Формирование коммуникативной деятельности
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

Формирование коммуникативной деятельности слепых и слабовидящих детей начинается в детском саду, а значит, следуя тезису о взаимосвязи и преемственности, деятельность тифлопедагога в школе должна быть направлена на закрепление уже сформированных коммуникативных знаний, умений и навыков и на получение новых знаний.

Тифлопедагог осуществляет свою деятельность по формированию коммуникативных навыков на занятиях различных форм — специальных, индивидуальных, индивидуально-групповых, а также общеобразовательных уроках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_deyatelnosti.docx8.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной деятельности слепых и слабовидящих детей начинается в детском саду, а значит, следуя тезису о взаимосвязи и преемственности, деятельность тифлопедагога в школе должна быть направлена на закрепление уже сформированных коммуникативных знаний, умений и навыков и на получение новых знаний.

Тифлопедагог осуществляет свою деятельность по формированию коммуникативных навыков на занятиях различных форм — специальных, индивидуальных, индивидуально-групповых, а также общеобразовательных уроках.

Специальные занятия делятся на:

коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности,

коррекционные занятия по формированию социально-коммуникативных навыков общения,

коррекционные занятия по коррекции речевого развития.

Индивидуальные и подгрупповые занятия тифлопедагога, в которых формируются знания, умения и навыки адекватно воспринимать и правильно воспроизводить речевые и неречевые проявления. 

Индивидуальные занятия проходят с учетом особенностей каждого ребенка, уровня его коммуникативных навыков, возраста, зрительного диагноза.

Индивидуально-групповые занятия предполагают дифференциацию учащихся по уровню их коммуникативных навыков, при этом, по сравнению с индивидуальным типом занятия, учитель может охватить большее число учащихся, а дети, в свою очередь, могут применить полученные знания на практике, например, в постановке этюдов.

Групповые занятия под руководством и при участии тифлопедагога в процессе организации игровой, трудовой и свободной деятельности закрепляет и совершенствует сформированные дефектологом неречевые средства общения. 

На общеобразовательных уроках развитие коммуникативной деятельности является одной из задач.

На уроках русского языка и литературного чтения решаются следующие задачи.

В первом классе - обучение умению задавать вопросы учителю; работа в парах; диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий; элементарное рассуждение: устные высказывания

Во втором классе - обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам; работа в парах; планирование совместных действий, само и взаимооценка; работа в группах по 3-4 чел. по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя); обучение устному и письменному высказыванию (рассуждению, описанию, повествованию)

 Во втором классе - обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам; работа в парах; планирование совместных действий, само и взаимооценка; работа в группах по 3-4 чел. по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя); обучение устному и письменному высказыванию (рассуждению, описанию, повествованию)

В четвертом классе работа в группах; самостоятельный диалог учащихся между собой (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий); ведение групповой общеклассной дискуссии; устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство, письменный монолог.

На уроках математики деятельность выражается в виде следующих работ:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи (формируются при организации работы в группе).

Одновременный учет возраста ребенка и состояния его зрительных функций определяет качественное своеобразие дифференцированного педагогического воздействия на лиц, находящихся в условиях зрительной депривации, в процессе формирования их коммуникативной культуры. В условиях образовательных и реабилитационных учреждений эффективность педагогической работы по формированию коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, направленной на развитие их коммуникативного потенциала как содержательной основы коммуникативной культуры, должна осуществляться с опорой и на общедидактические, и на специальные принципы. При этом учитываются комплексный подходы, превентивная, онтогенетическая, коррекционно-компенсирующая, социокультурная направленность, направленность на саморазвитие обучающегося, индивидуальный и дифференцированный подход, а также принципы, отражающие своеобразие изучаемого феномена - герменевтическая и антропоцентрическая направленность.

Планируя коррекционные занятия по развитию коммуникативной деятельности, руководствуются следующими требованиями, обусловленными особенностями психофизического развития детей с нарушениями зрения:

необходимость тщательной предварительной работы, направленной на обогащение чувственного и социального опыта ребенка. Например, необходимо обращать внимание детей на позы человека во время выполнения определенных действий или трудовых операций, привлекать к рассматриванию фотографий, слайдов с изображением членов семьи, знакомых, сверстников, находящихся в различных эмоциональных состояниях; периодически организовывать наблюдения за поведением домашних животных, птиц.

доступность сюжета этюдов и упражнений, предлагаемых для формирования и закрепления усвоенных неречевых средств общения. То есть педагог учитывает предыдущий социальный опыт ребенка и реальный уровень развития неречевых коммуникативных средств и в зависимости от этого выбирает тот или иной сюжет.

проведение занятий (кроме обобщающих) только в малых подгруппах (2 - 4 человека), а при необходимости - индивидуально. Это позволяет педагогу полностью реализовать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, помочь каждому ребенку справиться с заданием, уточнить его движения, мимические проявления эмоций.

многоэтапность организации коррекционного занятия, предусматривающая органическую взаимосвязь всех заданий и переключение с одного вида деятельности на другой. Обязательным является проведение «зрительной» гимнастики и физкультурных пауз, включающих выполнение упражнений под музыку, в соответствии с содержанием стихотворения.

выбор темпа предъявления учебного материала в зависимости от индивидуальных особенностей зрительного восприятия. В среднем продолжительность рассматривания наглядного материала увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с темпом работы нормально видящих детей.

необходимость в повторяемости изучаемого материала с изменением конкретной ситуации.

Важное значение в формировании коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения имеет развитие невербальных средств общения. В успешном проведении занятия не маловажную роль играет использование пособий и подбор дидактических игр и упражнений. Учитывая тифлопедагогические требования к наглядному и дидактическому материалу, следует использовать дидактические игры: игры по развитию эмоций, по восприятию поз человека как в цветном, графическом изображении так и в контурном и силуэтном, различные карточки схемы, рисунки и игрушки-животных в характерных позах, аудиокассеты с музыкальными произведениями которые помогают детям войти в нужное эмоциональное состояние, диафильмы. Но основным "дидактическим пособием" является педагог, т.к. при обучении слабовидящих детей неречевым средствам общения взрослый человек становится образцом выражения жеста, позы того или иного состояния. Многое по формированию неречевых средств общения делается на уроках музыки и физкультуры. В этих занятиях происходит развитие выразительных движений и эмоциональных состояний. В процессе проведения подвижных игр, игр соревновательного характера, в ходе подготовки детей к внеклассным мероприятиям - разучивая стихи, песни, танцы, театрализованные этюды так же проводится коррекция внешнего выражения эмоций у детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Формирование коммуникативной деятельности посредством игровой деятнльности на уроках английского языка.

Данная презентация  поможет раскрыть   вопрос о формировании коммуникативной деятельности на уроках....

Формирование коммуникативной деятельности у младших школьников с недоразвитием речи

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в специальной литературе, а также необходимостью разработки методики формирования коммуникативных умений и ее примене...

Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".

Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так...

Формирование коммуникативной деятельности у детей школьного возраста с ОВЗ

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других...