Главные вкладки

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
    план-конспект

    Мустапаева Асель Ердаулетовна

    Занятия учителя-логопеда

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вид занятия: занятие-путешествие

    Темы: 

    Лексическая тема:  Весна

    Логопедическая: Дифференциация звуков С-Ш

    Грамматическая: Правописание  ЖИ-ШИ

    Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];

    - установить различия по звонкости- глухости с опорой на осознанный контроль   органов артикуляции;

    -совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

    - актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать  и активизировать их лексикон по теме «Весна;

    - совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

    - развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;

    - формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.

    Коррекционно-образовательные:

    - развивать орфографическую зоркость;

    - закрепить правописание гласных после шипящих;

    - повторить правила написания предложения.

    Коррекционно-воспитательные:

    -формировать положительную учебную мотивацию;

    -воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

    Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа «Учимся говорить правильно», звуковые линейки, презентация к занятию.

    Ход занятия

    I.Организационный  момент.

    -Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

    1. Сообщение темы, постановка перед обучающимися задач.

    - Сегодня мы  с вами отправляемся вместе с «Паровозиком из Ромашково»  в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?

    -Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.

    -Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.

    Все в снегу стоят деревья,

    Белый на земле ковёр,

    На прогулку мы наденем

    Этот головной убор.

                                                (Шапка)

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полёт

    Работяга - …

                                             (Самолёт)

    Зимой на ветках яблоки,

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это-…

                                           (Снегири)

    Дорожка сшита - связана,

    Постирана, разглажена.

    Антошу охраняет,

    Холод отгоняет.

                                          (Шарф)

    В этом доме этажи

    Называют полками,

    Тут бельё моё лежит,

    Кофточки с футболками.

                                            (Шкаф)

    Ты весь мир обогреваешь,

    А усталости не знаешь.

    Улыбаешься в оконце,

    И зовут тебя все- …   (Солнце)

    2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)  

    -Молодцы. Выделите пожалуйста первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш).

    -С какими  звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать.

    -Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).

    -А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).

    -Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

    -Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

    -Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.

    -Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С

    -Назовите,   как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш

    -Скажите пожалуйста,  чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)

    При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш  язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

    -Молодцы. Двигаемся дальше.

    3.  Первая станция «Игровая»

    -А сейчас мы прибыли с вами на станцию «Игровая».

    -Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки.  Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.

    Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.

    Са-са-са, масло, сыр и колбаса.

    Ша-ша-ша, уши, шея и душа.

    4. Связь звука и буквы.

    -Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра.

    -Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф.

    -На что похожа буква эС?

    -На что похожа буква Ша?

    5. Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

    -Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в  по корзинам обозначенными звуками С и Ш.

    -Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию «Запоминайкино».

    6. Следующая станция  «Запомоминайкино»

    -Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.

    Мороз, сугробы, вьюга- какому времени года относятся эти слова? (к зиме)

    Листопад, дожди, туман ( к осени)

    Жара,  солнце, радуга ( к лету)

    Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).

    7. Физминутка для глаз «Весенняя зарисовка»

    -А сейчас я вам предлагаю посмотреть весеннюю зарисовку.

    -Ваши глаза отдохнули и готовы к дальнейшей работе.

    -Посмотрите внимательно на картину. Какая весна изображена на ней ранняя или поздняя? (ранняя)

    -Какое любимое занятие у детей ранней весной? (пускать кораблики).

    -Мы с вами тоже запустим кораблик, только в тетради.

    -Мы отправляемся на станцию «Графическая»

    8. Станцию «Графическая»

    -Сейчас мы с вами выполним графический диктант.

    -Какой предмет у вас получился? (парусник)

    -Назовите, какой из изучаемых звуков сегодня есть в этом слове? (звук С)

    -Назовите соседей звука С (звук У, звук Н’)

     

    -Следующая станция «Ребусная»

    9.Станция «Ребусная»

    -А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус. Отгадайте название цветка, который появляется с приходом весны. Вам необходимо выделить звук под номером, который написан  рядом с предметом и записать его букву. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться звуковыми линейками.

    Л-лук (1)

    А-аист (1)

    Н-слон (4)

    Д-подушка (3)

    Ы-сыр (2)

    И-слива (3)

                                ЛАНДЫШИ

    -Посмотрите на это слово и назовите «опасное» место в этом слове, а почему оно опасное ? (в слове сочетание ШИ, слышится звук Ы, а писать необходимо букву И)

    10. Работа с деформированным предложением.

    -Перед вами на экране слова, составьте из них устно предложение.

                                           В ландыши выросли лесу душистые

    -Какое предложение наиболее интересное, наиболее удачное?

    -Начертите в тетради схему предложения.

    -Обозначьте пожалуйста на схеме буквами, в каких словах находится звук [С], а в каких звук [Ш].

                            С                 С              ШС              Ш

                                                                                               .

    - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга,  сверьтесь с экраном.

    11. Итог

    -Наше путешествие подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

    -Какое самое интересное задание было для вас?

    -Пароль на выход. Придумай слово в котором имеется  звук С или Ш.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия. Коррекция произношения звука Р* при дизартрии.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звука Р* при дизартрии....

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л].

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]. В занятии отражены все этапы закрепления звука [л]....

    Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

    Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р

    Описан план и развернутый конспект открытого  занятия по автоматизации звука Р с воспитанником старшей группы детского сада с заключением ФНР....

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

    Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»

    Тема: Звуки С-Ш. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] . Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о зву...