«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
методическая разработка

Черепенина Анастасия Викторовна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ:

 

 

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа Павловский Посад Московской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Черепенина А.В.

2018-2019 уч.год

Большинство детей с различными особенностями развития раньше обучались в специализированных учреждениях, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.

Изменение, улучшение и обогащение предметно-развивающей среды, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. При формировании предметно-развивающей среды важно учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

При построении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1 Принцип развития: взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип психологической комфортности: создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность школьника с ОВЗ; обеспечение положительного «эмоционального самочувствия».

3. Принцип взаимодействия: установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

4. Принцип доверительного сотрудничества: отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

5. Принцип обучения деятельности: обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

6. Принцип здоровьесберегающий: забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи.

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения.

Если в ОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт. Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР.

Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации). Схемы и алгоритмы действий. Модели последовательности рассказывания, описания.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта.

Предметы для развития перцептивных действий. Предметы для развития сенсорной сферы. Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины. Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Схемы составления описательных рассказов, предложений.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития педагог должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому ребенку важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР

В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОТКЛОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрены особенности предметно-развивающей среды, достижения эффективности в коррекционной работе. Какую роль предметно-развивающая среда играет в развитии ребенка, что необходимо у...

«Создание предметно – развивающей среды для детей младшего школьного возраста».

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко...

«Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»

laquo;Основа построения предметно-развивающей среды для  детей с ОВЗ»...

Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями....

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...