ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья на тему

Д.С. Дихтяренко

МБОУ  № 16

учитель-дефектолог

 Липецк (Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Аннотация. В статье анализируются актуальные вопросы педагогической теории и практики  комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей детей с овз в процессе обучения и воспитания.  Рассматриваются требования федерального государственного образовательного стандарта к организации взаимодействия школы и семьи. Анализируются  вопросы педагогического эффективного воздействия, основные направления воспитательной работы с детьми с ОВЗ, особенности организации процесса воспитания и обучения. Говорится о том, что создана определённая система воспитания, направленная на улучшение условий обучения и развития детей с задержкой психического развития, на повышение качества образования,  их трудовой подготовки.

Акцентируется внимание на формах сотрудничества с родителями в реализации интегративной системы воспитания, направленной на развитие, воспитание учащихся и  их социализацию.

Ключевые слова: компетентность, взаимодействие, коммуникация, потенциал,  мониторинг, критерии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья38.78 КБ

Предварительный просмотр:

        Д.С..Дихтяренко  

МБОУ  № 16

учитель-дефектолог

 Липецк (Россия) 

razin48@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье анализируются актуальные вопросы педагогической теории и практики  комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей детей с овз в процессе обучения и воспитания.  Рассматриваются требования федерального государственного образовательного стандарта к организации взаимодействия школы и семьи. Анализируются  вопросы педагогического эффективного воздействия, основные направления воспитательной работы с детьми с ОВЗ, особенности организации процесса воспитания и обучения. Говорится о том, что создана определённая система воспитания, направленная на улучшение условий обучения и развития детей с задержкой психического развития, на повышение качества образования,  их трудовой подготовки. 

Акцентируется внимание на формах сотрудничества с родителями в реализации интегративной системы воспитания, направленной на развитие, воспитание учащихся и  их социализацию.

Ключевые слова: компетентность, взаимодействие, коммуникация, потенциал,  мониторинг, критерии.

D. S. Dikhtyarenko  

MBOU № 16

defectologist teacher

Lipetsk (Russia)

razin48@mail.ru

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION WITH PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF FSES

Annotation. The article analyzes the current issues of pedagogical theory and practice of complex interaction between educational institutions and parents of children with disabilities in the process of training and education.  Requirements of the Federal state educational standard to the organization of interaction of school and a family are considered. Questions of pedagogical effective influence, the main directions of educational work with children with ovz, features of the organization of process of education and training are analyzed. It is said that a certain system of education aimed at improving the conditions of education and development of children with mental retardation, to improve the quality of education, their training.

The attention is focused on the forms of cooperation with parents in the implementation of an integrative system of education aimed at the development, education of students and their socialization.

Key words: competence, interaction, communication, potential, monitoring, criteria.

Внедрение новых требований федерального государственного образовательного стандарта способствует  организации совместной деятельности школы и семьи, эффективно применять традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт образования, отвечающий новым социальным запросам, уделяет большое внимание взаимодействию образовательного учреждения с родителями.

 В работе с родителями учащихся ФГОС выделяет дифференцированный подход, который учитывает, микроклимат семьи, её социальный статус и  родительские запросы, а так же  активность и заинтересованность родителей в помощи образовательному учреждению, в повышении своей культуры и педагогической грамотности. [5].   

В государственном образовательном стандарте образования сформированы требования к организации взаимодействия с родителями, принципом которых является сотрудничество образовательного учреждения с семьёй обучающегося.  

Образовательный стандарт  является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении психического и физического здоровья детей, в их воспитании и обучении, коррекции нарушений и  развитии индивидуальных способностей. Важным требованием стандарта является повышение компетенции родителей (законных представителей) в сфере образования, воспитания и развития детей, а так же  охраны и укрепления их здоровья.    

Для эффективного сотрудничества школы и родителей учащихся, работа начинается с изучения семьи ребёнка: её состава, социального статуса, интересов семьи, материального обеспечения и т. д. [4, с. 33].      

Изучение семьи осуществляется в процессе  личных бесед, анкетирования, подбираются эффективные направления работы с родителями, интересные формы взаимодействия с семьёй.Главная задача любого здорового общества - найти  резервы на компенсацию  трудностей детей с задержкой психического развития, проявить внимание к их множественным проблемам и нуждам, и гуманное заботливое отношение к ним, оказать необходимую помощь и поддержку в организации благоприятных условий для  их активной и полноценной жизни [2, с. 51-54].    .

В настоящее время в  нашей школе создана определённая система воспитания, направленная на улучшение условий обучения и развития детей с нарушениями в развитии, на повышение качества образования,  формирование необходимых жизненно-важных компетенций, их трудовой подготовки.

Накоплен достаточно значительный опыт, разработаны основные направления коррекционной помощи и комплексной реабилитации, рекомендации к эффективному обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития, конечной целью которого является их социальная адаптация. Необходимость адаптации проблемных детей в социуме,  требует от коррекционного учреждения решения серьёзных общих и частных задач.

Дети с ОВЗ имеют много трудностей в обучении и воспитании, проявляя частые вспышки негативизма, упрямства, агрессивности – эти отрицательные проявления являются следствием органического поражения центральной нервной системы ребёнка и особенностями  условий его неблагополучного семейного воспитания: лишения самого элементарного необходимого бытового обеспечения, плохой пример родителей, отсутствие режима. Поэтому эти дети нуждаются в  стабильной спокойной обстановке, в заботливом и добродушном отношении к ним,  в адекватности и систематичности, предъявляемых к ним требований в процессе воспитания – это необходимые условия для развития, которые создают и закрепляют у ребёнка положительные привычки поведения,  и общения.

Требовательное и уважительное отношение к детям, имеющим трудности в обучении, вера в наличие положительных качеств у ребёнка и в возможность совершенствования его личностных качеств успешно формируют его социально-нормативное поведение [1, с. 254]. 

В основу организации системы воспитания в нашей школе взята идея интегративности. В процессе реализации интегративной системы воспитания осуществляется взаимодействие педагогов, родителей, и социума, направленное на саморазвитие детей, самовоспитание и  их самореализацию. Разрабатываются и внедряются инновационные педагогические технологии (нелинейное расписание, проектная деятельность, педагогические проекты, направленные на здоровьесбережение, др.). Создаётся система методической работы, обеспечивающей сопровождение введения  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), активно привлекаются молодые педагоги, развивается система наставничества. Педагогические работники принимают участие в профессиональных конкурсах различного уровня. В школе создана  комфортная среда в образовательном процессе с целью предотвращения профессионального выгорания. Совершенствуется  работа  Школы молодого специалиста с целью изучения методики  по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития.

В плане инновационной деятельности в образовательном процессе - обобщается, систематизируется и представляется собственный педагогический опыт в теоретической и практической форме. Разрабатывается внутришкольная система оценки обучающихся планируемых результатов освоения АООП на основе учета индивидуальных достижений. Расширяется сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта. Развивается система дополнительного образования на безе школы. 

Содержательная, целенаправленная работа педагогов проводится с учетом индивидуальных особенностей учащихся  и их интересов и способствует максимальному развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, умеющего чувствовать окружающий мир, адекватно оценивать свои поступки, обладать чувством самоконтроля.  

Разработанные нами материалы по воспитательной работе для детей с задержкой психического развития представляют собой попытку  обобщить накопленный практический опыт работы в этой сфере и создать модель воспитательной коррекционно-развивающей многофакторной системы интегративного процесса формирования личности ребёнка с последующей интеграцией его в современное общество. Социальная адаптация - механизм социализации, который позволяет личности активно включаться в общественную жизнь производственного коллектива и участвовать в труде, организовывать свои бытовые условия в соответствии с  правилами и нормами  общежития,  приобщаться к  культурной и социальной жизни общества. В период школьного обучения закладываются основы культуры личности, которая необходима для усвоения, совершенствования и активного применения социального опыта в деятельности  и общении – способность ориентироваться в окружающем мире, в самом себе, в явлениях общественной жизни. Развитие ребёнка с нарушением в развитии носит цикличный характер, и на каждом возрастном этапе, на качественном новом уровне проигрывает похожие ситуации, дополняя их своим новым жизненным опытом, знаниями и умениями, потребностями и мотивами.

Поэтому учебно-воспитательный процесс в нашей школе направлен на дополнение и обогащение ситуаций социальной адаптации  новыми проблемами и задачами, способами их успешного решения и углубленную их проработку.

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием работы образовательного учреждения по любому направлению его деятельности, направленной на формирование эстетических религиозных норм, традиций и обычаев, а также правового сознания и морали и соответствующего  социального поведения. «Постоянная совместная деятельность – это не сумма отдельных мероприятий, а целенаправленное руководство семейным воспитанием и взаимоотношениями родителей и детей» [3, с. 68].    

Комплексное взаимодействие  специалистов школы в работе с родителями осуществляется через различные формы: общешкольные, классные и индивидуальные. Проводятся  беседы с родителями, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах социальной адаптации ребенка. Организуются консультации для родителей по обозначенным темам. Проводятся классные и общешкольные родительские собрания.

 Классные руководители посещают семьи учащихся,  с целью изучения условий быта, взаимоотношений между родителями и детьми.   Оказывают им помощь в нормализации отношений с детьми, выясняют причины пропусков занятий. Применяются традиционные и нетрадиционные методы и приёмы в  совместной деятельности педагогов и родителей.

В процессе проведения индивидуальных консультаций по вопросам, интересующих родителей, рекомендуется им необходимая литература для чтения детям дома. Проводятся ежедневные, еженедельные беседы с родителями и консультации, в целях проведения разъяснительной работы среди родителей, решения различных проблем класса, школы (проблемы посещаемости, успеваемости). Родители принимают активное участие в проведении различных конкурсов, утренников, в совместном с детьми изготовлении различных поделок. Родители принимают  участие в родительском активе школы  в совете школы, в решении классных и  общешкольных проблем. Желание родителей узнать то, чему учат их ребенка в школе, правильное осознание и понимание конечной цели обучения и совместное решение возникающих каждодневных задач, поможет найти общие точки соприкосновения педагогов и родителей, взаимопонимания в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях подготовки школьника к следующей ступени жизни.

В сотрудничестве с родителями мы планируем проводить совместные  мероприятия: экскурсии, вечера, утренники, ярмарки и  фольклорные праздники. Это взаимодействие в работе поможет установить неформальные, доброжелательные отношения между педагогами и родителями, а также тесный контакт между родителями и детьми и доверительные отношения. Такие мероприятия способствуют повышению педагогической культуры родителей, всестороннему воспитанию и общему развитию детей [3, с. 67].    .

Взаимодействие семьи  и школы является необходимым условием адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В тесном сотрудничестве  школы и семьи у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья воспитывается адекватное самостоятельное поведение, соответствующее социальным нормам общества в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

  1. Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В. Олигофренопедагогика. /Учебное пособие для вузов.- М. : Дрофа, 2009. – 397 с.  
  2. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта. Тенденции, перспектива развития //Дефектология. 2004. № 3. С.51 -54 с.   
  3. Меремьянина А.И. Из опыта сотрудничества педагогов специальной (коррекционной) школы VIII вида с родителями учащихся. // Дефектология.  2005. № 1. С 67 – 68.
  4. Худенко Е. Д., Гавриличева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М.: АРКТИ, 2010. - 312 с.  
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Министерства науки и образования РФ № 1559 от 19 декабря 2014

Уникальность текста - 91 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

Доклад на методическом объединении учителей школы « Здоровьесберегающая среда образовательной организации в контексте реализации ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педа-гогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к с...