "Ч" в слогах, словах,  предложениях тексте; соблюдать паузы в тексте;  развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок» на рабочем и резервном расстоянии.  

(У.): Назови цели  занятия.

(Ш.): Повторяет:

Карточка №3:

Цели занятия:

- закреплять произношение  звука "Ч" в слогах, словах,  предложениях тексте;

-соблюдать паузы в тексте;  

-развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок» на рабочем и резервном расстоянии.  

3. Формулировка критериев оценки.

Если ты будешь хорошо работать над звуком "ч", над паузами в тексте; будешь хорошо слушать текст, словосочетания и слова, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь три наклейки - значит, работала отлично. Старайся.

II Работа над формированием произношения.

1. Закрепление звука в слогах. словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги, слова.

(Ш.): Повторяет:

Компьютерный слайд  № 1:

     ча - ача - ачка

чайка - сорочата - ласточка

     чо - ачо - очка

чёрный - галчонок - кочка

     чи - ачи - ичка

чиж - грачи - синичка

      че - аче - ечка

червяк - стрекочет - крылечко

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я повторяла слоги и слова.

Компьютерный слайд  № 2:

На слайде - изображения птиц: синицы, галки, кукушки, утки, курицы.

(У.): Прочитай названия птиц.

(Ш.): Читает.

(У.): Назови птиц ласково.

(Ш.): Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка.

(У.):Как лучше сказать: Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка - это птицы или птички?

(Ш.): Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка - это птички.

(У.): Какие птички живут в птичнике?

(Ш.): В птичнике живут уточка, курочка. Это домашние птички.

  Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.): А теперь поговорим о диких птицах.

Компьютерный слайд  № 3:

На слайде - - изображения  ласточки, чибиса, пчелы, грача, чижа.

(У.): Назови диких птиц.

(Ш.): ласточка, чибис, пчела, грач, чиж.

(У.): Как ты думаешь. кто лишний?

(Ш.): Пчела.

(У.): Почему?

(Ш.): Потому что пчела - это насекомое.

(У.) что ты делала?

(Ш.): Я называла диких птиц.

Компьютерный слайд  № 4:

На слайде – изображения чёрного аиста, чёрного коршуна, чёрного журавля.

(У.): Прочитай предложение

(Ш.): Читает: Чёрный аист, чёрный коршун, чёрный журавль обитают в Сибири.

(У.): Ты знала о существовании этих птиц?

(Ш.): Нет.

(У.): Рассмотри их повнимательнее.

(Ш.): Повторяет названия птиц.

(У.): Возьми карту. Покажи на карте место обитания этих птиц.

(Ш.): Показывает на карте Сибирь.

(У.): Что ты показала?

(Ш.): Я показала Сибирь.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

Что ты делала?

(Ш.): Я показывала на карте место обитания птиц.

Компьютерный слайд  № 5.

На слайде - сочетания слов:

Воробей          курлычет.

Журавль          чирикает.

Курица             стрекочет.

Сорока              кудахчет.  

(У.): Кто как голос подаёт? Составь предложения.

(Ш.): Воробей чирикает. Журавль курлычет. Курица кудахчет. Сорока стрекочет.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я составляла  предложения.

Компьютерный слайд  № 6:

На слайде - изображение птичьего гнезда с яйцами и птенцами.

(У.): Прочитай предложение.

(Ш.): Читает: В гнёздышке яички - вылупятся птички.

(У.): Как называются детёныши птиц?

(Ш.):Детёныши птиц -  птенцы.

(У.): Назови птенцов ласково.

(Ш.): Птенчики.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

Компьютерный слайд  № 7.

На слайде - сочетания слов:

У галки                 грачата.

У скворчихи       сорочата.

У грачихи              галчата.

У сороки         скворчата.

(У.): Назови птенчиков. Составь словосочетания.

(Ш.): У галки галчата. У скворчихи скворчата. У грачихи грачата. У сороки сорочата.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я составляла словосочетания.

(У.): Будем работать над соблюдением пауз в тексте. Вспомним обозначения.

Карточка № 4.

  Паузы:

короткая -

длинная -

(У.):

Карточка № 5.

(Ш.): Читает, соблюдая паузы:

Сорочиха на рассвете

Чудным сорочатам-детям

Носит в клюве червячков,

И личинок,  и жучков -

Ешьте,  сорочатки,

Чёрные ребятки!

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я соблюдала паузы.

Компьютерный слайд  № 8.

На слайде – портрет Николая Сладкова и иллюстрации из его книг.

(У.): Мы говорили о птицах. Тебе было интересно?

(Ш.): Да.

(У.): Интересные рассказы про птиц писал Николай Сладков, детский писатель. Я советую прочитать сборники рассказов «В лесах счастливой охоты», «Воробьишкина весна», «Каменка-плясунья» и другие. Также вы подробно будете изучать птиц на уроках биологии.

(У.): Как ты говорила звук "Ч"?

(Ш.): Хорошо.

(У.) Получи наклейку.

(У.): Как ты работала над паузами?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): А теперь внимательно послушай текст и скажи, о чём он?

(У.): Читает текст «Сорочонок» на рабочем расстоянии за экраном.

(Ш.): Воспринимает текст целостно на рабочем расстоянии.

(У.): О ком рассказ?

(Ш.):  Рассказ про сорочонка.

(У.): А сорочонок – это взрослая птица или птенчик?

(Ш.): Птенчик.

(У.): Сорочонок - птенчик галки?

(Ш.): Нет, сорочонок - птенчик сороки.

(У.): Правильно. Слушай и повторяй.

(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии:

           Сорочонок.

Принесли нам сорочонка.

Кормили мы его кашей, мочёным хлебом.

Он быстро научился летать, но сам есть не мог.

Сунем ему в рот творогу или хлеба, проглотит сорочонок и опять начинает просить есть.

Однажды вечером по двору ходил петух.

Вдруг к петуху подлетел сорочонок и раскрыл клюв.

Петух схватил червяка и начал трясти им перед  сорочонком.

Сорочонок смотрел-смотрел, а потом цап - и съел.

(У.): А теперь слушай на резервном расстоянии:

А петух то ему даст, то сам съест.

Так и научил сорочонка есть самостоятельно.

Вот так учитель!

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала текст.

(У.): Будем слушать словосочетания и слова.

(Ш.): Повторяет отражённо: принесли сорочонка; мочёным хлебом; научился летать; сорочонок; сорочонка; червяка.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала словосочетания и слова.

(У.) Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

(Ш.): Снимает аппараты. Слушает левым ухом. Повторяет отражённо: мочёным хлебом; схватил червяка; сорочонок; научился.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала без аппаратов.

(У.): Ребята помогли сорочонку – кормили его, ухаживали за ним. Он стал домашней птицей. Птицы, которые живут с людьми, в домашних условиях, которые не боятся людей и считают тех своими хозяевами и друзьями, называются ручными.

Компьютерный слайд  № 9.

На слайде проявляется надпись: ручные птицы.

(У.): Прочитай словосочетание.

(Ш.): Читает.

(У.): А каких ещё ручных птиц ты знаешь?

(Ш.): Попугай.

(У.): Правильно. А кроме того, познакомься с  другими ручными птицами.

На слайде появляются изображения канарейки, щегла, зяблика, дрозда, чижа, голубя, сойки, канарейки.

(Ш.): Читает названия ручных птиц.

(У.): А как по-другому можно назвать ручных птиц или животных? Подбери синоним.

(Ш.): Питомцы.

(У.): Верно. Домашние птицы живут в тепле, не страдают от холода и жажды. А про диких птиц можно это сказать?

(Ш.): Нет.

(У.): Как ты думаешь, в какое время года птицы особенно нуждаются в нашей помощи?

(Ш.): Зимой.

(У.): Как ты помогаешь птицам зимой?

(Ш.): Сыплю корм в кормушки.

(У.): Правильно поступаешь. Помогай птицам зимой.

(У.): Как ты слушала текст, словосочетания, слова?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Получи наклейку.

(У.): Сегодня мы познакомились с ручными птицами, а завтра будем говорить о хищных птицах и  местах их обитания.  

IV Итог занятия.

(У.): Какой звук ты закрепляла в слогах. Словах, предложениях, тексте?

(Ш.): Я закрепляла звук «ч».

(У.): Что ты соблюдала при произношении текста?

(Ш.): Я соблюдала паузы.

(У.):Какой текст ты слушала на занятии?

(Ш.): Я слушала текст «Сорочонок».

(У.): Цели занятия выполнены.

 (У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?

(Ш.): Я занималась хорошо.

(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила три наклейки. Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!

(У.): До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей....