Демонстрационный метод при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методический материал

Токарева Марина Александровна

Материал будет полезен для учителей коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_5.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный метод

Учет особенностей умственно отсталых школьников при реализации принципа наглядности заключается также в том, что наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий (понятие о числе, о десятичной системе исчисления и др.).

Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.

В этот период перехода из начальной школы предметные образцы по-прежнему используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применение такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов.

Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомогательной школе осуществляется по этапам.

1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи.

2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия.

3. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и, в конечном счете, развитию абстрактного мышления у умственно отсталых школьников.                                

           Чаще всего применяются: картины, карты, иллюстрации, схемы, плакаты, макеты, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинокартины.

Основные задачи использования метода демонстрации сводятся к следующим: вводить работу по развитию у учеников круга элементарных представлений, систематизировать уже полученный опыт, способствовать развитию умений наблюдать явление или предмет и выделять в них главные черты, обобщать, сравнивать, устанавливать свое отношение к объекту.

К демонстрации как к методу в специальной школе предъявляют следующие требования:

1)            расположение демонстрируемого объекта должно быть таким, чтобы его хорошо было видно со всех мест класса;

2)           учитывая особенности внимания умственно отсталых учащихся, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие. После объяснения его нужно убирать;

3)            каждый ученик должен действовать согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращая внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми данными;

4)           словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности и формировать логическую, правильную, обоснованную речь;

5) необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли формулировать подаваемый материал и итоги наблюдений на доступном для них уровне.                                                                             В настоящее время в учебных учреждениях широко употребляются разнообразные технические средства обучения, с помощью которых можно просматривать различные кино- и диафильмы, слайды и т. л. Такая демонстрация активизирует умственную деятельность учеников, служит дополнительным источником данных. Показ не должен превышать 10-15 мин, а урок нельзя превращать в киноурок или кинолекцию. Однако необходимо учитывать, что ученики часто отвлекаются на произведение, внешнюю фабулу, описательную сторону явления и теряют нить изучаемых понятий. Поэтому при анализе впечатлений основное внимание следует уделять тому, как эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.

Одним из наиболее ценных методов коррекционного воспитания является рисование на классной доске. Этот процесс вовлекает в активную работу сразу несколько анализаторов ребенка: зрение, слух, моторику. Рисунок, выполненный учителем на доске, может существенно дополнить карту или иллюстрацию. Особенно интересны и доступны учащимся зарисовки различных простых схем в рамках классной доски или тетради, выполненные цветными мелками или карандашами. Рисование учителем на доске развивает наблюдательность у детей, вызывает живой интерес и желание подражать. Учитывая последнее, можно задавать учащимся нарисовать дома иллюстрации к различным произведениям, наблюдаемым процессам и др. Лучшие детские рисунки можно использовать на уроках, а в конце года устроить выставку.

Применение наглядности важно на любых уроках. Например, письмо и русский язык. К.Д. Ушинский, оценивая роль наглядности в обучении родному языку, писал: «…совершенно ошибочно отделять наглядное обучение от обучения отечественному языку. При таком насильственном разделении двух предметов…наглядное обучение теряет свою главную цель, а обучение отечественному языку – самую прочную основу: умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно отражать эту мысль словами».

При обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая  и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка применяются традиционные средства, такие, как натуральные предметы и явления, их объёмные и плоскостные изображения, графическая наглядность и технические средства обучения. Кроме того, используются ряд специфических средств, которые не применяются на других уроках. Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная или языковая, наглядность. Последний вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдения за самой речью, за её образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая сложным фразовым единством – текстом.

    По мере перехода школьников из класса в класс изменяется характер наглядного материала (он становится более обобщённым за счёт использования графических схем, таблиц, образных средств языка), дети получают возможность чаще выполнять языковые и речевые упражнения, воспринимать содержание произведения, опираясь на свой опыт.

    Изучение математики, начиная с самого элементарного, обязательно требует использования средств наглядности, так как на данном предмете дети встречаются с большим количеством абстрактных понятий, которые без наглядного изучения недоступны им. Здесь большое значение имеет тщательность подбора наглядного материала. Например, при формировании представлений о размерах нужно подбирать такие   наглядные пособия, дидактический материал, а также предметы окружающей ребёнка обстановки, которые четко отображают изучаемый признак.

Значение наглядности на таких уроках, как чтение, окружающий мир и др. трудно переоценить. Многие понятия очень затруднительно объяснить на словах, поэтому «лучше один раз увидеть». Здесь используются картины, иллюстрации, ТСО, природные материалы.

Прекрасным средством наглядности являются экскурсии. Но проводя урок в виде экскурсии надо всегда помнить об особенностях восприятия умственно отсталых детей. У них нарушено анализирующее восприятие, поэтому надо ориентировать детей на выявление специфических признаков объектов. Темп восприятия замедлен, следовательно, нужно чётко определить, что дети будут смотреть, нельзя выбирать для наблюдения сразу много объектов, каждый объект должен разбираться в отдельности, нужно дать детям достаточно времени для просмотра объектов и, конечно, наблюдение должно сопровождаться словесным объяснением учителя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

Проектный метод в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Проектный метод в  процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями...

Мастер-класс для родителей «Использование метода «Модель «Трех вопросов» в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

В разработке представлено описание модели «Трех вопросов» как одного из инструментов, позволяющих использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативн...