Коммуникация слепых и слабовидящих детей
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

Значение интонаций

В зависимости от интонации может меняться смысл предложения. Попробуйте произнести фразу «Я иду в библиотеку». В чем смысл фразы? А теперь произнесите, выделяя слово «я». Как звучит фраза? Ты утверждаешь, что именно ты идешь в библиотеку. Теперь произнеси, выделяя слово «иду». Меняется значение? (Я говорю, что иду, а не еду, не бегу и т.д. в библиотеку.) Теперь выдели голосом «в библиотеку». Что эта фраза стала значить? (Значит, что я иду именно в библиотеку, а, например, не в магазин.)

Интонации могут передавать настроение говорящего. Произнеси эту фразу так, чтобы мы поняли, что ты рад («Я иду в библиотеку!») А теперь представь, что тебе грустно и произнеси («Я иду в библиотеку...») Представь, что ты делишься секретом с другом, куда же ты идешь? (загадочно - «Я иду в библиотеку»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx7.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева В. А.

Тема

Методические рекомендации

Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами

Значение интонаций

В зависимости от интонации может меняться смысл предложения. Попробуйте произнести фразу «Я иду в библиотеку». В чем смысл фразы? А теперь произнесите, выделяя слово «я». Как звучит фраза? Ты утверждаешь, что именно ты идешь в библиотеку. Теперь произнеси, выделяя слово «иду». Меняется значение? (Я говорю, что иду, а не еду, не бегу и т.д. в библиотеку.) Теперь выдели голосом «в библиотеку». Что эта фраза стала значить? (Значит, что я иду именно в библиотеку, а, например, не в магазин.)

Интонации могут передавать настроение говорящего. Произнеси эту фразу так, чтобы мы поняли, что ты рад («Я иду в библиотеку!») А теперь представь, что тебе грустно и произнеси («Я иду в библиотеку...») Представь, что ты делишься секретом с другом, куда же ты идешь? (загадочно - «Я иду в библиотеку»)

Жест, как средство общения.

Учитель: /выдержка из толкового словаря, что такое — ЖЕСТ/ Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

- Задание — пользуясь языком жестов показать:

Тихо!

Позвать кого-то.

«Я очень зол»

Рад видеть кого-то.

Отказываешься от чего-то.

Учитель: - Жесты так же несут культуру народа. Одни и те же жесты, могут нести разное значение у разных народов.

Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.

Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.

Мимика, как средство общения

Учитель: - Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/

Задание — показать без слов и жестов, только мимикой:

Радость, Удивление, Злость, Испуг, Равнодушие, Скука, Нетерпение.

Для слепых детей:

Обучение слепых детей, не имеющих форменного зрения, пониманию поз человека по рельефным рисункам книги О.И.Егоровой "Приключения сказочного человечка".

Взгляд как средство коммуникации

Выбери партнера.

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Ласковый взгляд

Из детей выбирают водящего, он выходит из класса. Трое учеников договариваются, кто из них будет смотреть «ласково». Водящий заходит и пытается угадать, кто из ребят смотрить на него «ласковым взглядом». Потом водящий меняется.

Развитие гностического компонента невербальных средств общения

Обязательным компонентом общения является гностический компонент — познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности.

Угадай эмоцию

Дети делятся на пары, один загадывает эмоцию и изображает её. Партнер должен её угадать.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей

2. В.З. Денискина - «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

3. Комплексная программа «Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе» (адаптировано упражнение для младших школьников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....

Медико-трудовая карта для слепых и слабовидящих детей

Медико-трудовая карта для учащихся школ III-IV видов...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Обучение двухцветному плетению слепых и слабовидящих детей.

Методические рекомендации для воспитателей, учителей технологии и родителей обучению слепых и слабовидящих детей двухцветному плетению....

Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей.

Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей. Выступление на семинаре для учителей-дефектологов, слушателей курсов ИРО РТ «Использование инновационных технологий в с...

Тактильные книги и пособия как дидактический материал и инструмент развития осязания слепых и слабовидящих детей.

Данная статья создана в соавторстве с учителями-дефектологами МБДОУ "Детский сад №120" г. Рязани Ведерниковой Л. И., Мамеевой Г. П., зам. зав. Мелешковой Н. А. Предложенный в статье материал освещался...

Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....