Социальный проект "ОСОБЫЙ ПУТЬ К ОБЩЕНИЮ" (краткое содержание).
проект

Хромина Алла Сергеевна

На конкурсе-ярмарке инноваций, проходившем  27 июня 2018г. в городе Одинцово Московской области,  проект занял 1 место  в номинации: "Лучший инновационный проект социального обслуживания семьи и детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osobyy_put_k_obshcheniyu.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

«Особый путь к общению» (краткое содержание)

Автор проекта: логопед отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Каширский  ССРЦН "Семья" Хромина Алла Сергеевна.

География проекта: Каширский муниципальный район

Основная целевая аудитория: дети с ОВЗ старше 3-х лет  со сложными речевыми  патологиями (I уровня  речевого развития), в том числе дети  с детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна (легкой степени интеллектуальной недостаточности).

Сроки реализации проекта: с января 2014 г. по декабрь 2017г.

 

Актуальность проекта

   За последние годы в нашей стране существенно возрос процент детей, имеющих ослабленное психофизическое здоровье.  В современном обществе с его катаклизмами, стрессами, ухудшающейся экологической обстановкой неуклонно растет количество  детей, которые имеют различные проблемы  в развитии. Число детей с ограниченными возможностями за  последние  20 лет возросло в 2-2,5 раза.

    В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема   своевременного дифференцированного выявления   патологий у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  а также включения их в систему   специального обучения и воспитания, направленного на целостное развитие   с учетом индивидуальных  психофизических возможностей.
    И  в Каширском районе назрела такая же проблема.  Поэтому возникла необходимость создания   в ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья» еще одного структурного подразделения для оказания  всесторонней  медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. В   сентябре 2011 года на базе   Центра  было открыто отделение реабилитации  несовершеннолетних  с     ограниченными умственными и физическими возможностями.  

     В наше учреждение непрерывно поступают   дети преимущественно  дошкольного возраста,  так   как важно не упустить  ранний возраст,  наиболее благоприятный для развития компенсаторных возможностей     ребенка с  ОВЗ,  и вовремя оказать  специализированную  коррекционную помощь. Основной контингент «особых» детей, зачисленных в отделение реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ, составляют безречевые дети (52,5 %).

         Проблема поиска путей активизации общения приобретает особую актуальность и социальную значимость в аспекте педагогического воздействия применительно к безречевым детям.

      Такие дети тоже стремятся к самореализации.  У многих из них есть силы и желание активно включиться в социальную жизнь. Общение друг с другом и окружающими – основа независимости, расширения социальных контактов, повышения качества жизни, поэтому значимость речевой реабилитации   трудно переоценить. Именно общение им помогает раскрыться, поверить в себя, осознать и почувствовать вкус жизни.

        Беда не только в том, что такие дети не могут общаться с окружающими, но и в том, что без речи они не могут полноценно развиваться.  Я работаю  логопедом и точно знаю, что ограниченность речевого общения, своевременно  не выявленная  и не устраненная, отрицательно влияет на формирование личности ребенка,    тормозит  его интеллектуальное развитие, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствует развитию застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности.  

       Так как, группа безречевых детей   неоднородна (в неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха и др.), то это вызывает разную клиническую картину. Поэтому считаю особенно важным, необходимость создания строго дифференцированного   комплексного коррекционно-развивающего воздействия, обеспечивающего максимально возможную компенсацию   расстройств   речи с учетом  индивидуальных особенностей детей,  их потребностей и потенциальных  способностей.  

Цели и задачи проекта:

 1 цель: Формирование навыков коммуникации у безречевых детей, посредством устной речи.

Задачи:

  • Устранение речевого негативизма.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Пополнение пассивного словаря номинативными единицами речи.
  • Развитие понимания обращенной речи.
  • Развитие активной подражательной деятельности.
  • Развитие моторной сферы.                       

2 цель: Формирование навыков общения у безречевых детей, посредством письменной   речи (при невозможности активизации устной речи).

 Задачи:

  •  Обучение чтению.
  •  Развитие познавательной сферы ребёнка, расширение знаний об окружающей действительности.
  •  Расширение словарного запаса.
  •  Формирование основных мыслительных операций.        
  •  Формирование внутренней речи ребёнка с I уровнем речевого развития.
  •  Развитие навыка осознанного чтения предложений и текстов.
  •  Развитие связной письменной речи.

                        Реализация  проекта

       Данный проект может быть реализован при условии систематических   индивидуальных занятий ребёнка со специалистом, имеющим опыт работы с детьми со сложными речевыми патологиями, и  ежедневном закреплении пройденного материала с родителями на протяжении всего периода реабилитации.  

Механизм реализации и этапы проекта:

 

 1. Диагностический блок включает в себя несколько этапов обследования речи ребенка:

➢        Предварительное обследование детей по запросам родителей с помощью экспресс-методик (до поступления в отделение несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья);

➢        Первичная диагностика ребенка с ОВЗ (при поступлении ребенка в отделение).  

➢         Заключительная диагностика (в конце реабилитационного периода).

 2. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального плана коррекции для каждого несовершеннолетнего с нарушением речи, а также определение содержания, частоты и продолжительности логопедических занятий, в зависимости от тяжести основного нарушения, глубины и структуры речевого недостатка.  


     3. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с коррекционно-развивающей программой реабилитации.

    4. Информационно-консультативный блок включает консультации для родителей, воспитателей и других специалистов Учреждения:

- информирование родителей на первичной консультации об особенностях отклонений речи их ребенка, о запланированной коррекционной работе (в начале пребывания в отделении), и ее результативности (при выбытии из учреждения);
- консультирование родителей по организации   занятий  в домашних условиях,  закрепления полученных на логопедических занятиях знаний и  умений.
- тематические консультации и беседы для специалистов отделения;
- разработка памяток, информационных листков по логопедической тематике.

Ожидаемые результаты:

    1. Данный проект поможет получить положительную динамику у большинства безречевых детей,    вызвать желание пользоваться активной (устной) речью, приобрести новые речевые навыки и умения, уточнить и пополнить  пассивный и активный словарь,  позволит  выйти на более высокий уровень речевого развития и общаться с помощью разнообразных языковых средств.

      2.    Дети-инвалиды  с неблагоприятным развитием устной речи  в  результате проведения систематических занятий 1-3 раза в неделю, при темпе подачи материала 2 буквы в неделю начнут про себя читать глобально уже через 4-5 месяцев после начала занятий.  Через 7 месяцев   неговорящий  ребёнок начнёт читать про себя осознанно тексты, отвечать на вопросы по их содержанию при помощи букв магнитной азбуки или компьютера, составлять короткие рассказы по серии картинок, что будет способствовать активному  формированию  связной внутренней речи. Таким образом, станет возможна коммуникация посредством письменной речи (с использованием букв магнитной азбуки или компьютера) . 

Ресурсы реализации проекта:

  • Материально-технические (помещения для проведения коррекционно-развивающих занятий, компьютерная техника, методическая база)

Результаты   проекта: «Особый путь к общению» в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями

     Социальный проект «Особый путь к общению», разработанный  для несовершеннолетних  с ОВЗ, страдающих  тяжёлой речевой патологией (I уровня речевого развития), прошёл апробирование  в ходе коррекционно-развивающей работы  и подтвердил  свою эффективность.  

    За период  с января 2014 года по декабрь 2017 года  было охвачено 28 детей с ОВЗ со сложными речевыми патологиями. В результате коррекционно-развивающей работы:  у 23-х  неговорящих детей   удалось   вызвать устную речь,   3 ребёнка научились общаться посредством письменной речи с помощью компьютера и букв магнитной азбуки, 2 ребёнка, не прошедшие  полный курс реабилитации, научились  составлять слова из  слогов и букв.     

       

     

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...

Социальный проект "Пути экономии энергоресурсов в быту"

Актуальность данной работы заключается в изучении наиболее простых и доступных методов экономии энергоресурсов....

Социальный проект "Путь к профессии" 5 класс

Для определения учащимися осознанного выбора профессии  необходима серьезная целенаправленная работа классных руководителей, учителей, родителей  по созданию условий, позволяющая обучающимся...

Социальный проект "Путь в семью"

Мой проект называется «Путь в семью». Это психолого-социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации замещающих семей. При создании этого проекта я руководствовалась Декларацией прав ребёнка,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: содержание и формы работы в школе

В статье предаставлена информация о направлениях и формах организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся....