Разработка занятия: Дифференциация звуков «Г-К». Тема «Солнечная система».
методическая разработка (7 класс) на тему

Цели занятия:

  • Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
  • Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов;
  • Воспитание самоконтроля за произношением в ходе работы по развитию слухового восприятия;
  • Формирование умения воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с  помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал занятия;
  • Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми;
  • Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

по учебному предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

Формирование произношения:      Дифференциация звуков «Г-К».

Развитие слухового восприятия:   Тема «Солнечная система».

Составила:

Созаева Нина Солтан-Бековна,

учитель-дефектолог (сурдопедагог).

Аннотация к технологической карте

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для индивидуального занятия  с учащимся 7  класса с нарушениями слуха.

Тема занятия:  ФП:  Дифференциация звуков «Г-К».

                                  РСВ:  Тема «Солнечная система».

Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, личностноориентированного подхода.

Цели:

  • Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
  • Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов;
  • Воспитание самоконтроля за произношением в ходе работы по развитию слухового восприятия;
  • Формирование умения воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с  помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал занятия;
  • Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми;
  • Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.

 

Задачи:

Образовательные:

  • развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, дифференциацией звонких и глухих согласных;
  • развивать восприятие слов, фраз обиходно-разговорного характера и при организации диалога между учащимися на слух и слухо-зрительно.
  • учить опознавать и различать слухо-зрительно и на слух речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов (математика);
  • тренировать в распознавании нового текста, предъявленного целиком на слух, опознавании и различении речевых единиц текста;
  • тренировать в восприятии речи без использования индивидуальных слуховых аппаратов.

Коррекционные:

  • активизировать и уточнять словарный запас;
  • учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятия;
  • развивать кратковременную зрительную память.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Планируемые образовательные результаты:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных УУД: учебно-познавательную мотивацию, эмоциональное отношение к учебной деятельности, самооценку.

Познавательных УУД: умение применять знания в ситуациях, созданных на занятии, установление причинно-следственных связей), овладение общеучебными действиями (запоминание, восприятие, знаковосимволические действия), умение делать выводы из полученной информации.

Регулятивных У УД: саморегуляцию, умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Коммуникативных У УД: Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение передать свою мысль в устной речи.

Программные требования:

Учащиеся должны уметь воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; знать и соблюдать орфоэпические правила, осуществлять контроль за различными сторонами произношения.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 70% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Программное содержание:

Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого школьника воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.

Особое значение на этапе активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом придается обучению учащихся воспринимать слухо-зрительно и на слух довольно большие по объему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха и отвечает требованиям программы по родному языку. На индивидуальных занятиях совершенствуются навыки слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.

Основные понятия:

Восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо; предъявление разных единиц речи; предъявление материал целиком или по частям; смена видов деятельности ребенка; смена тематики речевого материала; восприятие, опознавание, различение, распознавание речевого материала.

Тип занятия: закрепление пройденного материала, глобальное восприятие текста.

Форма занятия: индивидуальное занятие по РСВ и ФП.

Технология обучения: коррекционно-развивающая.

Оборудование занятия: ноутбук, презентация, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде.

Технологическая карта группового занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. учителя

Созаева Нина Солтан-Бековна

Место работы

ГКОУ школа-интернат для глухих детей

Должность

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Класс

7

Ученик

Салказанов Даниил

Д/З: нейросенсорная тугоухость IV степени, ДЦП,  косоглазие. Кохлеарно имплантирован в 6 лет. В следствии ДЦП артикуляционная моторика в состоянии дистонии (синдром расстройства двигательной активности).

Предмет

Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Межпредметные связи

Математика, астрономия.

Форма работы

Индивидуальная.

Тема

ФП:  Дифференциация звуков «Г-К».

     РСВ:  Тема «Солнечная система».

Тип

Закрепление знаний.

Цель

Обработка произносительных навыков на материале текста. Учить распознавать и различать на слух части текста (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми). Обработка произносительных навыков на материале текста. Учить воспринимать текст, задания по тексту.

Задачи

Предметные (образовательные)

Изменять силу голоса в связи со словесным ударением. Произносить слитно, на одном выдохе слоги, слова, словосочетания, фразы сопряженно с учителем и отражённо по подражанию,

Личностные (воспитательные)

воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

воспитывать положительную мотивацию к учению;

воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки;

развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.

Метапредметные (развивающие)

Познавательные:

- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать других;
  • уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Коррекционные

Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала.

Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Оборудование урока:

Ноутбук, экраны, таблички с фразами, иллюстративный  дидактический материал в электронном виде.

Технологии, методы и приемы

Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения.

Технология здоровьесбережения.

Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.

Организационная структура индивидуального занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Учитель приветствует учащегося.

Задает организационные вопросы.

- Здравствуй.

- Как ты меня слышишь?

Что ты сегодня будешь делать на занятии?

Мы будем хорошо говорить. Слушать и вести диалог. Выполнять задания. Слушать, распознавать и различать новый текст. 

Ученик приветствуют учителя.

- Можно войти в слуховой кабинет?

- Доброе утро!

- Я слышу хорошо.

Я буду слушать и говорить.

Обучающий  контролируют свое произношение.

II. Построение нового знания (18 мин.)

1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.).

1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно

- Будем петь гласные звуки.

А_ О_ У_ И_ Ы_ Э_

2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов:

средним голосом

тихим голосом  - Говори тихо!

                            -Как ты говорил?

громким голосом – Говори  громко!

                               -Как ты говорил?

ГА-ГА-ГА               КА-КА-КА

га-га-га                    ка-ка-ка

-Тихо.

ГА-ГА-ГА               КА-КА-КА

-Громко.

3) - Будем работать над дыханием.

-Сделайте длинный вдох через рот, а выдох через нос.

-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.

4) Рассмотрим профили звуков

«К, К’, Г, Г'»

При звуке «Г» есть голос.

При звуке «К» голоса нет.https://cf.ppt-online.org/files/slide/l/L3zsbUZvJlThAaFCIWMuX7x52gQrnRBtqYGVPj/slide-51.jpg

2. Работа по коррекции произносительных навыков. Проводится на слух и слухозрительно.

На слух предъявляются слоги и речевой материал 2 раза. После двукратного предъявления, если материал не воспринят, он предъявляется слухозрительно. Затем предлагается табличка для прочтения с соответствующим слогом.

Га  ка              Гу   ку                   Ги  ки                  Гю  кю

Го  ко             Ге   ке                    Гё  кё                   Гя   кя

 Работа над словесным ударением

Грýз, крáн, иглá, клáд, стакáн, сапогѝ, магазѝн, вáленки, вагóны, пакѐты, ýтка, гóды, гóлубь, листóк, кусóк, собáка, магазѝн, огóнь, отвáга, кóнь, ýгол, густóй

III. Применение полученных знаний

1. Различение речевого материала на слух. (10 мин.)

Нога, нитка, ветка, вьюга, снега, слуга, газета, качели. погода, вагоны, погоны, голова, далеко, высоко, низко, близко, колонка, голосок, молоко, голоса, колесо, уголок, гусаки,  куница, кубики, покупать, погулять, по снегу, по звуку, на ноге, на бегу, на скаку.

2. Новый по звучанию материал.

Закрепление нового по звучанию материала при восприятии на слух в сочетании со знакомым речевым материалом.

Назови картинки  в названии которых есть буква «Г» или «К».

https://1.bp.blogspot.com/-c58opbD3ep0/WEwBhqDc4WI/AAAAAAAABIo/KEq4d4Ub9UkflvsWGtWKa-a4868_5tIVgCLcB/s1600/hello_html_m614c12a1.jpg

Прочитай словосочетания

Крутая горка

Корка хлеба

Пришли гости

Красная калина

Прибыл гонец

В ворота гол

Спортивная игра

Глубокий погреб

Газовая горелка

Круглая катушка

Грозди калины

Кисти винограда

Мешок картошки

Горсть крупы

Дорогой подарок

Крупная клубника

Скакал галопом

Громко говорил

Купил гармошку Высоко прыгнул

Грибная поляна

IV. Физминутка.

Цель: восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.

Выполняем упражнения

Поднять руки вверх. Потянуться. Присесть на корточки. Руки опустить на пол. Прохлопать ритмический рисунок. Улыбаться.

3. Организация диалога на основе речевого материала

Текст «Солнечная система»

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
Солнце образовалось около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких звезд.

В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. За цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.

-Я буду слушать текст.

Текст целиком воспринимается учащимся слухозрительно дважды.

-Я слушал текст https://www.proza.ru/pics/2017/05/04/1793.jpg

Работа по тексту:

1) Рассмотрим, что такое источник энергии, орбита, цикл оборота.

Орбита – путь по которому  движется планета.

Цикл оборота -срок, за который планета 

                             совершают полный оборот вокруг Солнца.

2) Ответь на вопросы:

 - Какая звезда находится в центре Солнечной системы?

- Сколько крупных планет вращается вокруг Солнца?

Солнце.

9 крупных планет

3) Назовем планеты

.   https://i.pinimg.com/originals/2c/f3/72/2cf3725c75af2974d19a66cc0dc4a52b.png

V. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Математика. 

-Послушайте и ответьте на вопросы:

Сколько сантиметров в 1 метре?

Сколько минут в 1 часе?

Сколько секунд в 1 минуте?

Сколько секунд в 1 часе?

Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректируют свое произношение с помощью учителя.

В 1 метре 100 см.

В 1 часе 60 минут.

В 1 минуте 60 секунд.

В 1 часе  3600 секунд  (3600=60 минут * 60 секунд )

VI. Домашнее задание

Впиши названия планет Солнечной системы.

                           

VII. Рефлексия деятельности (1-2 мин.)

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы.

- Что ты делал на занятии?

Оцениваю работу ученика.

- Ты сегодня внимательно слушал, старался правильно говорить.

-Я слушал, говорил, отвечал на вопросы.

-Я занимался хорошо, мне было интересно и все понятно. 

-Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дифференциация звуков ч-ц ".

Конспект занятия разработан для группы учащихся начальной школы, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН....

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Тема логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [С...

Конспект занятия на тему: «Солнечная система»

Сведения о солнечной системе. Ознаомление с планетами солнечной системы....

Разработка занятия: Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». Тема «Один - много».

                     Метапредметными результатами изучения темы станут умения: Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): опр...

Разработка занятия: Дифференциация звуков «С-З». Тема: Пространственные понятия «Налево», «Направо».

Задачи занятия:развивать восприятие дифференцированных  звуков «С-З»  в слогах, в  словах, фразах, предложениях;развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, ди...