Программа по "Развитию и коррекции познавательной деятельности обучающихся с использованием комплекта Pertra (1-2 класс)
рабочая программа

Яценко Ольга Александровна

В данной программе представлены цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в начальной школе, календарно-тематическое планирование на год, список методической литературы, использованной при составлении программы. 

Программа предназназначена для работы с детьми с ЗПР и НОДа в общеобразовательной (инклюзивной) школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_defektologa_2018-2019_yatsenko_o.a._1-2_klass.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 491 «Марьино»

Новочеркасский б-р, д.19,  Москва,  109651                                  

Телефон/Факс: (499) 356-37-31             E-mail: 491@edu.mos.ru                 http://gym491uv.mskobr.ru

ОКПО  17900423,   ОГРН 1137746762724,   ИНН/КПП 7723881258/772301001

        

                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                              Директор ГБОУ Школа № 491

                                                                                _______________ А.В. Баданов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

"Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с использованием комплекта Pertra"

 (1-2 класс)

66-99 часа

Составитель/разработчик:

Яценко Ольга Александровна

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Москва, 2018

Цель программы заключается в коррекции и развитии познавательной деятельности обучающихся начальной школы с использованием комплекта Pertra, а также оказании комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (ЗПР (вариант 7.1, 7.2), НОДА (вариант 6.1, 6.2), в освоении АООП НОО.

В соответствии с особыми образовательными потребностями для детей с ЗПР, НОДа и нарушениями слуха определяются задачи программы:

  • формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
  • совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • обогащение сенсорного опыта школьника, расширение кругозора на основе изучаемого программного материала соответствующего году обучения в школе;
  • коррекция недостатков перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучение использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • коррекция недостатков пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированности произвольного контроля, трудностей произвольной концентрации внимания, недостатков зрительно-моторной координации и пр.;
  • развитие зрительной, слуховой, логической, моторной и других видов памяти;
  • формирование способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения встраивать свои собственные мысли в контекст повествования;
  • – коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха);
  • – коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов, работа с комплектом Pertra);
  • развитие математических умений и навыков, коррекция и профилактика дискалькулий.

Результативность программы основывается на данных повторного промежуточного и итогового диагностического исследования, проводимого во время, отведённое на коррекционную работу, с целью получения информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в познавательном развитии ребёнка.

Для диагностического обследования рекомендовано применять следующие методики:

  1. Беседа для выявления общей осведомленности и кругозора.
  2. Составление узоров, восприятие наложенных изображений для оценки зрительного восприятия и внимания.
  3. Выполнение проб Хеда для оценки ориентировки в схеме собственного тела и напротив сидящего человека.
  4. Оценка понимания предлогов с использования материалов из диагностического комплекта Семаго и понимание логико-грамматических конструкций.
  5. Копирование фигур Тейлора для оценки ориентировки на плоскости, стратегии копирования, внимания.
  6. Временные представления выявляются в ходе беседы и при оценке понимания логико-грамматических конструкций.
  7. Сформированность мелкой моторики выявляется написанием графических узоров, букв, цифр и оценивается праксис позы пальцев рук.
  8. Простые аналогии, парные аналогии, классификации, исключение лишнего понятия, определение существенных признаков, установление последовательности событий и причинно-следственных связей, анализ картин и понимание текстов со скрытым смыслом, объяснение смысла пословиц, поговорок и метафор и др. используется для определения уровня сформированности операций мышления, скорости и гибкости мышления.
  9. Для определения уровня слухоречевой памяти используется повторение два по три слова непосредственно и отсрочено, для определения зрительной памяти запоминание 6-12 графических фигур и их правильное воспроизведение, моторной памяти - повторение ритмических рисунков (отстукивание ритмов по образцу).
  10. Субтесты из комплекта Переслини для определения уровня интеллектуального развития учеников 1-4 классов.
  11. Уровень сформированности математических представлений выявляется с помощью методик С.Д. Забрамной.

Место курса в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (2 часа индивидуальных (групповых, подгрупповых) занятий, 33 учебных недели) либо 99 часов (3 часа индивидуальных (групповых, подгрупповых) занятий, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями АООП в первых классах растет постепенно: подгрупповое (групповое) с 30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия, индивидуальная работа в течение всего года 30 минут; начиная со 2 класса индивидуальное занятие длится 30 минут, групповое (подгрупповое) 40 минут.

Индивидуальная диагностика уровней сформированности познавательной деятельности проводится учителем-дефектологом.

Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики.

Занятия имеют структуру:

1.Приветствие.

2.Выполнение упражнений на развитие и коррекцию математических представлений (или расширение кругозора на основе ознакомления с окружающим миром, отработка тем по русскому языку).

3. Развитие восприятия (памяти, внимания, мышления, пространственно-временных представлений, речи) на основе изучаемого материала.

4. Задания, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, а также мелкой моторики, графомоторных навыков и навыков каллиграфии (двуручное рисование, игры с мячом, работа с комплектом Pertra).

5. Подведение итогов, прощание.

Структура занятия меняется в течение недели. На 1-2 занятии у ребенка основной задачей, помимо развития высших психических функций и мелкой моторики, является развитие и коррекция математических представлений, а на 2-3 – расширение кругозора на основе ознакомления с окружающим миром, отработка тем по русскому языку, согласно школьной программе. Количество занятий, отводимых на то или иное направление, зависит от индивидуальных особенностей познавательного развития детей, выявленного в ходе диагностического обследования в начале года.

При прохождении программы количество занятий может варьироваться при необходимости, на основании успеваемости ребенка в классе и повторной диагностики в середине года.

В связи с особенностями развития детей с НОДА большее внимание уделяется развитию пространственно-временных представлений, развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, графомоторных навыков. Упражнения на развитие данных умений и навыков входят в структуру занятия ежедневно. У детей с ЗПР – развитию мыслительных операций, произвольности внимания, памяти, развитию графомоторных навыков.

Для прохождения данного коррекционного курса детей можно объединять в группы (подгруппы) не только по возрастным показателям, но и на основании выявленных особенностей познавательного и двигательного развития обучающихся вне зависимости от возраста.


Календарно-тематический план

1 класс

примерные сроки освоения

№ занятия

(2 раза в неделю)

занятия

(3 раза в неделю)

Тема занятия

1. Диагностика.

Сентябрь

1

2

1

2

3

Диагностика двигательной сферы (общая и мелкая моторика).

Сбор анамнеза.

3

4

4

5

6

Диагностика познавательной сферы, сбор анамнеза. Подготовка индивидуальных образовательных программ.

5

6

7

8

9

Консультирование родителей по результатам диагностик, анкетирование родителей.

Консультирование учителей. Согласование индивидуальных образовательных программ с учителями и родителями.

2.Коррекционно-развивающая работа

7

8

10

11

12

Лексическая тема: «Овощи». Что необходимо для выращивания овощей, что можно из них приготовить. Упражнения: разгадывание загадок, игры на восприятие цвета, формы, величины. Игры на развитие речи «Скажи наоборот», «Что можно делать с овощами?», «Какой на вкус?» Составление рассказа по серии сюжетных картин 5-6 штук.

Развитие временных представлений: дни недели, определение времени по часам. Упражнения: «Часы», «Цепочка времени», «Когда это бывает?».

Развитие математических представлений: Число и цифра 4, письмо цифры 4; отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Составление заданных фигур из определённого числа одинаковых палочек. Математические раскраски. Упражнения «Шарики», «Обезьянка».

Упражнения с комплектом Pertra: ««Шажки», «Машинки», «Домик».

Чтение текста «Хитрая фасоль». Ответы на вопросы по тексту.

Октябрь

9

10

13

14

15

Лексическая тема: фрукты. Где растут, какую имеют форму, цвет, вкус, что можно делать с фруктами и из фруктов.

Разгадывание загадок. Проблемные вопросы: почему так называют садовод, сухофрукты? Объяснение значений выражений (изюминка в человеке).

Развитие внимания: переключение внимания, концентрация внимания, самоконтроль, корректурные пробы. Упражнение «роботы», «Машинки».

Развитие математических представлений: число и цифра 5; решение наглядных примеров, получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифр; состав числа из 2 слагаемых; упражнения «Математическая раскраска», «Лото», решение логических задач.

Упражнения с комплектом Pertra: «Слушай и смотри», «Правила на дороге».

Чтение текста «Одежда для яблок». Ответы на вопросы по тексту.

11

12

16

17

18

Лексическая тема: ягоды.

Садовые и лесные ягоды, расширение словаря: что можно делать из ягод, где они растут, уход за растениями. Объяснение слов: съедобный, несъедобный, ядовитый.

Развитие мышления: классификация, определение отношения между словами, нахождение аналогии. Анализ объектов и запись их составных частей. Решение задач на смекалку. Сравнение пословиц.

Развитие математических представлений: точка, линия (кривая, прямая, ломаная), отрезок; вершины и звено ломаной; нахождение фигур и их количества; решение задач на сообразительность. знаки «больше», «меньше», «равно»; понятия «равенство» и «неравенство»; упражнение «Роботы»; математическая раскраска.

Упражнения с комплектом Pertra: «Собери фигуру», «Сколько нас?», «Какие мы разные»

Чтение текста «Бразильский воск». Ответы на вопросы по тексту.

13

14

19

20

21

Дифференциация понятий: овощи, фрукты, ягоды.

Нахождение общих признаков, отличий во внешнем виде, произрастании, уходе за овощами, фруктами, ягодами. Составление рассказа «Что можно приготовить из…?», «Я готовлю (компот, суп, варенье)».

Развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме собственного тела. Графические диктанты. Ориентировка на плоскости тетради. Упражнение «Прятки», «Нарисуй». Уточнение понятий наверху-внизу: игра «Сад, огород».

Развитие математических представлений: упражнение «Роботы», число и цифра 6, письмо цифры 6, соотнесение числа и цифры; состав числа в пределах 6, числовые домики; многоугольники; «Волшебный мешочек», «Вставь недостающие знаки».

Упражнения с комплектом Pertra: «Самая лучшая дорога», «Зеркало», «Клеточки».

Чтение текста «Круглые окна». Ответы на вопросы по тексту.

15

16

22

23

24

Лексическая тема: осень.

Обогащение словаря по теме. Повторение основных признаков осени. Наблюдение осени в природе. Объяснение смысла слов огородник, овощевод.

Развитие памяти: упражнения «Найди, что изменилось?», составление рассказа по опорным картинкам, запомни и расскажи картина «Изобретатели», пересказ сказки «Путешествие листочка».

Развитие математических представлений: число и цифра 7; решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7; упражнение «Болт»; задания на изменение фигуры, устный счет.

Упражнения с комплектом Pertra: «Образец», «Ширма», «Парочки».

Чтение текста «Надежная защита». Ответы на вопросы по тексту.

Ноябрь

17

18

25

26

27

Лексическая тема: осень.

Расширение представлений об осени ранняя, поздняя, золотая осень. Объяснение смысла слов овощерезка, овощехранилище, урожай.

Развитие временных представлений: число 10, запись числа 10, числовые домики чисел от 2 до 10; решение арифметических и логических задач; сантиметр – единица измерения длины; измерение длины отрезков с помощью линейки, игры «Когда это бывает?», «Почини часы», определение последовательности снимков.

Развитие математических представлений: решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов); прибавить и вычесть число 3, составление таблиц, сравнение предметов по ширине.

Упражнения с комплектом Pertra: «Ширма», «Образец», «Парочки».

Чтение текста «Рисование картины». Ответы на вопросы по тексту.

19

20

28

29

30

Лексическая тема: цветы.

Расширение представлений о цветах, уточнение знаний о садовых, полевых, лекарственных растениях, растениях, занесенных в красную книгу). Объяснение смысла слов: розарий, цветовод, цветочница, цветник, красная книга.

Развитие внимания: упражнения «Машинки», «Расшифруй и найди лишнее», «Найди слово», «Найди повторяющиеся слова»; рассматривание картины с проблемным сюжетом «На лугу», выполнение заданий.

Развитие мелкой моторики: пальчиковые упражнения. Графические узоры. Двуручное рисование.

Развитие математических представлений: число и цифра 0, решение примеров и текстовых задач в пределах 10. Упражнение «Сердца», «Соедини стрелками».

Упражнения с комплектом Pertra: «Гуси», «Объемные ворота», «Страна пирамид», «Шажки», «Машинки».

Чтение текста «Цветы дневные и ночные». Ответы на вопросы по тексту.

21

22

31

32

33

Лексическая тема: деревья, лес.

Расширение представлений о лесе. Разведение понятий хвойный, лиственный и смешанный лес. Объяснение смысла слов: дремучий, дровосек, лесоруб

Развитие мышления: разгадывание филвордов, нахождение различий между картиной и ее описанием; нахождение лишней фигуры, установка и соблюдение закономерности, сравнение понятий куст и дерево.

Развитие математических представлений: прибавление и вычитание числа 1 и 2; повторение значения знаков +, - , =. Приемы вычислений. Решение головоломок, задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 1», «Прямоугольники», «Треугольники», «Волшебные фигуры».

Чтение текста «Деревянная летопись». Ответы на вопросы по тексту.

Декабрь

23

24

34

35

36

Лексическая тема: грибы.

Расширение представлений о грибах, о их строении, правилах сбора, использовании в жизни человека и животных. Объяснение значений слов: грибница, ельник, грибник, лукошко.

Развитие пространственных представлений: работа с планом, прохождение лабиринтов по правилам, графические диктанты, определение пространствен-ных отношений м/д 2-3 предметами и речевое обозначение их места в пространстве.

Развитие математических представлений: слагаемые, сумма, использование этих терминов при чтении записей. Объяснение основных компонентов задачи (условие, вопрос). Решение математических змеек.

Упражнения с комплектом Pertra: «Зеркало», «Клеточки», «Бусы», «Груз», «Цифры», «Водитель-инструктор».

Чтение текста «Цена грибов». Ответы на вопросы по тексту. 

25

26

37

38

39

Лексическая тема: зима. 

Расширение представлений о времени года, его признаках; повторение названий зимних месяцев, зимних видов спорта. Объяснение значений слов: снегопад, пороша, снегокат, позёмка, гололёд, вьюга, наст.

Развитие памяти упражнения: «Домик», «Запоминай-ка», «Запомни и повтори», рассматривание и запоминание картин, нахождение отличий по памяти.

Развитие математических представлений: присчитывание и отсчитывание по 2,3; приемы вычислений. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одни множеством предметов) решение числовых кроссвордов. 

Упражнения с комплектом Pertra: «Трансформер», «Цветные резиночки», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста «Сказка о ёлке», «Бывает ли зима?». Ответы на вопросы по тексту.

27

28

40

41

42

Лексическая тема: новый год Беседа о том, когда появился праздник, обсуждение атрибутов, обсуждение семейных традиций.

Развитие временных представлений: дни недели, определение времени по часам. Называние 5 дней без дат и дней недели, «О чём говорят названия дней недели?», «Что ты успеешь сделать за…?», «Ленивый и прилежный».

Развитие математических представлений: прибавление и вычитание 3, решение текстовых задач, раскрашивание математических раскрасок на сложение и вычитание в пределах 10, математические диктанты. Решение задач на смекалку.

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Надя и гуси» Я. Тайц. Ответы на вопросы по тексту.

  1. Промежуточная диагностика

29

30

43

44

45

Диагностика динамики развития, мониторинг реализации программы. Консультирование родителей, педагогов.

4. Коррекционно-развивающая работа II полугодие

Январь

31

32

46

47

48

Лексическая тема: «Откуда в снежках грязь?» Характеристика снега (хрупкий, рыхлый, белый, колкий, холодный, мокрый). Обсуждение свойств снега. Знакомство с источниками загрязнения окружающей среды. Словарная работа: загрязнение, фабрики, автомобили, заводы, защита окружающей среды.

Развитие внимания: тренировка внимательности при нахождении чисел от 1 до 10 на время. Самостоятельное выполнение упражнений учениками. Формирование произвольного внимания. Выполнение корректурных проб.

Развитие математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов; математических колец, упражнение «Тир».

Упражнения с комплектом Pertra: «Сложный узор», «Поле чудес», «2 шага», «Прокати шарик».

Чтение текста «Горы» А. Тихонов. Ответы на вопросы по тексту.

33

34

49

50

51

Лексическая тема: Откуда берется и куда девается мусор? Беседа с детьми о причинах возникновения мусора, обсуждение опасностей, ожидающих нас от мусора, выбор способов второй жизни мусора. Объяснение слов «мусоровоз», «переработка», объяснение пословицы «что посеешь – то и пожнешь».

Развитие мышления: распределение слов по группам, осуществление дедуктивного обобщения, мысленное составление фигур из частей, анализ смысла пословиц и фраз.

Развитие математических представлений: прибавить и вычесть число 4, приемы вычислений; анализ математических задач. Составление алгоритма решений. Упражнение «Циркуль». Решение задач на разностное сравнение, числовых кроссвордов, составление таблиц.

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 2», «Механизм 3», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики», «Найди не такую».

Чтение текста «Дом из старых бутылок». Ответы на вопросы по тексту.

35

36

52

53

54

Лексическая тема: «Когда придет суббота?» Беседа о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем; рассказ о действиях (событиях) ребенка в те или иные промежутки времени; систематизация знаний о днях недели. Словарная работа: лента времени, время, настоящее, прошлое, будущее.

Развитие пространственных представлений: упражнения: «Разговор по телефону», «Загадочные палочки», нахождение нужной выкройки для развертки после отрезания одного квадрата, создание фигуры из геометрических фигур, работа с планом помещения.

Развитие математических представлений: составление таблицы сложения 5,6,7,8,9; перестановка слагаемых, составление таблицы сложения. Решение анаграмм, задач на смекалку, нахождение разных способов разрезания квадрата на равные части.

Упражнения с комплектом Pertra: «Разноцветные ряды», «Мозаика», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста «Всё здесь» Я. Тайц. Ответы на вопросы по тексту.

37

38

55

56

57

Лексическая тема: «Когда наступит лето?» Повторение названий времен года, их последовательности и признаков; определение времени года по их основным признакам, разгадывание загадок. Соотнесение названий месяцев соответственно времени года. Словарная работа: листопад, вьюга, ледоход, ледокол, капель.

Развитие памяти: слушать и запоминать слова по порядку, запоминание рядов чисел с опорой на зрительный анализатор; написание по памяти фигур, которые были нарисованы у ребенка на ладони (спине, руке) в тетрадь.

Развитие математических представлений: решение примеров случаи 13-,14-,15-. Связь между суммой и слагаемыми, решение задач и выражений; упражнения «Числовые колонны», «Кубик». Упражнения с комплектом Pertra: «Образец», «Ширма», «Парочки», «Угадай, кто, где?», «Узор из бусин», «Строитель»

Чтение текста «Просто старушка» В. Осеева. Ответы на вопросы по тексту.

Февраль

39

40

58

59

60

Лексическая тема: «Где зимуют птицы?» Вспомнить и назвать всех птиц (сойка, кукушка, снегирь, дятел, сова, поползень и др.), которые зимуют в нашем регионе. Назвать способы помощи зимующим птицам. Определение названия птиц по их пению. Словарная работа: зимующие, перелетные, кочующие птицы, кормушки, гнездовья, зимовка.

Развитие временный представлений: определение времени (минута, две, пять) по механическим, электронным, песочным часам. Упражнения с песочными часами направленные на умение рассчитывать свое время на выполнение задания, развитие самоконтроля.

Развитие математических представлений вычитание чисел 6,7,8,9; связь сложения и вычитания. Состав чисел 8,9,10. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10 в два действия.

Упражнения с комплектом Pertra: «Трансформер», «Цветные резиночки», «Магнит», «Шайба», «Кегли», «Груз», «Сложный узор», «Поле чудес», «2 шага», «Прокати шарик»

Чтение текста «По пояс» по Я. Тайцу. Ответы на вопросы по тексту.

41

42

61

62

63

Лексическая тема: «Когда появилась одежда?» Различать типы одежды в зависимости от ее назначения; отличать одежду своего народа от одежды других народов. Разгадывание загадок. Словарная работа: одежда, шкура, тога, цилиндр, кафтан, башмак, национальная одежда.

Развитие внимания: упражнение «Расставь правильно буквы», «Сосчитай все слоги», «Лабиринт», «Сосчитай числа по порядку», зашумленный рисунок, корректурные пробы с фигурами, нахождение заданного элемента в рисунке.

Развитие математических представлений: вычитание из числа 10, числовые домики, решение примеров и задач на сложение. Решение буквенных примеров, математические деревья. Единицы массы и объема: килограмм, литр.

Упражнения с комплектом: Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста: «Козырек на фуражке». Ответы на вопросы по тексту.

43

44

64

65

66

Лексическая тема: «Когда мы станем взрослыми?».

Беседа о том, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек должен выбрать для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мир. Словарь: взрослый, профессии, окружающая среда.

Развитие мышления: чтение и разбор пословиц и поговорок, решение задач на смекалку, «Слушай внимательно, действуй быстро», определи связи слов, разгадывание филвордов.

Развитие математических представлений: названия и последовательность чисел, образование одного десятка из нескольких единиц, чтение и запись чисел. Упражнения: примеры с вагончиками, кругами. Математические игры. 

Упражнения с комплектом Pertra: «Перепутаница», «Цветная пирамидка», «Горки», «Узор из бусин», «Змейки», «Цветной узор», «Мы строим домик», «Угадай, кто, где?», «Узор из бусин».

Чтение текста «Сказка о русалочке». Ответы на вопросы по тексту.

Март

45

46

67

68

69

Лексическая тема: «Почему солнце светит днем, а луна ночью?» Беседа о том, что такое солнце, звезды. Объяснение причин появления звезд на небе ночью. Работа с приложением «Звездное небо» на компьютере. Словарная работы: солнце, звезды, созвездие.

Развитие пространственных представлений: упражнения «Двуручное рисование», рисование зеркальных изображений предметов, определение линий, поиск предмета по плану.

Развитие математических представлений дециметр; случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. Талица сложения в пределах 20.

Упражнения с комплектом Pertra: «Разноцветные ряды», «Мозаика», «Перепутаница», «Прятки», «Клеточки», «Водитель-инструктор».

Чтение текста «Пустыня днем и ночью» (Беденко М.В. с. 54). Ответы на вопросы по тексту.

47

48

70

71

72

Лексическая тема: «Почему идет дождь и дует ветер?» Беседа о видах дождя и ветра, о причинах их возникновения. Обсуждение пользы ветра для планеты Земля. Соотнесение названий видам осадков. Словарная работа: осадки, град, муссон, давление, ливень, проливной дождь, косохлест, тайфун, смерч.

Развитие памяти: упражнения «Слушай и запиши наоборот», выполнение заданий с учетом нескольких требований одновременно, поиск пропавшего предмета, звука.

Развитие математических представлений: ознакомление с задачами в 2 действия, случаи сложения +2, +3. Решение филвордов. Упражнение «Математическая улитка».

Упражнения с комплектом Pertra: «Рисунок», «Запомни, кто, где?», «Сделай так», «Трансформер», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста «Перекати-поле». Ответы на вопросы по тексту.

49

50

73

74

75

Лексическая тема: «Почему мы любим кошек и собак?» Знакомство обучающихся с разнообразием мира домашних животных, условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием. Словарная работа: домашние животные, Древний Египет, приручить.

Развитие временных представлений: дни недели, месяцы, определение времени по часам. Соотнесение общеизвестных праздников со временем года. Работа с деформированным текстом.

Развитие математических представлений: решение примеров на сложение случаи +4,+5,+6. Решение логических задач на нахождение количества, «Прыжки», нахождение единиц измерения, «Математическая улитка».

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Договор кота и мышей». Ответы на вопросы по тексту.

51

52

76

77

78

Лексическая тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.

Словарная работа: плод, семена, полевые цветы, нектар, пыльца.

Развитие внимания: упражнения «Найди отличия в двух доказательствах», «Объемные фигуры», наложенные изображения, поиск недостающих деталей, поиск в тексте заданного слога.

Развитие математических представлений: решение примеров на сложение случаи +8,+9; заполнение таблицы сложения в пределах 20. Решение логических задач, упражнения «Прыжки», «Кольцо».

Упражнения с комплектом Pertra: «Слушай и смотри», «Правила на дороге», «Пешеход», «Гуси», «Объемные ворота», «Страна пирамид».

Чтение текста «Строительство паутины», «Бумажные осы». Ответы на вопросы по тексту.

Апрель

53

54

79

80

81

Лексическая тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» Беседа о том, что такое лес. развитие умения анализировать и оценивать поведение человека в природе, формулировать правила поведения в лесу. Словарная работа: тишина, туристы, кладовая, дремучий лес.

Развитие мышления: опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий, установления истинного антитезиса. Решение логических задач. Сравнение пословиц и поговорок.

Развитие математических представлений: общие приемы вычитания числа с переходом через десяток; решение примеров на вычитание случаи 11-,12-. Решение логических задач, упражнения «Прыжки», «Кольцо».

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 3», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики», «Найди не такую».

Чтение текста «Огоньки в лесу». Ответы на вопросы по тексту.

55

56

82

83

84

Лексическая тема: «Зачем нам телефон и телевизор?» Дать представление о средствах связи и средствах массовой информации; познакомить с назначением радиоприёмника, телевизора, газет и журналов, интернета. Словарная работа: радиоприемник, интернет, газет, журнал.

Развитие пространственных представлений: проектирование своей комнаты, копирование узора, работа с деформированным текстом, определение положения предмета по его описанию.

Развитие математических представлений: решение примеров на вычитание случаи 13-,14-, 15-; решение текстовых задач в 2 действия в пределах 20. Разделение квадрата на равные части разными способами.

Упражнения с комплектом Pertra: «Самая лучшая дорога», «Зеркало», «Клеточки», «Разноцветные ряды», «Мозаика».

Чтение текста «Дым от костра вместо телефона». Ответы на вопросы по тексту.

57

58

85

86

87

Лексическая тема: «Зачем нужны автомобили?» Беседа о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей. Словарная работа: автомобиль, скорость, шофер, водитель, пассажир.

Развитие памяти: Развитие зрительной памяти, нахождение исчезнувшего объекта. Слушание, запоминание слова по порядку, складывание определенных букв каждого слова и запись нового слова.

Развитие математических представлений: решение примеров на вычитание случаи 16-,17-,18-; решение задач на нахождение количества, упражнения «Числовой кроссворд», «Числовой боулинг», определение числа по описанию, упорядочение сосудов по вместимости (от меньшего объема к большему).

Упражнения с комплектом Pertra: «Парочки», «Собери узор», «Образец», «Ширма», «Правила на дороге», «Темная сторона».

Чтение текста «Первые автомобили». Ответы на вопросы по тексту.

Май

59

60

88

89

90

Лексическая тема: «Зачем строят корабли?» классификация кораблей в зависимости от их назначения; обсуждение устройства корабля по рисунку-схеме. Словарная работа: парусник, шлюпка, суда, водный вид транспорта, судно.

Развитие временных представлений: дни недели, месяцы, определение времени по часам. Анализ художественных произведений. Работа с загадками, скороговорками, пословицами. Диктанты.

Развитие математических представлений: решение примеров и задач с использованием таблицы сложения. Упражнения: примеры с вагончиками, кругами. Математические игры.

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Воздушные корабли», ответы на вопросы по тексту.

61

62

91

92

93

Лексическая тема: «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?» Беседа о правилах пользования транспортом, составление памятки.

Развитие временных представлений: дни недели, месяцы, определение времени по часам. Определение временных интервалов. Работа с деформированным текстом.

Развитие математических представлений: решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20. Решение логических задач на нахождение количества, «Прыжки», нахождение единиц измерения, «Математическая улитка».

Упражнения с комплектом Pertra: «Осторожный пешеход», «Архитектор», «Крестики нолики», «Водитель-инструктор», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста: «Маленький автобус». Ответы на вопросы по тексту.

  1. Итоговая диагностика

63

64

94

95

96

Диагностика, мониторинг выполнения программы.

65

66

97

98

99

Консультирование родителей по результатам диагностики, анкетирование родителей.

Консультирование учителей.

Всего

66

99

Календарно-тематический план

2 класс

примерные сроки освоения

№ занятия

(2 раза в неделю)

занятия

(3 раза в неделю)

Тема занятия

1. Диагностика.

Сентябрь

1 неделя

1

2

1

2

3

Диагностика двигательной сферы.

Сбор анамнеза.

2 неделя

3

4

4

5

6

Диагностика познавательной сферы, сбор анамнеза. Подготовка индивидуальных образовательных программ.

3 неделя

5

6

7

8

9

Диагностика познавательной сферы. Консультирование родителей по результатам диагностик, анкетирование родителей.

Консультирование учителей. Согласование индивидуальных образовательных программе учителями и родителями.

2.Коррекционно-развивающая работа

4 неделя

7

8

10

11

12

Лексическая тема: «Из чего сделано?» Беседа о природных материалах, из которых сделаны различные предметы, поиск предметов, сделанных из камня, дерева, железа, стекла в кабинете, определение материала на ощупь. Словарная работа: сделано руками человека, природный материал, глина, шерсть, металл, древесина.

Развитие временных представлений: соотнесение месяцев со временем года, разгадывание загадок о месяцах, игра «Муха».

Математические представления: решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100, счет десятками. Решение математического кроссворда, определение угла.

Упражнения с комплектом Pertra: «Шажки», «Машинки», «Домик».

Чтение текста «Дорогие чашки». Ответы на вопросы к тексту. Нахождение предлогов и главных членов предложения.

Октябрь

1 неделя

9

10

13

14

15

Лексическая тема: «Как построить дом» Беседа о том, из чего и как строили дома раньше? Как строят дома сейчас? Словарная работа: одноэтажные дома, многоэтажные, деревянный, кирпичный, панельный.

Развитие внимания: развитие слухового внимания игра «Ручеек», «Что слышно?», развитие сенсорного внимания, объема внимания игра «Найди два одинаковых предмета».

Математические представления: решение задач на нахождение на сколько больше (меньше), выполнение математического кроссворда, подбор комбинации («Шарики»).

Упражнения с комплектом Pertra: «Слушай и смотри», «Правила на дороге».

Чтение текста «Бетон – искусственный камень?». Ответы на вопросы к тексту. Глаголы (слова–действия), подбор антонимов к глаголам.

2 неделя

11

12

16

17

18

Лексическая тема: «Какой бывает транспорт?» Беседа о происхождении транспорта, специальном транспорте, видах транспорта в различных отраслях экономики. Словарная работа: транспорт, телега, сани, кареты, автомобиль, тоннель, рельсы.

Развитие мышления: упражнения «Перевернутые фигуры», «Расшифруй пословицу», игра «Общее и разное», «Объедини слова». Решение логических задач.

Математические представления: решение задач на нахождение количества, нахождение пересекаю-щихся лучей, упражнение «Математические весы».

Упражнения с комплектом Pertra: «Собери фигуру», «Сколько нас?», «Какие мы разные»

Чтение текста «Поезда без моторов». Ответы на вопросы к тексту. Разгадывание загадок, нахождение слов с ударением на 1 слог.

3 неделя

13

14

19

20

21

Лексическая тема: «Профессии» Беседа о профессиях, о том, кем работают родители детей и кем бы они хотели стать. Формирование умения давать более широкое и профессиональное определение для профессий. Словарная работа: художник, повар, космонавт, шофёр, химик, физик, врач, кондитер.

Развитие пространственных представлений: упражнения «Графический диктант», «Элементы», «Цветные карточки», «Засели домик».

Математические представления: решение задач на нахождение остатка, упражнение «Расшифровка кода», «Отражение».

Упражнения с комплектом Pertra: «Самая лучшая дорога», «Зеркало», «Клеточки»

Чтение текста «Как едят в космосе?». Ответы на вопросы к тексту. Подбор определения к словам.

4 неделя

15

16

22

23

24

Лексическая тема: «В гости к зиме» Беседа об изменениях в живой и неживой природе, о перелетных и оседлых птицах. Словарная работа: живая и неживая природа, погода, приметы, температура.

Развитие памяти: развитие оперативной зрительной памяти – упражнение «Матрица», «Запоминалочка», «Запомни фигуры», «Кусочки слов».

Математические представления: решение примеров и задач на нахождение суммы, математический пазл, подбор выражений в порядке возрастания и убывания их значения.

Упражнения с комплектом Pertra: «Образец», «Ширма», «Парочки».

Чтение текста «Почему растут сосульки». Подбор слов, в которых ударение падает на второй слог. Нахождение глаголов-синонимов к фразеологизмам.

Ноябрь

1неделя

17

18

25

26

27

Лексическая тема: «Красная книга» Беседа о необходимости сохранения и увеличения численности редких растений и животных, обсуждение причин исчезновения животных и растений. Словарная работа: Красная книга, охрана природы, лотос, женьшень, белый журавль (стерх), дровосек реликтовый.

Развитие временных представлений: чтение и пересказ текста, составление плана действий по часам, определение времени по часам (ноль минут, 30 минут).

Математические представления: Единица измерения длины – миллиметр. Нахождение наименьшего трехзначного. Решение примеров и задач на нахождение длины.

Упражнения с комплектом Pertra: «Ширма», «Образец», «Парочки».

Чтение текста: «Сказка о механической и живой лягушках». Ответы на вопросы к тексту. Подбор проверочных слов, отработка орфограмм.

2 неделя

19

20

28

29

30

Лексическая тема: «Экономика» Обсуждение видов ведения хозяйства в селе, деревне, городе. Разделение видов труда по профессиям. Словарная работа: село, деревня, город, фабрика, экономика.

Развитие внимания: развитие активного внимания – упражнение «Смотри на руки», воспитание выдержки – игра «Совушка-сова», развитие сенсорного внимания и объёма внимания «Найди два одинаковых предмета». (Осипова)

Математические представления: решение примеров и задач на сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5. Решение математического кроссворда, определение наибольшего пути, определение пути.

Упражнения с комплектом Pertra: «Гуси», «Объемные ворота», «Страна пирамид», «Шажки», «Машинки».

Чтение текста «Соликамск, Солигорск и Зальцбург». Ответы на вопросы к тексту. Подбор глаголов-синонимов к фразеологизмам. 

3 неделя

21

22

31

32

33

Лексическая тема: «Домашние опасности» Беседа об опасностях, которые подстерегают дома и способах их избегания. Словарная работа: электричество, лекарства, газовая плита, стиральный порошок, витамины.

Развитие мышления: развитие пространственного мышления упражнение «Анаграммы», «Раздели овощи по командам», «Коврик».

Математические представления: решение задач на нахождение длины, решение математических пазлов, упражнение «Фонарик». Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18.

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 1», «Прямоугольники», «Треугольники», «Волшебные фигуры».

Чтение текста «Ядовитый водопровод». Ответы на вопросы к тексту. Нахождение имен прилагательных в пословицах и поговорках.

Декабрь

1 неделя

23

24

34

35

36

Лексическая тема: «Если хочешь быть здоров» Беседа о здоровье человека, о компонентах здорового состояния человека, формулировка правил, помогающих сохранить сове здоровье. Словарная работа: здоровье, здоровый образ жизни, режим дня, микробы.

Развитие пространственных представлений: упражнения «Пространственные раскраски», «Копирование точек», двуручное рисование.

Математические представления: Час. Минута. Определение времени по часам. Решение примеров и задач на определение времени. Упражнения «Математическая улитка», «Пазлы».

Упражнения с комплектом Pertra: «Зеркало», «Клеточки», «Бусы», «Груз», «Цифры», «Водитель-инструктор».

Чтение текста «Подземные лечебницы». Ответы на вопросы к тексту. Составление словосочетаний из двух заданных слов, определение количества слогов в слове.

2 неделя

25

26

37

38

39

Лексическая тема: «Берегись автомобиля» Беседа о правилах дорожного движения, знакомство с правилами перехода улиц, обсуждение дорожных знаков. Словарная работа: дорожные знаки.

Развитие памяти: развитие оперативной слуховой памяти – упражнения «Слова», «Числовой ряд», запоминание ряда слов.

Математические представления: решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого, единицы стоимости: рубль, копейка. Нахождение большего расстояния, решение математического кроссворда. Упражнения с комплектом Pertra: «Трансформер», «Цветные резиночки», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста: «Первый автомобильный номер. Ответы на вопросы к тексту. Составление словосочетаний с предлогами, подбор слов, в которых ударение падает на третий слог.

3 неделя

27

28

40

41

42

Лексическая тема: «Пожар» Обсуждение причин возникновения пожара, правил и путей эвакуации при пожаре из школы (работа со схемой пожарной эвакуации). Словарная работа: пожар, эвакуация, план эвакуации.

Развитие временных представлений: ориентировка по часам, определение времени (15 минут, 45 минут); последовательность дней недели, составление плана занятий на неделю.

Математические представления: упражнение «Математические весы», «Математическая улитка», решение примеров со скобками, нахождение длины ломаной.

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Встречный огонь». Ответы на вопросы к тексту. Нахождение однокоренных слов, подбор имен прилагательных по смыслу.

3. Промежуточная диагностика

4 неделя

29

30

43

44

45

Диагностика динамики развития, мониторинг реализации программы. Консультирование родителей, педагогов.

4. Коррекционно-развивающая работа II полугодие

Январь

1 неделя

31

32

46

47

48

Лексическая тема: «В воде и в лесу» Беседа об опасности, которую несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработка правил безопасного поведения на воде и в лесу. Словарная работа: ядовитые и съедобные грибы, походная аптечка, жалящие насекомые.

Развитие внимания: психогимнастика игра «Ручеек», развитие моторно-двигательного внимания игра «Кто летает?»; развитие произвольного внимания – выкладывание из палочек по образцу; развитие активного внимания игра «Слушай звуки».

Математические представления: сравнение числовых выражений, нахождение периметра многоугольника. Упражнения «Математический боулинг», «Полосатый пример».

Упражнения с комплектом Pertra: «Сложный узор», «Поле чудес», «2 шага», «Прокати шарик».

Чтение текста: «Деревья - лекари». Ответы на вопросы к тексту. Образование глаголов из существительных.

2 неделя

33

34

49

50

51

Лексическая тема: «Опасные незнакомцы» Беседа о правилах безопасного поведения в доме; обсуждение опасностей, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми. Номера телефонов службы спасения. Словарная работа: незнакомец, звать на помощь, полиция.

Развитие мышления: классификация объектов, нахождение общего у различных предметов и понятий. Упражнения «Из одного много», «Волшебная цепочка».

Математические представления: свойства сложения (сочетательное и переместительное свойство сложения), составление и решение задач. Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18.

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 2», «Механизм 3», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики», «Найди не такую».

Чтение текста «Волк и семеро козлят». Ответы на вопросы по сказке. Нахождение безударных гласных и подбор слов-определений.

3 неделя

35

36

52

53

54

Лексическая тема: «Строение тела человека»

Беседа о строении тела человека, о внешних и внутренних органах. Словарная работа: внутренние органы человека (головной мозг, сердце, легкие, желудок), верхние и нижние конечности.

Развитие пространственных представлений: упражнение «Разные фигурки», «Ёлочка», «Предметные картинки», двуручное рисование, работа с планом кабинета.

Математические представления: Приём вычисления для случаев вида 26+4, 30-7, 60-24; упражнение «Расшифруй слово», «Два числа»,

Упражнения с комплектом Pertra: «Разноцветные ряды», «Мозаика», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста: «Кто утром не бегает – начинает ржаветь». Ответы на вопросы к тексту. Составление предложений из слов в начальной форме.

4 неделя

37

38

55

56

57

Лексическая тема: «Наша дружная семья» Беседа о правилах культуры общения в семье. Словарная работа: семья, родство, традиции, культура общения.

Развитие памяти: развитие зрительной памяти – упражнения «Узоры из слов», «Математическая таблица», «Верни сбежавшие слова».

Математические представления: решение примеров на устные и письменные приёмы сложения и вычитания; упражнение «Полосатый пример», «Колеса».

Упражнения с комплектом Pertra: «Образец», «Ширма», «Парочки», «Угадай, кто, где?», «Узор из бусин», «Строитель».

Чтение текста: «Кто кашу заварил, тому ее и расхлебывать». Ответы на вопросы к тексту. Подбор к выражениям обобщающих слов с использованием слов для справок.

Февраль

1 неделя

39

40

58

59

60

Лексическая тема: «Ты и твои друзья» Беседа о том, что такое дружба, друзья, о том, как друзья могут проводить вместе время. Словарная работа: друг, дружба.

Развитие временных представлений: игра «Отражение», ориентировка в календаре, нахождение заданного дня недели в календаре, составление календаря праздников.

Математические представления: буквенные выражения, знакомство с уравнением; упражнения «Графический диктант», «Объясни и пойми», решение логико-грамматических задач.

Упражнения с комплектом Pertra: «Трансформер», «Цветные резиночки», «Магнит», «Шайба», «Кегли», «Груз», «Сложный узор», «Поле чудес», «2 шага», «Прокати шарик».

Чтение текста «Когда приобретают друзей». Ответы на вопросы к тексту. Придумывание и запись глаголов, которые показывают способ передвижения животных.

2 неделя

41

42

61

62

63

Лексическая тема: «Живая и неживая природа» Беседа о живой и неживой природе, нахождение в кабинете объектов живой и неживой природы. Словарная работа: природа, живая природа, неживая природа, признаки живых существ.

Развитие внимания: упражнение «Кристальная пирамида, игра «Совушка-сова», «четыре стихии», выкладывание из счетных палочек фигур 3 сложности.

Математические представления: упражнение «Математическая цепочка», «Пазлы», «Математические весы». Решение уравнений способом подбора.

Упражнения с комплектом: Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста «Галька». Ответы на вопросы к тексту. Выписать из стихотворения веселые, спортивные, вкусные и зеленые слова.

3 неделя

43

44

64

65

66

Лексическая тема: «Какие бывают животные» Осудить группы живых существ: птицы, звери, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Разобрать живые существа по видам. Словарная работа: шерсть, перья, роговые чешуйки, крылья, плавники, лапы.

Развитие мышления: развитие умение выстраивать логическую цепочку, игра «Алфавит», «Ассоциативные цепочки», решение логических задач.

Математические представления: проверка сложения и вычитания, решение задач на нахождение количества; упражнения «Математическая цепочка», «Пазлы», «Математические весы».

Упражнения с комплектом Pertra: «Перепутаница», «Цветная пирамидка», «Горки», «Узор из бусин», «Змейки», «Цветной узор», «Мы строим домик», «Угадай, кто, где?», «Узор из бусин».

Чтение текста «Зачем змеи и лягушки греются на солнце?». Ответы на вопросы к тексту. Замена словосочетаний именами существительными с удвоенными согласными.

Март

1 неделя

45

46

67

68

69

Лексическая тема: «Какие бывают растения» Беседа о разнообразии растительного мира нашей планеты, соотнесение изображений растений их группе. Словарная работа: кустарник, травы, деревья.

Развитие пространственных представлений: развитие умения ориентироваться на листе бумаги, работа с зеркальными изображениями - упражнения «Помоги пройти», «В поисках клада», «Волшебный маршрут», «Футбол», «Зеркальное рисование».

Математические представления: решение примеров на письменный приём сложения вида 45+23, построение прямого угла; упражнения «Весы», «Луч фонаря».

Упражнения с комплектом Pertra: «Разноцветные ряды», «Мозаика», «Перепутаница», «Прятки», «Клеточки», «Водитель-инструктор».

Чтение текста «Почему кактусы толстые?». Чтение народных примет, нахождение в них предлогов со словами.

2 неделя

47

48

70

71

72

Лексическая тема: «Про воздух и воду» Беседа об одном из главных богатств природы – воде и воздухе, обсуждение значения воды и воздуха для растений, животных и человека. Словарная работа: вода, воздух, состав воды (азот, кислород, углекислый газ), пресная и соленая вода.

Развитие памяти: развитие слуховой долговременной памяти – упражнение «Запомни и запиши слова», развитие моторной памяти – упражнения «Обезьянки», «Закрой глаза и повтори».

Математические представления: решение примеров и задач на письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+48, упражнения «Восстанови пример», «Математическая улитка», «Числовые колонны».

Упражнения с комплектом Pertra: «Рисунок», «Запомни, кто, где?», «Сделай так», «Трансформер», «Зарисуй узор», «Шифровка», «Лабиринт».

Чтение текста «Ветер». Ответы на вопросы к тексту. Соединение пар слов с помощью предлогов.

3 неделя

49

50

73

74

75

Лексическая тема: «Про кошек и собак» Беседа о возникновении домашних животных, о пользе кошек и собак и их применении в жизни человека. Словарная работа: собака поводырь, служебная собака, охотничья собака, зоотерапия.

Развитие временных представлений: определение времени по часам (10 минут, 20 минут, 40 минут, 50 минут), соотнесение электронных часов с механическими. Решение задач на определение времени, необходимого для выполнения того или иного действия.

Математические представления: Прямоугольник. Построение прямоугольника. Письменный приём сложения вида 87+13, упражнения «Рисунок-диктант», «Стреляем метко».

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Кошки, которые полюбили груши». Ответы на вопросы по тексту.

4 неделя

51

52

76

77

78

Лексическая тема: «Явления природы» Беседа о явлениях живой и неживой природы. Словарная работа: листопад, спячка, снегопад, метель, буран, ледоход, ливень, смена дня и ночи.

Развитие внимания: психогимнастика игра «Ручеек», развитие произвольного внимания и переключения внимания – игра «Найди отличия», развитие моторно-двигательного внимания – игра «Кто летает?».

Математические представления: Письменный приём вычитания в случаях вида 40-8, 50-24, 52-24. Упражнения «Математический кроссворд», «Нахождение пути», «Шарики».

Упражнения с комплектом Pertra: «Слушай и смотри», «Правила на дороге», «Пешеход», «Гуси», «Объемные ворота», «Страна пирамид».

Чтение текста «Торнадо». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «Вставь удвоенные согласные», «Вставь противоположные по значению предлоги».

Апрель

1 неделя

53

54

79

80

81

Лексическая тема: «Ориентирование на местности» Беседа о способах ориентирования на местности, приметах. Словарная работа: компас, линии горизонта, север, юг, запад, восток, ориентирование.

Развитие мышления: развитие скорости мышления - упражнения «Слушай и запиши», «Фигуры», развитие умения понимать причинно-следственные зависимости упражнение – «Определи овощи по командам».

Математические представления: Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, свойство противоположных сторон прямоугольника. Упражнения «Полосатый пример», «Колесо».

Упражнения с комплектом Pertra: «Механизм 3», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики», «Найди не такую».

Чтение текста «Древний компас». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «Выпиши главные члены предложения».

2 неделя

55

56

82

83

84

Лексическая тема: «Дикорастущие и культурные растения» Беседа о разнообразии растительного мира, сравнение дикорастущих и культурных растений. Словарная работа: хвойное растение, кустарник, дерево, сад, лес, луг, огород, урожай.

Развитие пространственных представлений: упражнения «Пчелка», «Разложи предметы», зеркальное рисование, работа с планом кабинета. 

Математические представления: Квадрат. Построение квадрата. Решение примеров на приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой. Упражнения: «Расшифруй слово», «Мячики».

Упражнения с комплектом Pertra: «Самая лучшая дорога», «Зеркало», «Клеточки», «Разноцветные ряды», «Мозаика».

Чтение текста: «Почему берёза цветет ранней весной?». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «От имен прилагательных и глаголов образуй существительные».

3 неделя

57

58

85

86

87

Лексическая тема: «Дикие и домашние животные» Беседа о домашних и диких животных, их роли в жизни человека, придумывание рассказа о животном. Словарная работа: травоядные животные, хищники, прирученные животные.

Развитие памяти: развитие образной и логической памяти – упражнения «Умелый художник», «Коврики», слушание и запоминание текста «Когда наступает весна».

Математические представления: Периметр прямоугольника, название компонентов и результата умножения, решение примеров и задач на умножение на 1 и 0. Упражнения: «Математический кроссворд», «Дорожки».

Упражнения с комплектом Pertra: «Парочки», «Собери узор», «Образец», «Ширма», «Правила на дороге», «Темная сторона».

Чтение текста «Охота с гепардами». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «Выпиши слова, которые нельзя перенести».

Май

1 неделя

59

60

88

89

90

Лексическая тема: «Посмотри вокруг». Обсудить историю представлений о форме Земли, рассмотреть карту мира. Словарная работа: линия горизонта, кругосветное путешествие, планета Земля, земной шар, стороны горизонта.

Развитие временных представлений: работа с календарем, нахождение заданной даты; работа с часами, определение времени по часам (5, 15,25,35,45,55 минут). Определение временных последовательностей.

Математические представления: Название компонентов и результата деления, связь между компонентами и результатом умножения. Упражнения «Восстанови примеры», «Математическая улитка», «Числовые колонны»

Упражнения с комплектом Pertra: «Архитектор», «Осторожный пешеход», «Водитель-инструктор», «Крестики нолики», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Планета вода». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос «Что делать?», «Какой?».

2 неделя

61

62

91

92

93

Лексическая тема: «Путешествие по планете» Беседа о планете Земля, о материках и океанах планеты. Словарная работа: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, материки, океаны.

Развитие внимания: психогимнастика игра «Ручеек»; развитие концентрации и объема внимания упражнение выкладывание из мозаики по образцу, «Исключение лишнего».

Математические представления: Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Решение примеров на умножение и деление на 2, 3. Упражнения «Пазл», «Математические цепочки», «Числовые весы».

Упражнения с комплектом Pertra: «Осторожный пешеход», «Архитектор», «Крестики нолики», «Водитель-инструктор», «Многоэтажные крестики нолики».

Чтение текста «Кого не любят разные народы», «Австралийцы – люди вверх ногами». Ответы на вопросы к тексту. Упражнение «Вспомни и запиши по два слова с удвоенными согласными».

Итоговая диагностика

63

64

94

95

96

Диагностика, мониторинг выполнения программы.

65

66

97

98

99

Консультирование родителей по результатам диагностики, анкетирование родителей.

Консультирование учителей.

Всего

66

99

                                   

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки, пособия, монографии и журнальные статьи, создающие теоретическую основу для выбора содержания коррекционно-развивающих занятий:

Основная литература:

  1. Глозман Ж.М. "Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» М. Смысл, 2014.
  2. Ефименкова Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов", М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. "Нейропсихологические занятия с детьми" практическое пособие часть1-2. М. Айрис-пресс, 2016.
  4. Семенович А.В. "Метод замещающего онтогенеза. Сборник нейропсихологических программ" I-IV том. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.
  5. Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2015.
  6. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесеология» М., 2011.
  7. Забрамная С.Д., О.В. Боровик Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для ПМПК.М.: ВЛАДОС, 2005. – 31с.

Дополнительная литература:

  1. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором» Русский язык 2-4 классы издание Просвещение,2006 г,
  2. Беденко М.В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 1 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 96с.
  3. Беденко М.В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 2 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 90с.
  4. Беденко М.В., Фролова Н.Н. Занимательная летняя школа: Все предметы в одной тетради: Авторская методика: 3-4 класс. 2018. – 120с.
  5. Виноградова Н.К. «Развиваем познавательные возможности учащихся», Центральное издательство, М, 2005.
  6. Воронина Т.П. «Дислексия, или почему ребенок плохо читает?», Феникс, 2015.
  7. Все итоговые комплексные работы в начальной школе. 1–4 классы. Математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение / сост. Н. Н. Нянковская, М. А. Танько. — Москва: АСТ, 2014. — 160 с.
  8. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика 3 класс. «М-книга»,2006.
  9. Горохова А.М. Считаем быстро и правильно 1 класс. Раскраска-тренажер. М.: Издательство «Эксмо», 2016. – 32с.
  10. Горохова А.М. Считаем быстро и правильно 2 класс. Раскраска-тренажер. М.: Издательство «Эксмо», 2016. – 32с.
  11. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальноых классах лбщеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007. – 272с.
  12. Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с.
  13. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2005. – Ч. 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – 183 с.
  14. Лайло В.В. "Русский язык. Проверь себя: рабочая тетрадь" тесты с ответами 1-4 класс. – М.: Дрофа, 2003г.
  15. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач / сост. Т.А. Мельникова [и др.]. – 2-е изд. -  Волгоград: Учитель. – 131 с.
  16. Математика. 1-4 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель,
  17. Моро М.И, Бантова М.А. Учебник «Математика» 3 класс, в 2 частях и др., 4-ое издание – М.: Просвещение, 2012г.
  18. Парамонова Л.Г. «Правописание шаг за шагом» Дельта, 2004.
  19. Польновская Е.А. Пишем без ошибок 1 класс. Раскраска-тренажер. М.: Издательство «Эксмо», 2016. – 32с.
  20. Польновская Е.А. Пишем без ошибок 2 класс. Раскраска-тренажер. М.: Издательство «Эксмо», 2016. – 32с.
  21. Праведникова М.И. Точка, точка, два крючочка / Серия «Популярная нейропсихология» Тетрадь. Праведникова М.И., Издательство «АЙРИС-пресс», 2016. – 48с.
  22. Развитие словесно-логического мышления и связной речи для младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 99с.
  23. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 4-е изд., – М.: Генезис, 2017 – 64с.
  24.  Суслова О.В., Малым М.В. «Дисграфия. Учусь различать буквы» 1-4 класс, Феникс, 2017г.
  25. Ткаченко Т.А. Занятия по картинам с проблемным сюжетом для связной речи у дошкольника 4-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 32с.
  26. Ткаченко Т.А. Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2006 – 24с.
  27. Узорова О.В., Нефедова Е.А «300 примеров по русскому языку» 1-4 класс, АСТ, 2003.
  28. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Короткие интересные рассказы обучение детей чтению» 1-2 классы, АСТ, Астрель, М, 2004.
  29.  Фокина А.С. «Развиваем речь. Пословицы и поговорки», АСТ, М., 2015.
  30. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения / авт.-сост. Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 100с.
  31. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе» Методическое пособие, В. Секачев, 2014г.

Дидактические игры и игрушки:

  1. Развивающая игра с картинками «Надо – не надо», 36 карточек
  2. Развивающая игра с картинками «Дом вверх дном», 30 карточек
  3. Развивающая игра с картинками «Собери картинки», 35 карточек
  4. Магнитная игра «Пиратский остров», 7+
  5. Квест книга-игра «Тайна дома с привидениями», 8+
  6. Квест книга-игра «Пропажа в зоопарке», 7+
  7. Головоломка Танграм (дерево)
  8. Мировые головоломки «Листик» (дерево)
  9. Мировые головоломки «Волшебные ромбы» (дерево)
  10. Мировые головоломки «Волшебный круг» (дерево)
  11. Настольная игра «Попробуй объясни», 7+

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:

  1. Кабинет, оборудованный комплектом Pertra.

Комплект Pertra состоит из 6 гофр (игровых наборов), каждая из которых помогает ребенку освоить ту или иную тему.

Игровой набор 1 Konstruktion (Пространство на плоскости)

Из элементов набора на доске-основе можно построить дороги и организовать по ним движение «транспорта». При этом развивается ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация.

Игровой набор 2 Klassifikation (Упорядочение элементов)

Благодаря разнообразию деталей, у детей развиваются сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, логическое мышление, творческие способности.

Игровой набор 3 Diskrimnation (Одинаковое и разное)

Работая с элементами набора, дети развивают сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, конструктивные навыки, мелкую моторику, творческие способности.

Игровой набор 4 Relation (Пространство и преобразования)

С помощью разнообразных элементов набора, у детей развиваются логическое, конструктивное и творческое мышление, формируются элементарные представления о трехмерности пространства.

Игровой набор 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии) является логическим и более сложным продолжением набора 1.

Из элементов набора на доске-основе можно построить дороги и организовать по ним движение «транспорта». При этом развивается ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация, вырабатываются автоматические навыки письма.

Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию) является логическим и более сложным продолжением набора 3.

Работая с элементами набора, дети развивают сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, мелкую моторику, математические и творческие способности.

При работе с пособием «Pertra» можно одновременно использовать несколько игровых наборов (или все сразу), что, безусловно, приводит к большему разнообразию и усложнению решаемых задач, а также способствует развитию креативности у всех участников образовательного процесса. На разных этапах обучения используются одинаковые игры с усложнением задачи.

2. Парты, столы, стулья для выполнения письменных работ, дидактических игр.

3. Мячи, дидактические игры, мелкие предметы для формирования навыков счета и развития мелкой моторики, тактильного восприятия.

4. Материалы для детского творчества: карандаши, краски, пластилин, фломастеры, бумага, картон, клей, ножницы.

  1. Индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.).
  2. Демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.
  3. Доска с магнитными держателями.
  4. Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета).
  5. Плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика).
  6. Тетради для записей.

Кадровые условия: специалист, реализующий программу, должен владеть знаниями в области дефектологи и работы с комплектом Pertra.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Критерии для оценки успешности освоения программы коррекции и развития познавательной деятельности обучающимися с ОВЗ начальной школы составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной рабочей программы.

Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг развития познавательной деятельности. Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования.

Результаты коррекции и развития познавательной сферы проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
  • способность ориентироваться в пространстве, используя графический план и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);
  • способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;
  • возможность приходить к умозаключению и обосновывать его;
  • возможность понимания и использования символических обозначений;
  • способность к вербализации своих действий;
  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
  • способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане;
  • способность находить нестандартные решения и восстанавливать недостающие фрагменты, классифицировать, обобщать, делать выводы.

В соответствии с АООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы.

Результативность: оценка достижения планируемых результатов (навыков/компетенций) для всех областей коррекционно-развивающей работы показывается одним из пяти числовых значений соответственно:

• 0 – навык/компетенция не сформирована;

• 1 – необходима постоянная внешняя физическая / визуальная / вербальная регуляция деятельности;

• 2 – способен к самостоятельному выполнению, но нуждается в частичной организующей (стимулирующей) помощи;

• 3 – ориентируется на действия сверстников, самостоятельно использует в качестве подсказки модель поведения и/или визуальные подсказки, постоянно находящиеся в поле зрения на закрепленных местах и т.д.;

• 4 – навык/компетенция сформирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Коррекция познавательной деятельности 2-4 классы, 5-9 классы".

Программа групповых  дефектологических занятий по коррекции познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

Использование сказочных сюжетов на занятиях по коррекции познавательной деятельности как средство формирования метапредметных УУД

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения, истории через создание проблемной ситуации

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Программа (5-9 класс) Коррекция познавательной деятельности

Программа (5-9 класс) Коррекция познавательной деятельности...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...

Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Мастер-класс включает следующие разделы:- актуальность;- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;- заключение....