Главные вкладки

    «Аспекты деятельности ГБОУ – «Бежецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот» по профилактике правонарушений.
    материал по теме

    Михайлова Светлана Анатольевна

    В данном материале  представлен опыт работы школы в данном направлении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.rar8.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Аспекты деятельности ГБОУ – «Бежецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот» по профилактике правонарушений.

    1. Одной из самых актуальных и социальных значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

    необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно обстановка, но прежде всего тем, что в сфере организационной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

    А известно, что все правонарушения не только являются противоправными действиями, но и действиями, опасными для здоровья ребенка. И сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы в нашей школе  в данном направлении.

    И начать мне бы хотелось с высказывания Микаэла Налбадяна «Добродетельность или безнравственность человека — дело обстоятельств, и зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды…»  , который выражает общую идею работы нашей школы в вопросе не только профилактики правонарушений, но и вообще социализации нашего ребенка в обществе.

    II.        Профилактика правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной  профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями.

            Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. В реальной жизни порой складываются социальные условия и обстоятельства, когда человек, тем более подросток, не в силах противостоять им. Ребенок подвергается этим воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в развитии.

    Специалисты выделяют 3 вида отклоняющегося поведения:

    1. Девиантное поведение - отклонение в поведении, связанное с нарушением определенных возрастных и социальных норм и правил. (от алкоголизации до суицидных попыток)
    2. Деликвентное поведение (правонарушение) – связано с нарушением правовых норм, не влекущих за собой уголовной ответственности (хулиганство, драки без нанесения тяжких повреждений)
    3. Криминальное поведение (преступление) – поведения, подлежащее наказанию в уголовном порядке по статьям Уголовного Кодекса.

    Существую причины формирования и развития «трудного поведения» у ребенка:

    1. Биологические факторы: пренатальные, интронатальны и постнатальные вредности, душевные заболевания, генетические предрасположенности.
    2. Фактор родительской семьи, т.е. дезадаптированная семья, в которой растет ребенок  (неполная семья, конфликтная семья, семья с асоциальной атмосферой)

    Дети, прибывшие в нашу школу-интернат все из асоциальных семей – это и неполные семьи, семьи с устойчивым алкоголизирующимся, наркотизирующимся или психически больным родителем; криминально ориентированные семьи; семьи, где отец большую часть жизни проводит в тюрьме, а мать превращает дом в притон, где детей физически и сексуально эксплуатируют, где дети страдают от голода, годами не учатся в школе.

    Проанализировав семьи наших детей, я результаты представила  в виде следующих  диаграмм.

     (показ диаграмм  

    Мониторинг семей, в которых родились дети

                    Мониторинг детей, страдающих от различных воздействий

                    Мониторинг возраста, с которого находятся дети в государственных учреждениях.)

    Что касается возраста, с которого находятся дети в государственных учреждениях, то этот фактор немало важен, т.к. чем раньше поступает ребенок, тем больше возможности  скорректировать его поведение.

    Именно отец и мать своими поступками и образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям.

     ВЫВОД: Подводя итог по диаграммам, можно сделать вывод, что у наших детей есть все предпосылки для формирования и развития «отклоняющегося поведения», результатом которого может быть правонарушение или преступление.

    1. Аспекты работы по профилактике правонарушений и самовольных уходов.

    За время работы в школе накоплен положительный опыт по профилактике правонарушений и самовольных уходов. Данная работа проводится в

    2 этапа:

    1. Диагностический.

    Цель: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения  психического здоровья субъектов образовательного учреждения.

    Задачи:        - выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании, токсикомании

                    - выявление воспитанников, постоянно нуждающихся в помощи, защите, снятии стресса (изгои)

                    - профилактика бродяжничества и самовольных уходов, которые влекут за собой не только совершение правонарушений, но и опасность для здоровья детей-сирот.

    Те дети, которые входят в «группу риска», ставятся на внутришкольный учет.

    Представляю вашему вниманию  «Мониторинг учащихся, состоящих на внутришкольном учете».

    Вывод: Количество детей, состоящих на внутришкольном учете увеличивается. Это происходит  за счет того, что в списках стали появляться дети младших классов, которые поступают в государственное учреждение в возрасте от 7 до 13 лет, т.е процесс социализации этих детей происходил в неблагоприятных, а порой и криминальных условиях.

    В нашей школе обучаются дети, имеющие диагноз F- 70, F- 71, имеющие грубые нарушении эмоционально волевой сферы. Таких детей 33 %. В их числе те дети, которые поступили в возрасте от 7 до 14 лет, дети, которые пережили физическое и сексуальное насилие, дети. У которых родители имеют психические расстройства, и дети, родители которых находятся в заключении.

    Все эти дети состоят на внутришкольном учете. С этими детьми очень важна индивидуальная работа.

    1. Коррекционно-профилактическая работа по профилактике    правонарушений и самовольных уходов.

    на этом этапе очень важен принцип комплексного воздействия на ребенка, на его микросоциальное окружение.

    Кто воздействует на ребенка? Как влияет?. Представляю в виде схемы.

    Большая целенаправленная работа по профилактике правонарушений и самовольных уходов проводится классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологом, администрацией школы-интерната, организатором, инспекцией по делам несовершеннолетних.

    Кл. руководители проводят классные часы и предметные недели, экскурсии, посещение музеев, выставок.

    Воспитатели работают по  коррекционно-развивающей программе и по программе трудового часа, проводят классные часы, индивидуальные и групповые беседы, трудовые десанты.

    Учителя предметники. Среди них я выделяю особую роль уроков трудового обучения, СБО, физкультуры, музыки, ритмики, т.к. эти предметы  играют терапевтическое значение.

    Педагог-организатор организует работу кружков, внеклассных и общешкольных мероприятий. Дети, стоящие на внутришкольном учете посещают различные кружки, секции, факультативы (Золушка, Волшебный клубочек, Спортивный, Компьютерия, Природа).

    Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, игротарапии, артерапии и.т.д., индивидуальные и групповые беседы.

    Социальные педагоги проводят классные часы, индивидуальные и групповые беседы. Также ведется тесная работа с работниками ИДН по профилактике и предупреждению правонарушений.

    Администрацией школы привлекаются волонтеры, спонсоры, которые организуют различные экскурсии, поездки, мастер - классы. Дети с удовольствием участвуют в этих мероприятиях.

    При организации такой работы по профилактике правонарушений  ни один ребенок не остается без внимания.  Созданы все условия, чтобы каждый ребенок нашел занятие по душе, чтобы для него была создана ситуация успеха, только в этом случае ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно и даже в случае самовольного ухода у него возникнет желание вернуться в школу. Вся работа направлена на развитие и коррекцию личности ребенка, а также на сохранение психического и физического здоровья.

    И хочу представить результаты совместной работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений.

    Мониторинг воспитанников, состоящих на учете в ИДН

    Мониторинг воспитанников, совершивших самовольный уход.

    Вывод: Воздействие на «трудного ребенка» осуществляется успешно при активном вовлечении его в учебную и общественную деятельность, особенно во внеурочную, при непрерывности и систематичности педагогических влияний.

    Педагогическая деятельность имеет важное значение в работе по профилактике правонарушений. Главная задача работы педагога – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия негативных факторов на формирующуюся личность. Но такая наша работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

    В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

    «Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

    Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

    Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

    Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

    План воспитательной работы в 8 классе Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД.Цель: продолжать работу по сплочению детского коллектива.Общие задачи:»               формировать...