Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".
проект

Бедских Ирина Владимировна

Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так и вне его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект на тему: «Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так и вне его.

На современном этапе развития педагогики и психологии наблюдается рост интереса к проблеме формирования коммуникативных навыков обучающихся как к социализирующему фактору. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.  

Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Слабовидящие обучающиеся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Их недостатки зачастую, не обеспечивают процесс общения, а, следовательно, и не способствует формированию коммуникативных умений. Проблема социализации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и психологии, поскольку коммуникация, являясь частью общения, возникает и развивается в процессе общения.

Это делает актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и в окружающем их обществе.  В ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №10»,  где обучаются воспитанники с особыми образовательными потребностями, работа учителей и воспитателей, по формированию коммуникативных навыков обучающихся, приобретает важное значение. Особая значимость отдаётся внеурочной деятельности, так как дети проживают в интернате полную рабочую неделю, находятся вне семьи, что влечёт за собой недостаток эмоционально насыщенных контактов, а это в свою очередь обуславливает формирование негативных личностных образований.

Небольшой, порою негативный, социальный опыт, особенности эмоционально-личностной сферы, ограниченный словарный запас, нарушения зрительной функции,  недоразвитие моторики речи, а также другие сочетанные нарушения в развитии создают как физический, так и эмоциональный барьер в общении обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью с другими людьми. А ведь именно в процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способностями и результатами, представлениями,  установками, интересами, чувствами.  Результат общения - складывающиеся отношения с другими людьми.  В связи с этим понятен возросший интерес к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения. Зачастую многие из детей образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (коррекционных школ) переходя из начального звена в среднее, и даже заканчивая обучение, оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния. 

Таким образом, тема формирования коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в общеобразовательных учреждениях реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы на сегодняшний день является актуальной.

Цель данного проекта – определить роль воспитательной  работы по развитию и формированию коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста  с интеллектуальной недостаточностью во внеклассных видах деятельности.

Объект исследования: формирование коммуникативной деятельности у обучающихся  школы через организацию внеклассной деятельности.

Предмет исследования: внеклассные виды деятельности, направленные на формирование коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: формирование коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного  возраста с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной деятельности.

Обозначенные направления деятельности реализовывались через решение следующих задач:

  1. Развитие познавательной деятельности и учебной мотивации воспитанников в ходе проведение самоподготовок с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику исходя из структуры его дефекта.
  2. Проведение работы по развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников через участие в работе кружков, включение во внеурочную деятельность, подготовка обучающихся и участие в школьных и внешкольных мероприятиях.
  3. Подбор и апробация методов и форм работы с учётом особенностей детей с интеллектуальными нарушениями для реализации программы «Этика-азбука добра».  
  4. Сотрудничество с родителями, взаимодействие с социальными партнерами и культурными центрами города для развития творческих потребностей воспитанников.

В своей педагогической деятельности активно использую современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные, ситуативная технология, здоровьесберегающие технологии, дифференцированного обучения, метод проекта.

     Результатами реализации поставленных задач образовательного проекта являются следующие показатели:

  1.  Достигнуты стабильные показатели успеваемости и качества обучения: 100 - % - успеваемость и 10 - % качество. Все обучающиеся класса успешно адаптировались к условиям обучения и воспитания на уровне начального образования школы-интерната, умеют контактировать и взаимодействовать с одноклассниками,  педагогами и сотрудниками школы.
  2. Все обучающиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования: 80 - % детей класса занимаются в кружках школы, 30 - % из них посещают спортивную секцию. Воспитанники являются участниками олимпиад, фестивалей и конкурсов, выставок различного уровня (всероссийского, областного, муниципального и школьного), благотворительных акций. Результативность достижений воспитанников: 2 место в Областной викторине «По произведениям С.Я.Маршака» (2017 год); участие и 3 место в конкурсе чтецов стихотворений «За каждою строчкой солдата судьба» (2018 год), а также 1 место в конкурсе чтецов стихотворений о ВОВ (2018 год); благодарности за участие во Всероссийском дистанционном творческом конкурсе поделок, посвященном дню смеха: «Веселый клоун» (2018 год); дипломы II и III степени Всероссийского конкурса детского рисунка «Мы с тобою целый мир на бумаге создадим» (2018 год); диплом за 2 место, в областной дистанционной викторине «К нам весна шагает!» (2018 год); участие воспитанников, в открытом первенстве ГАУ ДО СО «ДЮСАШ», по лыжным гонкам на дистанции 1 км (2017 г.); участие в областных соревнованиях по дзюдо, среди слепых и слабовидящих детей, проходивших во Дворце Молодежи и присвоение 2 места (2018 год); участие в соревнованиях, в рамках «Дворовых олимпийских игр», реализующиеся при поддержке Благотворительного фонда по поддержке спорта в Свердловской области А.В.Шипулина (2018 год); благотворительная акция в помощь бездомным животным и приютам.
  3. Регулярно повышается грамотность родителей по вопросам воспитания: сегодня родители принимают активное участие в жизни класса и школы, а также  принимают участие в семинарах и вебинарах по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся. Ежегодно проводится награждение родителей.
  4. Вношу личный вклад в повышение качества образования: активно работаю в  составе школьного методического объединения классных руководителей.

Анализ образовательного проекта показал, что в коммуникативной деятельности и межличностных отношениях слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью за период 2017-2019 учебные года (2 и 3 класс) произошла положительная динамика.

В ходе проделанной работы цель образовательного проекта - формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной деятельности была реализована, но в связи изменений структуры взаимоотношений обучающихся в системе межличностных отношений работа по их коррекции требует продолжения.

Работа педагогического коллектива по формированию коммуникативной деятельности у обучающихся должна носить четко организованный, систематический характер. Только в этом случае можно достичь высокой эффективности коррекционно-педагогического процесса.

На мой взгляд, необходимо сделать коллективную жизнь детей интересной, деятельной и радостной, чтобы дети находили в ней воплощение своих замыслов и поставленных целей, что является основным условием для успешного складывания положительных взаимоотношений между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»

Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Хлопушки»

Цель: развитие фонематического слуха.Задачи: ·        упражнять ребенка в восприятии речи говорящего;·        закреп...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Зоопарк»

Цель: развитие умений в имитации звуков и движений.Задачи: активизация речевой деятельности,расширение словаря и понятий по теме «Животные»,развитие умения имитировать особенные повадки жи...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Домашние животные и их детеныши»

Цель: активация и расширение словаря по теме «Домашние животные». Задачи: познакомить с названиями детенышей домашних животных;формирование умения различать взрослую особь и детеныша...