Формирование саморегуляции творческой деятельности учащихся с ОВЗ в условиях студии изобразительного искусства
опыты и эксперименты (5 класс)

Чешкина Лариса Александровна

Описание опыта работы с детьми ОВЗ педагога ИЗО совместно с психологом учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чешкина Л.А.

педагог дополнительного образования

Лемешко Э. М.

педагог-психолог

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска

Формирование саморегуляции творческой  деятельности учащихся с ОВЗ в условиях студии изобразительного искусства

Детская саморегуляция предполагает вид осознанной регуляции деятельности ребенка, при которой он реализуется в четких временных границах, обуславливается  и включается в реальный поведенческий акт и заканчивается четким осознанием достигнутого результата деятельности.

Особые трудности в школьном обучении ощущают дети с задержкой психического развития, таких среди детей с ОВЗ около 50%.

В студии изобразительного искусства учреждения дополнительного образования, как и в общеобразовательной школе, несомненно главным является вопрос желания ребенка с ОВЗ учиться, его мотивации к учению. Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в студии изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Коллаж» МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» успешно справляется с вопросом формирования учебной мотивации подростков с задержкой психического развития.    

Опытный педагог студии ИЗО и ДПИ «Коллаж» Чешкина Л.А. считает самым оптимальным обучение, которое не ограничивается сообщением детям новых знаний и постоянным повторением учебного материала, а направляется на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.

        Многочисленные психологические исследования показывают, что интерес к учебе быстро падает при переходе из начальной школы в среднее звено школы.

Учебная мотивация затормаживается даже у нормально развивающихся подростков. Что же можно тогда сказать о подростках с ОВЗ? Они вовсе теряют интерес к учебной деятельности. Согласно меткому выражению Л.С. Выготского, «обучение ведет развитие» и одним из основных способов компенсации нарушений в условиях дополнительного образования является целенаправленное обучение творческому началу ИЗО и ДПИ. Поэтому для педагога дополнительного образования так важно поддерживать постоянную мотивацию на протяжении всего учебного года. Следует отметить, что психологи и педагоги в своих трудах подходят одинаково к вопросам учебной мотивации и мотивации в целом.

Л.И. Божович  определяет учебный мотив как «то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости».

        А.Н. Леонтьев считает, что учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее «в готовом виде». Становление учебных мотивов зависит от структуры работы, которой занят ребенок. Изменяя содержание и формы этой работы, педагог способен влиять на мотивацию, перестраивать ее, предлагая новые условия обучения.

       Цикл экспериментов и исследований, проведенный А.К. Марковой, посвящённых проблеме учебной мотивации школьников, подчёркивает ту же самую идею, определяя учебную мотивацию как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности».

Таким образом, мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Возникновение и стойкое сохранение  учебных мотивов зависит от вида учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя формы и содержание учебной деятельности, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

 Педагог дополнительного образования Л.А. Чешкина работает с детьми с ОВЗ уже одиннадцатый год по модифицированной программе «Мы вместе!». Программа включает корректирующие и развивающие занятия и включает упражнения на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, благодаря чему у детей с ОВЗ происходит совершенствование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения и др. Одновременно развиваются умения слушать, наблюдать, отвечать на вопросы. С учетом значения памяти в учебной деятельности ребенка с ОВЗ, в занятия  включены упражнения для развития всех видов памяти.

          Необходимо отметить, что формы занятий в студии «Коллаж» с детьми с ОВЗ проходят очно. В процессе обучения учитываются индивидуальные и физиологические особенности каждого ребенка.

Организация занятий проходит по принципу - от простого к сложному. От изучения конфигураций линий и применения этих линии в рисовании дерева, морской волны, цветов и веток, солнечного диска к изучению геометрических форм овала (лепестки цветов), квадрата (деревенский домик), треугольника (египетские пирамиды), а затем и к составлению эскиза по представлению (рисунки фигур животных, людей, флористических пейзажей, предметов быта). Что касается обучению декоративно-прикладному творчеству, то в программе представлена вся палитра и разнообразие данного вида творчества, с учетом психосоматических особенностей детей: предметная  и сюжетная аппликация, оригами, силуэтное вырезание из бумаги, техника квиллинга, применение декоративной  аппликации на круге, квадрате, полосе из геометрических элементов узора, пластическая лепка из  глины и пластилина, плетение простейших узоров макраме, галстучных узлов, армянских узлов, петельных узлов и узлов-фриволите. Особой популярностью у детей пользуется цветная роспись на сосудах, плоских камнях, тарелках под «Хохлому», «Гжель», «Городец», «Жостовские узоры». Летом вся студия вместе с родителями выходит на природу. Результатом пленэрных занятий на берегу Амура, в парках, на утесе, в сквере или на территории хабаровского Дендрария являются многочисленные детские работы.

Обучение в студии носит творческий характер и во многом ориентировано на коррекцию и реабилитацию ребят с ОВЗ через выявление и оказание психолого-педагогической помощи в коррекции нарушений речи, развитии мелкой моторики кистей рук, зрительного восприятия и пространственной ориентации, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Психологом Дворца оказывается арт-терапевтическая помощь в группах детей с ОВЗ студии «Коллаж», состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе обучению творчеству. Психологической поддержке, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ хорошо помогает организованная досуговая деятельность: участие в развлекательно- познавательных игровых программах учреждения и студии, посещение художественных выставок, участие в творческих мастер-классах. Это способствует социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.

Практика  в развитии мелкой моторики осуществляется через работу в декоративно-прикладном творчестве, которое требует аккуратности и точности выполнения. Изобразительное творчество способствует развитию восприятия окружающего мира, формированию начальных рамок образа мира и образа «Я» в этом мире. На занятиях по изобразительному искусству у ребенка развивается положительная реакция на красоту, что побуждает его созидать и активно творить, складывать незамысловатые узоры и разбираться в цветовой гамме.

Занятия в студии проходят в виде игр, с использованием ИКТ, что позволяет визуально вести объяснения, устанавливать доверительный контакт педагога и учащегося.

Формированию навыков самоконтроля способствуют следующие упражнения:

1.Игра «Сделай так же».

Варианты заданий в этой игре могут быть различными.

Эту же игру можно проводить с пирамидой. Дети обучаются названию геометрических фигур и цветовой гамме, составляют цветные пирамидки, кубики, рисуют на бумаге разноцветные геометрические фигуры, линии. Выполнив работу, учащиеся самостоятельно проверяют ее по образцу.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Это же задание усложняется. Каждому учащемуся дается карточка с нарисованными не закрашенными кружочками. Дети должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 - красный

4 - синий

 3 - желтый

 2 – коричневый

 1 - черный

 Выполнив работу, учащиеся самостоятельно проверяют ее по образцу.

2.Игра «Сохрани слово в секрете» 

Педагог называет разные слова, ребенок повторяет их за педагогом, помня об условии не повторять название цветка, а хлопать вместо этого в ладоши. Задача научить ребенка длительное время руководствоваться правилом игры. Варианты игры: нельзя повторять слова, начинающиеся на звук (Р) или нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.

3.Игра «Спрячь букву от «Буквенной гусеницы». За несчастной буквой «а» охотятся прожорливые «Буквенные гусеницы» потому, что она самая вкусная. Необходимо переписать предложение, вставив вместо буквы «а» точки. С каждым разом текст изменяется и увеличивается, также меняются буквы, которые могут прорабатываться.

4. Игра «Сохрани слово в секрете».

 Педагог называет учащемуся разные слова, и он их четко повторяет за педагогом. Условие игры: названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

 Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

 Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

 1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

 3. нельзя повторять названия животных;

 4- нельзя повторять имена девочек;

 5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

 Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, следует переходить к играм с одновременным использованием двух правил.

Например:

 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

 В детских играх часто уместен элемент соревнования. За каждую ошибку начислется одно штрафное очко. Результаты игр педагог записывает, сравнивая с каждым последующим результатом. Важно, чтобы ребенок убедился, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Необходимо не забывайте меняться с ребенком ролями.

При обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста возникает специальная задача по формированию саморегуляции. Эта задача заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в студии научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности. Для этого необходимо:

-С самого начала поступления детей в учреждение дополнительного образования воспитывать у них положительное отношение к своему новому положению учащегося и стараться сохранять это отношение на протяжении всего срока обучения.

-Формировать интерес ребенка к получаемым знаниям, прививать им любовь к интеллектуальному напряжению и преодолению интеллектуальных трудностей.

-Воспитывать такие качества личности, которые составляют необходимые условия для само регуляции – прилежание, ответственность, самостоятельность.

Педагог периодически устраивает конкурсы и выставки, направленные на расширение общего кругозора детей, отправляет их работы для участия в дистанционных конкурсах всевозможных уровней. Результатами сложной, но такой интересной работы педагога студии, педагога-психолога, родителей и детей с ОВЗ стали дипломы и грамоты I степени в городских конкурсах «Я и мой друг», «Твори добро», Диплом I степени на Всероссийском творческом  конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество без границ», I место на Всероссийском конкурсе детского творчества, посвященного Дню учителя «С открытым сердцем, с добрым словом», Гран-при на  Всероссийском конкурсе детского творчества «Ярче всех!».

Заслуженной победой студии можно считать диплом I степени полученный на Международном конкурсе изобразительного искусства «Я рисую осень».

Результаты образовательного процесса работы с детьми ОВЗ достигаются, благодаря развитию, связанному с техническим прогрессом нашего общества. Только педагог в совместной работе с психологом может сделать обучение таких детей более интересным, современным и разнообразным, когда он сам занимается самообразованием и саморазвитием, идет в ногу со временем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства «Весёлая палитра»

В статье описана работа по формированию УУД у учащихся начальных классов на занятиях изостудии "Весёлая палитра"....

Программа внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Веселая палитра» для учащихся 1 классов, ФГОС

Программа" внеурочной деятельности студии "Весёлая палитра" переработана и редактирована в соответствии с требованиями ФГОС, направлена на развитие у учащихся ключевых компетенций, организацию группов...