Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.
методическая разработка

Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_postroeniya_raboty_s_detmi.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.

 Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 104»

Боронина О.Ю.

Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Работая с детьми, имеющими логопедические заключения: «Общее недоразвитие речи», «Стертая форма дизартрии», изучив особенности этих детей (как психологические, так и особенности развития общего характера), мы выявили, что нарушения речевого развития влечёт за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг?– затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец.

Анализируя всё это, мы поняли, что нужен другой подход в работе с данными детьми, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп.

Перед учителями –логопедами, специалистом по изодеятельности и воспитателями логопедических групп была поставлена цель – через изодеятельность помочь детям с нарушениями речи решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества, так как речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, педагога по изодеятельности, детей и родителей. В ходе занятий происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.

Изодеятельность рассматривается не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребёнок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.

Основой нашей работы является разработанный комплексно–тематический метод. Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми определены следующие задачи.

1.Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.

2.Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словесно-логического, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.

3.Совершенствовать технические умения и навыки.

4.Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

5.Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.

Формы работы по формированию эстетического восприятия и творческого потенциала – это импровизация, игра, путешествие, сказка, поэтому строятся они их по нетрадиционной схеме, обязательно включая:

  1. Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движений рук.
  2. Создание атмосферы доброжелательности (психологическая комфортность).
  3. Поскольку изодеятельность, связана с глубокими эмоциональными переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций в занятия  включается психогимнастика, психологические этюды. Для преодоления внутреннего напряжения используется релаксация.
  4. Формируя умение согласовывать речь и движения, используются физминутки, речь с движением.
  5. Часто в начале занятия проводится артикуляционная гимнастика
  6. Зимой, когда у детей снижается острота зрения, используется зрительную гимнастику.
  7. Для развития воображения используется интересный приём – выкладывание необычных картины из предметов заместителей.

Каждая лексическая тема в логопедической группе  изучается одну, иногда две недели (это зависит от степени сложности данной темы и от уровня восприятия её детьми). Занятиям по изодеятельности предшествует огромная предварительная работа, а они в свою очередь служат одним из моментов усвоения и закрепления ранее изученного материала. Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребёнок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления. Этому способствуют:

  • Занятия познавательного цикла, проводимые учителем – логопедом и воспитателем, которые обогащают словарь детей новыми понятиями.
  • Экскурсии, наблюдения, опыты, расширяющие кругозор детей.
  • Игры на развитие познавательной активности, формирующие предпосылки для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей, развивающие ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и воображение.
  • Физкультурные и музыкальные занятия по лексической теме, развивающие координацию движений и творческую активность.
  • Математика, которая формирует лексико-грамматический строй речи детей.
  • Изодеятельность (лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, рисование), учит формообразующим движениям, композиционному построению рисунка, развивает мелкую моторику рук и пальцев.
  • Дидактические игры и упражнения в свободное время развивают чувство цвета, формы, величины и т.д..
  • Работа в кружке “Фантазия” учит преобразовывать имеющиеся представления и создавать новые образы по-другому, знакомит с разной техникой изображения.

Таким образом, систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.

В качестве примера рассмотрим систему учебно-воспитательной и коррекционной работы по лексической теме “Город. Улица”

Лексическая тема «Город. Улица»

Наработка материала идёт в течение всей недели: экскурсии по городу, рассматривание иллюстраций, открыток, чтение художественной литературы, заучивание стихов о родном городе, целевая прогулка по улицам города.

1.Занятия познавательного цикла «Город, в котором мы живём».

Цель: Выявить, обогатить и расширить знания детей о родном городе.

(учитель-логопед, воспитатель)

2. Математика «Путешествие в королевство геометрических фигур».

Цель: закрепить знание геометрических фигур, прямой и обратный, количественный счёт (считая дома, этажи, улицы и т.д.)

(воспитатель)

3. Логоритмическое занятие « Прогулка по городу».

Цель: развивать двигательную активность, координацию движений, моторику в процессе путешествия.

(учитель-логопед, музыкальный руководитель)

4.Физкультурное занятие на прогулке «Детский  сад, в котором мы живём».

Цель: учить ориентироваться  на территории  детского сада, развивать выносливость, силу, ловкость.

(воспитатель, инструктор по физической культуре)

5. Аппликация, ручной труд «Макет улицы».

Цель: закрепить понятия проезжая часть, тротуар, зелёные насаждения, клумбы и т.д.; учить вырезать, складывать и располагать на ватмане детали города по плану-схеме.

(воспитатель)

5. Лепка «Мы, жители своего города».

Цель: учить лепить человека в движении, соблюдая пропорции.

(педагог по изодеятельности)

6.Рисование «Город будущего»

Цель: развивать творчество, закреплять  формообразующие движения, навыки закрашивания в одном направлении.

(педагог по изодеятельности)

7.Совместная деятельность воспитателя и детей в утреннее и вечернее время:  игры на развитие психических процессов.

«Что где находится?», «Какой части не хватает?», «Что перепутал художник?», «Послушай, запомни и повтори», «Чем похожи и непохожи?», «Бывает, не бывает» и т.д.

8. Завершающий этап – кружковая работа «Дома бывают разные»

Цель: познакомить с приёмом печатания разными предметами (кубик, кирпичик, пробки и т. д.), развивать воображение, учить радоваться и удивляться в процессе совместного творчества и общения.

(педагог по изодеятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Статья «Задачи курса Социально-бытовая ориентировка в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (слабовидящие школьники)»

В контексте формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, успешная социализация возможна при условии целенаправленного воспитания и обучения, обеспечивающих адаптацию и...

Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...