Дидактические игры для развития слухового восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка

В статье представлены игры, которые используются на музыкально-ритмических занятиях для формирования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия.

     

"Хороводные игры"

«Различай веселую и грустную музыку»
      Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.


«Тихо и громко»
      Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.
      
Варианты:

  • можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
  • использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
  • на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
  • на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
  • найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
      Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
      
Варианты:
      — перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.


 
«Шагаем и танцуем»
      Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.


«Высокий и низкий звук»
      Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.
      
Варианты:

  • использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
  • выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
  • изображать голосом воспринятый тон.

«Ударь в бубен»
      
Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
      Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
      
Варианты:
      — полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.


  
«Далеко — близко»
      У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...

Дидактическое пособие для развития слухового восприятия и произносительных навыков

Игра направлена на развитие произносительных навыков младших школьников с нарушением слуха, в частности на дифференциацию свистящих звуков С-З. Целью данной игры является развитие слухового восприятия...

«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Формирование эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоции являются «центральным звеном» психической жи...

Эссе Развитие познавательных УУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Данная работа может представлять интерес для учителей, обучающих детей с ОВЗ....