Индивидуальное занятие "Коррекция звукопроизношения у детей с ТМНР посредством дидактических игр на компьютере
план-конспект

Зотова Ольга Борисовна

У детей с ТМНР бывает нарушено не только звукопроизношение, и вовсе отсутствует речь и чтобы восполнить пробел мы используем дидактитческие игры на компьютере т, к, наши воспитанники могут показать картинку или место звука с помощью мышки или жостика. Ребятам очень нравиться работать на компьютере и они с большим удовольствием выполняют задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_shsh.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей посредством дидактических компьютерных игр».  

 Звук  и буква Ш ш.

Цель:  Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.
  • Закрепить умение выделять заданный звук в слове. Самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слов.

Коррекционно- развивающие задачи:

  • Развитие речевого слуха, памяти, слухового внимания, фонематических представлений, общих речевых навыков.
  • Развитие тонкой и обшей моторики.
  • Закрепление навыка правильного произношения звука [ш]

изолированно,   в слогах, в словах, в предложениях

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Привитие навыков самоконтроля за речью
  • Воспитание усидчивости на занятии
  • Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Материал.  1) Компьютерные игры,  2) Презентация «Весна»,  «Звук и буква Ш ш:  картинки о весне, карточки с буквой ш.

План урока

  1. Организационный момент. 
  2. Отличие звуков от букв.
  3. Сообщение темы занятия
  4. Характеристика звука.
  5. Произношение изолированного звука.
  6. Игра «Поймай звук». Игра на компьютере.
  7. Автоматизация звука [ш] в слогах.
  8.   Физминутка «Как  живёшь».  
  9. Игра  «Найди место звука в слове?»
  10. Игра «Назови ласково»
  11. Игра: Игра «Добавь словечко».
  12. «Разложи картинки».   Игра на компьютере.

  13. Итог занятия.

Ход индивидуального занятия

1. Организационный момент. 

Начинаем наше занятие.

Сядь ровно, подтянись

И   себе ты улыбнитесь.

       

Вот и снова к нам пришла весна!  Сегодня 14 марта. День недели – вторник. Время года – весна.  А что весна принесла нам с собой?  Давай Артем поиграем в игру «Доскажи словечко». (педагог сопровождает рассказ показом иллюстраций на компьютере).  (У ребенка  на столе  картинки с признаками весны, педагог начинает предложение, а ребенок  показывает картинку с окончанием предложения).

Педагог:  Светит яркое …      солнце.

На крышах висят ледяные …  сосульки.

Тает последний …         снег

По дорогам бегут веселые …     ручейки.

На деревьях появились молодые …      листочки.

Вернулись перелетные …       птицы.

Педагог:  Молодец, Артем, ты справился  с заданием, сложи  картинки в лоток.

2. Отличие звуков от букв. 

Педагог:  Тема нашего занятия « Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». Давай  вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).-

 Мы не можем звук увидеть,

 И не можем в руки взять.

 Звук  мы можем только слышать,

 А еще его сказать.

      - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

      - Чем отличаются гласные звуки  от согласных?

Педагог:  При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные  тянутся к песенке звонкой.                           А согласные согласны

Могут заплакать и зарыдать.                               Шелестеть, шептать, скрипеть,

В темном лесу звать и аукать,                                     Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать.                              Но не хочется им петь.                          

3. Сообщение темы занятия.

И сегодня на занятии мы будем закреплять умение  четко и правильно произносить звук | Ш| и различать слова со звуком [ш].

4. Характеристика звука.

- Артикуляция звука  - «Чашечка» - язык чашечкой, губы округлены, «Лошадка» - язык поднят к верхнему небу,  рот приоткрыт  « цок, цок, цок».

 Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

5. Произношение изолированного звука.

- как шипит змея? [ш-ш-ш]

- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

- гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

6. Игра «Поймай звук». Игра на компьютере.

Нужно нажать мышкой, когда услышишь звук [ш].

7. Автоматизация звука [ш] в слогах.

- Посмотрите на экран компьютера.  Игра «Эхо»

Ша-ша-ша-                Маша моет малыша

Шо-шо-шо-               Я рисую хорошо

Шу-шу-шу-              Шуре письма напишу

Аш-аш-аш-             Новый     карандаш

8. Физминутка «Как  живёшь». ( Выполняем  движения согласно тексту).

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Ночью  спишь – Вот так (руки сложить под щёку,  наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)

9. Игра  «Найди место звука в слове?»

10. Игра «Назови ласково»

11. Игра  «Добавь словечко».

С другом мы играли в … (в шашки).

 Пили чай из белой … (чашки).

 Вылезла из норки  … (мышка).

 Под кустом сидели  … (мишки).

 На сосне висели … (шишки).

 В воздухе летала  … (мошка).

 Молоко лакала  … (кошка).

12. Игра: «Разложи картинки».   Игра на компьютере.

На компьютере две корзины, в которые вы должны разложить слова в одну корзину  картинки, в которых есть звук [ш], в другую корзину – картинки, со звуком [с] .

13. Итог занятия.

- Нашим гостям понравилось занятие?   Давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались?.  

- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

- Дай  краткую характеристику звуку

- Назови  слова со звуком [ш].

 - Какое у тебя настроение?  А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))

Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий

В данной статье описаны рекомендации по формированию навыков мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения в условиях общего образования и реализации СИПР....

Индивидуальное обучение детей с ТМНР.

Данная презентация освещает личный опыт индивидуальной работы с ребёнком с ТМНР (ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, тотальное недоразвитие речи, умеренная степень умственной отсталости)....

"Развитие речи у детей с ТМНР через пальчиковые, дидактические игры и попевки».

Пальчиковые игры, зачем они нужны, как они могут помочь ребенку в речи. Пальчиковые игры помогают ребенку сконцентрировать внимание на взрослом, учат повторять за взрослым движения и слова. Хорошо раз...