Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
статья

Выступление на районном методическом объединении  дошкольных учителей-логопедов "Интерактивная коррекционная среда в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Выступление на районном методическом объединении

 дошкольных учителей-логопедов на тему:

«Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»

Седельникова Юлия Геннадиевна, учитель-логопед первой квалификационной категории

2022

     В соответствии с ФГОС в дошкольном образовании уделяется особое внимание к организации информационно-образовательной среды, что включает и требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном учреждении, в частности обеспечение интерактивным дидактическим оборудованием. Интерактивное оборудование  принадлежит к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и способствует:

  • достижению максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ дошкольного возраста;

  • развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка;

  • развитие интереса и мотивации детей к занятиям.

    В наше дошкольное отделение поступило новое интерактивное оборудование «Умное зеркало ArtikMe». Это оборудование используется на  всех этапах  коррекционной работы, не только учителями-логопедами, но и педагогами в логопедических группах:

    При организации работы учителя-логопеда зеркало является важным и неотъемлемым инструментом коррекционного процесса.

    Тренажер  «Умное зеркало ArtikMe» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Данное инновационное оборудование представляет собой монитор с видеокамерой, колонками и микрофоном и  предназначено для проведения логопедической работы с целью развития артикуляционной моторики,  коррекции звукопроизношения, формирования правильного речевого дыхания,  фонематического восприятия и  навыков звукового анализа.

    В зеркале ребенок видит свое отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Герои сопровождают по зеркальному миру, дают задания и выполняют их вместе с ребенком. При верном выполнении задания ребенок получает одобрение персонажа в зеркале.

В «Умном  зеркале ArtikMe» представлены  следующие блоки:

1 блок – Артикуляционная гимнастика 

    В блоке - 27 упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно выполнять артикуляционные упражнения.

2 блок – Дыхательная гимнастика

В блоке - 14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном делают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным. Справа на мониторе ребенок видит шкалу, определяющую  силу и длительность выдоха и может контролировать свои действия. 

3 блок – Звукопроизношение

    Включены задания, направленные на закрепление основных групп звуков:  свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,ж), соноров (л,р), а также звуков (т,к) в изолированной позиции. Для того чтобы персонаж игры совершал движение, ребенку необходимо  четко произносить заданный звук в микрофон.

3 блок – Звукопроизношение. Автоматизация

    В зависимости от этапа работы над звуком, в настройках нужно выбрать параметры автоматизации: в слогах или  в словах будет произносится звук, место звука  (звук в начале, в середине или в конце). Для того чтобы персонаж игры совершал движения, ребенку необходимо прослушать внимательно слоги (слова), произнести четкий звук в слогах (словах) в микрофон.

4 блок – Звуковой анализ и синтез

    Примерные виды заданий: «Найди и исправь неправильные схемы слов;  кликни на неверный символ звука, выбери правильный символ звука, соедини картинки, в названии которых заданный звук слышится в одинаковых позициях» и пр.

5 блок – Игры обследования речи

     В данном блоке с помощью игровых упражнений проводится логопедическое обследование уровня понимания речи, общих речевых навыков, артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, активный словарь,  грамматического строя речи, связной речи в зависимости от возрастной группы (4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет).

Ведение речевых карт воспитанников     

    По итогам логопедического обследования формируется интерактивная речевая карта, в  которую учитель-логопед также  может внести  дополнительные сведения: анамнез, сведения о родителях, загрузить файл с заключением ПМПК. Речевые карты сохраняются, в них можно вносить изменения и дополнения.

Конструктор занятий        

     Учитель-логопед может самостоятельно создавать интерактивные презентации, например,  на  любые лексические темы или автоматизацию заданного звука и в дальнейшем использовать их  на своих занятиях.  В конструктор можно добавить нужный фон, загрузить картинки из существующей библиотеки, которая насчитывает более 4000 изображений, множество игровых механик и анимацию, а также  загружать свои изображения, записывать аудио и видео инструкции.

    Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми с ОВЗ, требуется соблюдение методических рекомендаций:

  • «Умное зеркало ArtikMe» должно использоваться в работе с дошкольниками с учетом физиолого-гигиенических разрешительных норм и рекомендаций;
  • Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватны психическим и психофизическим возможностям ребенка;
  • Организация и методика проведения занятия с использованием «Умного зеркала ArtikMe» соответствует методике проведения традиционного занятия.

    Таким образом, «Умное зеркало ArtikMe» обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников с ОВЗ и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.  

    Использование инновационного оборудования позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности; модернизировало коррекционно-образовательный процесс и позволило создать комфортную индивидуальную цифровую среду для ребенка с ОВЗ. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Д.С. ДихтяренкоМБОУ  № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

В презентации дана расшифровка понятия "Обучающийся с ОВЗ". Рассмотрены некоторые категории детей с ОВЗ, их особенности, отличительные и сходные черты....

Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями....

«Организация предметно-развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения»

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная задача воспитателей и родителей – дос...