Главные вкладки

    Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»
    план-конспект

    Панфилова Наталия Михайловна

    Тема: Звуки С-Ш.

     

    Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

     

    Задачи:

     

    1. Образовательные:

     - уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

     

    2. Коррекционно – развивающие:

     

    - развивать подвижность артикуляционного аппарата;

     - уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

     - коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

     - развивать речевое дыхание;

     - коррекция мелкой моторики рук;

     - дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, тексте.

    - коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

    3. Воспитательные:

     - формировать положительную мотивацию к занятиям;

     - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

     

    Оборудование:

     - Су-Джок

     - сюжетные картинки.

     - шишки для счета

     - куклы Миша и Соня

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsp.dif_.s-sh_1.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]

    «Путешествие в сосновый лес»

    Тема: Звуки С-Ш.

    Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

    Задачи:

    1. Образовательные:

     - уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

    2. Коррекционно – развивающие:

    - развивать подвижность артикуляционного аппарата;

     - уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

     - коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

     - развивать речевое дыхание;

     - коррекция мелкой моторики рук;

     - дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, тексте.

    - коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

    3. Воспитательные:

     - формировать положительную мотивацию к занятиям;

     - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

    Оборудование:

     - Су-Джок

     - сюжетные картинки.

     - шишки для счета

     - куклы Миша и Соня

    Ход занятия

    1.    Оргмомент. (музыка релакса)

    Денис, сегодня у нас необычное  занятие. Я приглашаю тебя побывать в деревне у дедушки и погулять в сосновом лесу. Хочешь? Тогда закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки.  Покажите, какие там большие деревья.

     Ученик поднимает руки.

     Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

     Ученик быстро-быстро шевелит пальчиками.

     Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

     Ученик покачивается и машет руками.

     Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

     Ученик расслабляется.

     Снова подул ветер.

     Ученик вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется.

    2.    Сообщение темы занятия

    Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. (Слайд №1)

    Как  называются  эти  буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы  говорим и слышим).

     Давайте вспомним характеристику звуков.

    3.    Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

    Анализ артикуляции звуков.

    - Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

    - Андрей, посмотри на меня и скажи какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

    - Губы занимают положение «улыбочки».

    - Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

    - Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

    - Андрей, скажи, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

    - Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

    - Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

    - Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

    - Давай проверим характер воздушной струи.

    - Воздушная струя теплая.

    - Проверяем работу голосовых связок.

    - Голосовые связки не работают. (Ученик осуществляет кинестетический контроль).

    - Чем отличаются артикуляции этих звуков*

    - Положением губ, языка…

    4.    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    Посмотри, кто к нам пришел?  Правильно, это наши знакомые – Соня и Миша. Они поедут с нами в деревню к дедушке. Смотрим в зеркало и сделаем упражнения.

    Артикуляционная гимнастика.

    Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

     С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

     Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

     Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

     Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

     Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

     Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

     С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

     Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

     И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

     Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

     Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

     Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

     Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

     Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

     На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

     Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

     Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

    Пальчиковая гимнастика.

    Молодец, Андрей. Теперь можно идти в лес. Но для  прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

    Сделаем гимнастику для рук:

    -Су-Джок терапия.

        Массаж пальцев эластичным кольцом. /Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    5.    Дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах.

     Денис, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)

     Вот и нам  звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти  по кочкам.

     Произнести (прочитать) слоговые ряды (тихо – громко, грустно – весело, вопросительно – утвердительно)(Слайд №3)

    са – ша    са – са – ша

     со – ша    са – ша – ша

     су – шу    са – ша – са

     сы- ши    ша – ша – са

     ша – са    ша – са – са

     шо – со    ша – са – ша

     шу – су

     ши – си

    6.Работа с загадками.

    Ребята предлагают отгадать загадки и красиво, произнести отгадки, определить позицию звука в слове.(Слайд №4)

    Гимнастика для глаз.

    7.    Дифференциация [С], [Ш]  в словах.

    Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Соня и Миша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Соне и Мише вернуть звуки на место и разделить слова на слоги»

    Игра «Отгадай слово»

    . ишка    . уба    мы . ь

     . ова    . орока

     . камья    . анки

     . арф    . апоги

     8.    Дифференциация звуков [С], [Ш]  в чистоговорках.

    Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

    Шашки на столе, шишки на сосне.

    Шапкой Сашка шишки сшиб.

    Пошел Паша пешком –

     Понес мешок с песком.

    9. Развитие звукового анализа.(Слайд №5)

    -Рассмотрите картинки, из первых звуков составь слово.

    Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (Свеча)

    Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос. (Шашка)

    Физминутка.

    10. Дидактическая игра «4-й лишний» (Слайд №6, 7)

    -Какая картинка лишняя?

    11. Дифференциация звуков [С], [Ш]  в тексте.

    Учитель: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (Предлагается картина с изображением соснового леса).

    -Прочитай текст, кратко перескажи и назови слова, которые часто употребляются в тексте.

    Текст:

     Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

     Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

    12. Игра «Посчитайка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

    13. Итог занятия

    Учитель: «Ну вот , мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?

    Оценка речевой деятельности

    Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой  возьми сосновую шишку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия

    Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....

    Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

    В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков К-Т. Тема: "Наша Армия"

    Конспект индивидуального логопедического занятия  дифференциация звуков К-Тлексическая тема -  "Наша Армия"...

    Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

    Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

    Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"

    Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

    Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...