Родителям о детях с ОВЗ
статья на тему

Ильёва Ирина Алексеевна

Появление в семье ребёнка  – одна из самых больших радостей жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, самые большие упования. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_detyakh_s_ovz.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С ОТСТАВАНИЕМ В РАЗИТИИ

     Появление в семье ребёнка  – одна из самых больших радостей жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, самые большие упования. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

     Однако всё складывается совсем иначе, когда ребёнок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, мысль о незаслуженности случившегося: «Почему именно у меня?», тревога за будущее: «Что будет с моей семьёй, с моим ребёнком?» Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.

     В состоянии родителей, вызванном рождением ребёнка с психофизическими нарушениями, может быть выделено четыре основных периода:

- состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает самооценка, возникает чувство вины;

- переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других, чаще всего на медицинский персонал. Представление о состоянии ребёнка далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознаётся. Видимо, при этом включается своеобразный защитный механизм;

- депрессия, связанная с пониманием истинной картины заболевания. Как показывают клинические исследования, наряду с депрессией у матерей отмечались астенические явления: головные боли, скачки артериального давления. Женщины становились более замкнутыми, раздражительными, несдержанными, слезливыми;

- состояние семьи, когда родители примиряются с психофизическими  особенностями ребёнка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов.

     Естественно, в разных случаях отмеченные периоды могут протекать с различной степенью выраженности внутренних состояний.

     У всех детей с одним и тем же диагнозом имеются как общие проблемы, так и специфические трудности, которые связаны непосредственно с характером и выраженностью первичных нарушений и с особенностями вторичных отклонений.

     Нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений и зависят от ранней коррекционной помощи и от её направленности.

     По утверждению Л. С. Выгодского именно вторичные отклонения в развитии являются основным объектом коррекционного воздействия. Не только первичное нарушение определяет характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут усилить дефект, либо способствовать его преодолению.

     Специфика нарушений состояния психического здоровья у таких детей характеризуется недоразвитием высших корковых функций, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Все эти недостатки определятся физиологическими причинами, отсюда страдает психическое развитие, включая процессы познания, эмоции, волю и личность.

     Стереотип негативного восприятия человека с интеллектуальной недостаточностью оказывается устойчивым и воспринимается различными социальными группами, в том числе и родителями, очень часто негативно. Отношение самих родителей к таким детям часто носит противоречивый характер. С одной стороны, они проявляют жалость к детям, чрезмерно их опекают и контролируют. С другой стороны, у родителей часто возникает усталость, раздражение, желание наказать ребёнка, игнорировать интересы ребёнка в силу их примитивности.

     Ошибаются родители, думающие, что педагогическую работу можно отложить на неопределённое время: ребёнок, как они предполагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребёнка могут быть устранены в процессе саморазвития, то развитие ребёнка с ОВЗ всецело зависит от участия окружающих. Заниматься с таким ребёнком надо не эпизодически, а регулярно изо дня в день. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалить, поддерживать его инициативу. С ребёнком необходимо постоянно общаться, т. к. пассивность, крайне сниженная потребность к высказыванию, отсутствие интереса к окружающему – всё это замедляет развитие речи и развитие ребёнка в целом. Необходимо создавать ситуации, когда ребёнок должен пользоваться речью.

     Главный принцип в воспитании детей с ОВЗ – формирование у них привычек. Например, после игр необходимо убрать игрушки на место. Ребёнок, не приученный своевременно к ограничениям, к слову «нельзя», привыкает хватать всё, что ему вздумается. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок, который усвоили под непосредственным руководством и контролем старших.

     Занимаясь с ребёнком, следует помнить о важном дидактическом принципе – доступности. Уровень трудности заданий должен находиться в «зоне ближайшего развития». Этот термин введён Л. С. Выгодским. Каждое последующее задание должно быть немного сложнее предыдущего. При этом не надо скупиться на похвалу, следует всегда положительно оценивать попытки ребёнка справиться с заданием, выполнить просьбу взрослого и т. д.

    Очень часто приходится наблюдать, как родители, считая ребёнка больным, не доверяют ему даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Ребёнок должен убирать свои игрушки, может вытереть пыль, помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. д.

     Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Большое значение при этом приобретают экскурсии, прогулки, посещение зрелищных мероприятий. Развитие познавательных процессов должно быть тесно связано с живыми, яркими, наглядными явлениями  окружающего мира.

      Определённое внимание родителям следует уделять развитию у детей элементарных нравственных понятий. Например, «мама устала, дай ей отдохнуть».

     Отношение окружающих к детям с ОВЗ резко меняется в положительную сторону, когда дети хорошо воспитаны, вежливы, адекватны в поступках.

     Если ребёнок легко возбудим, надо стараться предупредить возможные конфликты и аффективные вспышки. Для этого надо выяснить, что вызывает подобное поведение, устранить его причины, постоянно контролировать поведение ребёнка. Сохраняя спокойную обстановку, надо предложить ему спокойную и целенаправленную деятельность. Это может быть домашний труд, совместная прогулка и т. д. Такого ребёнка надо приучать к режиму, следить, чтобы он доводил начатое дело до конца, поощрять за выполненное задание.

     Бывают случаи, когда у ребёнка возникают навязчивые движения (раскачивание на стуле, движение рук и т. д.), в таких случаях надо отвлечь ребёнка каким-нибудь делом. Нельзя оставлять ребёнка долгое время бездеятельным!

     Заторможенные дети нуждаются в бережном, чутком индивидуальном подходе. Следует осторожно, без нажима, вывести их из пассивного состояния, ободрить, поощрить, стимулировать интерес к той или иной деятельности.

     Воспитание ребёнка с проблемами в развитии требует от родителей много сил и терпения.

     Какими качествами должны обладать родители детей с ОВЗ, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребёнка, его психическое состояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты:

- родители должны иметь внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

- строить свои отношения на успешности, веря в его силы и возможности;

- развивать самостоятельность ребёнка, сокращая постепенно свою помощь до минимума;

- не огорчаться и не отчаиваться, если результаты помощи ребёнку не будут видны сразу.

     В Конституции Российской Федерации подчёркивается, что забота о ребёнке, его воспитание являются правом и обязанностью родителей.

     Чем яснее понимают родители, что именно и для чего они делают, каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, выше уровень их ответственности  и, соответственно, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)

Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Анкета для родителей "Отношения родителей и детей в семье"

Данную анкету можно провести с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...