Аспекты подготовки детей с ОНР к школе
статья на тему

В статье представлены важные составляющие работы с детьми с онр при подготовке к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_podgotovki_detey_s_onr_k_shkole.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по выявлению готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Подготовил

Учитель – логопед

МКОУ СОШ МО Славный

Жуликова О.Б.

В статье представлены теоретические аспекты выявления готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и структура диагностической методики по выявлению готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению грамотой выявило, что в последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности во время усвоения школьной программы.

Старший дошкольный возраст – это возраст подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребёнка к освоению письмом и чтением является одной из самых главных вовремя организованной работы с детьми младшего и дошкольного возраста. Ещё в 50-е годы о проблемах начального обучения грамоте говорил Д.Б.Эльконин. О задачах формирования навыков чтения и письма, о проблемах речевого развития детей писали Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. О психологической подготовке ребёнка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов в своих работах говорил Л.С.Выготский. Мотивационная готовность определяется наличием у ребёнка желания учиться. В исследованиях А.К.Марковой, Т.А.Матис, А.Б.Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи информации о ней. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности, включает также формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками. Р.С.Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течении среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребёнка.

Подводя итог, можно отметить, что в познавательном плане ребёнок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребёнка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребёнок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Т.В.Азарова выделяет социально-психологическую готовность к обучению в школе как самую главную. Она характеризует достаточный уровень социального и психического развития ребёнка в период дошкольного детства для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Таким образом, обучению грамоте должна предшествовать определённая логопедическая работа, основные направления которой следующие: развитие фонематического восприятия, узнавание неречевых звуков, звуков речи, различение высоты силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз, различение слов, близких по звучанию, дифференциация фонем и слогов, развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением, прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствие звука), развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Различать согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им, развитие грамматических навыков, развитие связной речи, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а также графических навыков и умений.

По мнению М.И.Лисиной, подготовка детей к школе, задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребёнка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей

Доклад "Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Использование сказкотерапии при подготовке детей к обучению в школе.

Консультационный материал для педагогов и родителей для подготовки детей к обучению в школе. Представлены тексты сказок, используемые для адаптации детей к условиям обучения в школе....

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...