Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
план-конспект

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Занятия учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид занятия: занятие-путешествие

Темы: 

Лексическая тема:  Весна

Логопедическая: Дифференциация звуков С-Ш

Грамматическая: Правописание  ЖИ-ШИ

Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.

Коррекционно-развивающие задачи:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];

- установить различия по звонкости- глухости с опорой на осознанный контроль   органов артикуляции;

-совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

- актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать  и активизировать их лексикон по теме «Весна;

- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

- развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;

- формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.

Коррекционно-образовательные:

- развивать орфографическую зоркость;

- закрепить правописание гласных после шипящих;

- повторить правила написания предложения.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать положительную учебную мотивацию;

-воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа «Учимся говорить правильно», звуковые линейки, презентация к занятию.

Ход занятия

I.Организационный  момент.

-Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

1. Сообщение темы, постановка перед обучающимися задач.

- Сегодня мы  с вами отправляемся вместе с «Паровозиком из Ромашково»  в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?

-Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.

-Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр,

На прогулку мы наденем

Этот головной убор.

                                            (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Работяга - …

                                         (Самолёт)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это-…

                                       (Снегири)

Дорожка сшита - связана,

Постирана, разглажена.

Антошу охраняет,

Холод отгоняет.

                                      (Шарф)

В этом доме этажи

Называют полками,

Тут бельё моё лежит,

Кофточки с футболками.

                                        (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,

А усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все- …   (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)  

-Молодцы. Выделите пожалуйста первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш).

-С какими  звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать.

-Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).

-А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).

-Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

-Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

-Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.

-Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С

-Назовите,   как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш

-Скажите пожалуйста,  чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш  язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

-Молодцы. Двигаемся дальше.

3.  Первая станция «Игровая»

-А сейчас мы прибыли с вами на станцию «Игровая».

-Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки.  Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.

Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.

Са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Ша-ша-ша, уши, шея и душа.

4. Связь звука и буквы.

-Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра.

-Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф.

-На что похожа буква эС?

-На что похожа буква Ша?

5. Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

-Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в  по корзинам обозначенными звуками С и Ш.

-Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию «Запоминайкино».

6. Следующая станция  «Запомоминайкино»

-Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.

Мороз, сугробы, вьюга- какому времени года относятся эти слова? (к зиме)

Листопад, дожди, туман ( к осени)

Жара,  солнце, радуга ( к лету)

Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).

7. Физминутка для глаз «Весенняя зарисовка»

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть весеннюю зарисовку.

-Ваши глаза отдохнули и готовы к дальнейшей работе.

-Посмотрите внимательно на картину. Какая весна изображена на ней ранняя или поздняя? (ранняя)

-Какое любимое занятие у детей ранней весной? (пускать кораблики).

-Мы с вами тоже запустим кораблик, только в тетради.

-Мы отправляемся на станцию «Графическая»

8. Станцию «Графическая»

-Сейчас мы с вами выполним графический диктант.

-Какой предмет у вас получился? (парусник)

-Назовите, какой из изучаемых звуков сегодня есть в этом слове? (звук С)

-Назовите соседей звука С (звук У, звук Н’)

 

-Следующая станция «Ребусная»

9.Станция «Ребусная»

-А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус. Отгадайте название цветка, который появляется с приходом весны. Вам необходимо выделить звук под номером, который написан  рядом с предметом и записать его букву. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться звуковыми линейками.

Л-лук (1)

А-аист (1)

Н-слон (4)

Д-подушка (3)

Ы-сыр (2)

И-слива (3)

                            ЛАНДЫШИ

-Посмотрите на это слово и назовите «опасное» место в этом слове, а почему оно опасное ? (в слове сочетание ШИ, слышится звук Ы, а писать необходимо букву И)

10. Работа с деформированным предложением.

-Перед вами на экране слова, составьте из них устно предложение.

                                       В ландыши выросли лесу душистые

-Какое предложение наиболее интересное, наиболее удачное?

-Начертите в тетради схему предложения.

-Обозначьте пожалуйста на схеме буквами, в каких словах находится звук [С], а в каких звук [Ш].

                        С                 С              ШС              Ш

                                                                                           .

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга,  сверьтесь с экраном.

11. Итог

-Наше путешествие подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

-Какое самое интересное задание было для вас?

-Пароль на выход. Придумай слово в котором имеется  звук С или Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Коррекция произношения звука Р* при дизартрии.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звука Р* при дизартрии....

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»

Тема: Звуки С-Ш. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] . Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о зву...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф].

Участие в методической неделе педагогического сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Сосновоборска с представленным опытом работы:Фронтальное занятие в подготовительной группе ко...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...