Главные вкладки

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г
    план-конспект

    Мустапаева Асель Ердаулетовна

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [к]-[г]

    Задачи:

    1. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» {посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи {использование имен существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. Автоматизация правильно произношения звука [ж].
    2. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
    3. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

    Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды и витрины, конверты с частями плоскостного изображения чашек, предметные картинки с изображениями чашек, пластмассовые кукольные кастрюльки с водой, соломинки для коктейля по числу детей, мяч.

    Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи, тактильных ощущений. Объявление темы занятия.]

    Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.

    Логопед. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

    Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

    1-йребенок. Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. п.)

    Логопед. Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали, как это сделали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

    Дети. Посуда.

    Логопед. Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

    Дети. В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

    Логопед. О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.

    2. Упражнение «В магазине». (Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».]

    Логопед помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины с помощью магнитов закреплены плоскостные изображения чайной посуды, на средней — столовой, на нижней — кухонной.

    Логопед. Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

    1-йребенок. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

    Логопед. Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

    Дети. Чайная посуда.

    Логопед. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

    2-й ребенок. Тарелки, супница, хлебница, солонка.

    Логопед. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

    Дети. Столовая посуда.

    Логопед. И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

    3-й ребенок. Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

    Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.

    Дети. Кухонная посуда.

    Логопед. А теперь повтори еще раз, как называется посуда па каждой полке, Ариша.

    4-й ребенок. На верхней полке чайная посуда, на второй полке столовая посуда, а на нижней полке — кухонная.

    Логопед. Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют?

    Дети. Фарфоровая.

    Логопед. А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

    Дети. Металлическая.

    Логопед. Верно. А теперь давайте поиграем.

    3. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах).]

    Логопед готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.

    Логопед. Посмотрите еще раз на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

    Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

    Логопед. Чего не стало?

    Дети. Не стало чайника.

    Логопед. Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

    Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

    Логопед. Что теперь изменилось?

    Дети. Вместо красных чашек вы поставили синие.

    Упражнение повторяется еще 3—4раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы.

    4. Упражнение «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи сдвижением.]

    Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

    Я — чайник, ворчун, хлопотун,

    Дети стоят, изогнув одну руку, как!

    сумасброд,

    носик чайника, другую держат на

    Я вам напоказ выставляю живот.

    поясе. Животик надут.

    Я чай кипячу, клокочу и кричу:

    Топают обеими ногами.

    — Эй, люди,

    Делают призывные движения правой >

    я с вами попить чай  хочу.

    рукой.

    Североамериканская песенка

    5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

    Логопед. Что вы видите на странице справа? Дети. Чайник, чашку и ложку. Логопед. Какая это посуда? Дети. Чайная.

    Логопед. Возьмите любой цветной карандаш, обведите чайник по контуру и начинайте раскрашивать его. Если хотите, мо- -жете украсить чайник цветами или узорами.

    Дети выполняют задание. Логопед по ходу работы организует с ними диалог, а затем предлагает детям решить, у кого получился самый красивый чайник. Можно наградить победителя наклейкой.

    6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного артикуляционного уклада звука [ж] и автоматизация звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов.]

    Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Каждое упражнение выполняется по 4—5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Далее логопед предлагает детям сделать «чашечку», убрать ее за верхние зубы, прижать края к зубам и подуть в нее, произнося звук [з]. Можно получить звук [ж] и от звука [ш], объяснив детям, что следует подключить голос, «сделать в горлышке шумно». Если у детей получился звук [ж], то можно наняться автоматизацией произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов. Можно использовать цепочки слогов со сменой ударения: жа-жа-жа, жа-жа-жа, жа-жа-жа и т. п.

    7. Игра «Разбитые чашки». [Развитие зрительного гнозиса и Конструктивного праксиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Логопед приглашает детей вновь пройти на ковер и сесть по-турецки. Он достает конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на маленькое наборное полотно предметные картинки с изображениями чашек (рис. 18).

    Логопед. На завтрак Наташе сварили две каши. На выбор две каши Для нашей Наташи. Не стала есть кашу Каприза Наташа. Разбила все чашки Вертушка Наташка.

    Рис. 18

    Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташка. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

    Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части плоскостных изображений чашек в конверты,

    8. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]

    Логопед предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч.

    Логопед. А теперь уже знакомая вам игра. Я бросаю мяч и называю посуду. Вы ловите мяч, произносите название по слогам, определяете количество слогов и возвращаете мяч мне. Чашка.

    1-йребенок. Чаш-ка. Два слога. т. п.)

    Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Слушай внимательно». Я буду произносить слоги и слова со звуками [к'], [г']. Если мы услышите звук [к'], вы поднимите руки вверх. Если вы услышите звук [г'], вы поставите руки на пояс. Постарайтесь быть внимательными.

    Ки, те, ги, ни, ге, ке.

    Киска, мишка, гиря, кирпич, кидать, помоги, теплый, кислый.

    9. Игра «Трудная задача». [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.]

    Логопед приглашает детей за стол.

    Логопед. Теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне решить трудную задачу.

    А задача непроста —

    Превратить кота в кита,

    А потом — туман в томат,

    Тому в Тиму и назад.

    Н. Нищева

    Поможете?

    Логопед помещает на магнитную доску магнитные буквы и составляет первое слово.

    Логопед. Прочитайте слово.

    Дети. Кот.

    Логопед. Как превратить это слово в слово кит?

    Дети. Заменить букву О на букву И.

    Один из детей заменяет букву.

    Логопед. Прочитайте новое слово. Дети. Кит.

    Аналогично проводится работа по превращению слова «туман» в слово «томат», слова «Тома» в слово «Тима» и наоборот. Дети сами меняют буквы и читают слова.

    10. Упражнение «Подбери схему». [Совершенствование навыка звукового анализа слов.]

    Логопед убирает все лишние буквы.

    Логопед. Подойдите к доске и сложите слова кот, кит, дом, Дик.

    11. Упражнение «Слушай внимательно». [Развитие фонематического восприятия.]

    Логопед предлагает детям встать в шеренгу лицом к ней.

    Дети выкладывают и читают по одному слову. Логопед достает, готовые схемы слов: ,

    Рис. 17

    Логопед. Подберите схемы, которые подходят к вашим словам.

    Дети выбирают схемы и объясняют свой выбор.

    12. Окончание занятия. [Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия. Коррекция произношения звука Р* при дизартрии.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звука Р* при дизартрии....

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л].

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]. В занятии отражены все этапы закрепления звука [л]....

    Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

    Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р

    Описан план и развернутый конспект открытого  занятия по автоматизации звука Р с воспитанником старшей группы детского сада с заключением ФНР....

    Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»

    Тема: Звуки С-Ш. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] . Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о зву...