Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
статья

Куликова Наталья Владимировна

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК

Куликова Наталья Владимировна

Государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП»)

Учитель- дефектолог

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования — создание системы образования, учитывающей индивидуальные образовательные потребности ребенка, формирующей новые подходы к обучению детей с ОВЗ, применяющей вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Психолого-медико-педагогическая-комиссия занимает важное место в системе обучения детей с проблемами в развитии.

        Основной целью ПМПК является – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социуме детей и подростков с отклонениями в развитии.

Задачами «Психолого-медико-педагогической комиссии» являются:

  1. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
  2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
  3. Контроль эффективности разработанных рекомендаций.

Деятельность ПМПК помогает образовательным учреждениям в решении вопросов:

  • предупреждения отклонений в развитии детей;
  • выбора индивидуального образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в учёбе, решения проблем личностного развития.

Предлагаемые нами, методические рекомендации, нацеливают специалистов общеобразовательных учреждений на необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ при организации их обучения и воспитания в системе общего образования.

Заключение дефектолога после комиссии включает оценку сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения; оценку адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка; оценку зоны ближайшего развития в обучении и социализации; определение оптимальных педагогических условий дальнейшего образования и развития.

Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, мы в наши рекомендации включаем необходимость:

  1. создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды; если это необходимо для детей с нарушением опорно -двигательной сферы, детям с нарушением зрения, слуха;
  2. организацию коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе;
  3. организацию целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы.

Как результат наших рекомендаций в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и ДОУ, родителей (их законных представителей);
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, в проектно-исследовательскую деятельность;
  • включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных  маршрутов обучающихся;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка.

Наиболее важно, чтобы разрабатываемые нами рекомендации и условия были включены в индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ.

В рамках организации индивидуально- ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) на основании наших рекомендаций, специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (воспитателем) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности  психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.

При составлении этих документов специалисты могут так же использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.

Приложение 1

Дефектологическое обследование.

Ф.И.О._Иванов Семен Иванович

Дата рождения  5.10.14.

Дата обследования_13.09.2017.

Учреждение ДОУ «Солнышко».

Краткие анамнестические сведения: от 2 беременности. Мать встала на учет в 21-22 недели. Обследована на ИППП. Угроза преждевременных родов.  Роды срочные в 38 недель. Состояние после рождения средней ст. тяжести. Вес при рождении 2330, рост 50 см. Перенесенные заболевания: анемия, фетальный гепатит, последствия ГИПЦНС, синдром двигательных нарушений. Наблюдается неврологом и педиатром.

Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы: Смешанные специфические расстройства психологического развития.  ЗПРР. Синдром гиперактивности с двигательной расторможенностью.

Педагогическое обследование ребенка 3-4 лет

Предлагаемые задания

Норма

Сформированность навыков

Цвет предметов

красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный

Самостоятельно называет

Не знает, не соотносит

Форма предметов

 шар; кубик;

 кирпич; -крыша

Самостоятельно называет

Не знает ,не соотносит

Величина предметов

Большой- маленький

Самостоятельно называет

Не сравнивает

Временные представления

темно – светло, день – ночь, лето-зима

Не понимает инструкцию

Понимание сюжета картины

( что здесь нарисовано)

Не понимает инструкцию

Предметный гнозис

10-12 карточек с изображением знакомых предметов

Дерево, цветок, трава. Идет дождь, снег, светит солнце.

Части тела животного.  

Знает и называет предметы одежды, мебели, посуды, овощи, фрукты, транспорт, их части, детали свойства и качества. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, посуда)

Активной речи нет, ОНР 1 ур.

Пассивный словарь не сформирован

Выбор по образцу

(парные картинки)

Самостоятельный выбор из 6 картинок

Не осуществляет

Конструктивный праксис

Разрезная картинка из 3 фрагментов

Не собирает

Конструирование по подражанию

Графический навык

Умеет правильно работать карандашом-. Проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии конструирование из  4 палочек

Карандаш держит не правильно, слабая моторика

Диагностика способа

деятельности

складывание пирамидки

Складывает пирамидку с учетом величины колец без проб и примеривания

Собирает по образцу, без учета величины

Пространственный гнозис

Показывает правую, левую руку

Не понимает инструкцию

Заключение: Внимание не устойчивое, кратковременное, расторможен. Контакт формальный. ОНР 1 ур. Понимание речевой инструкции-нарушено, перенос знаний не осуществляет. Игровая деятельность не сформирована. Низкий уровень обучаемости. Знания, умения, навыки не соответствуют возрасту.

Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АОО): адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Учитель-дефектолог ПМПК  Куликова Н.В.__________  

Список использованных источников и литературы:

  1. Базарон, А.П.  Комплексная адаптация семей, имеющих детей-инвалидов в Республиканском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями / А.П. Базарон // Вестник Бурятского государственного университета.- 2007.-№4.-С.194-195.
  2. Дмитриева, Л.М. деятельность центра психологого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л.М. Дмитриева //Дефектология. -2008.-№2.-C.64-67.
  3.  Закрепина, А.В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009.-№1.-С.21-26.
  4. Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / Г.А. Мишина //Дефектология. -2001. -№ 1. -С. 60-64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Д.С. ДихтяренкоМБОУ  № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...

Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

Выступление на районном методическом объединении  дошкольных учителей-логопедов "Интерактивная коррекционная среда в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"....

Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...