Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства «Весёлая палитра»
статья на тему

Бардина Любовь Алексеевна

В статье описана работа по формированию УУД у учащихся начальных классов на занятиях изостудии "Весёлая палитра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_sredstvami_izobrazitelnogo_iskusstva.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства

 БОУ города  Омска «Гимназия № 75»

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства

«Весёлая палитра»

        В 2010 году в пилотном режиме в гимназии были введены ФГОС НОО. Стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным результатам.  Неотъемлемой частью Стандарта является внеурочная деятельность. Для организации внеурочной деятельности в гимназии проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления интересов детей. Кроме того, проводится диагностика направленности интересов обучающихся по методике «Карта интересов». Результаты диагностики показывают, что более 60% детей младшего школьного возраста выбирают художественную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы этот интерес поддерживать и развивать.

   Мною разработана программа «Весёлая палитра» для учащихся начальных классов. Актуальность данной программы в том, что она направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, самовыражение в творчестве и искусстве.

Цель программы: раскрытие и развитие художественных способностей на этапе раннего развития ребёнка (7-10 лет).

Задачи программы:

•        познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними (выходящими за рамки урочной деятельности);

•        укреплять интерес к изобразительному искусству и народному декоративно-прикладному искусству.

 Тематическое планирование представлено в двух направлениях: композиционное и декоративное рисование.

   В Стандарте сказано, что внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной. Данный курс построен на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет включить обучающихся в активную практическую деятельность. Занятие организовано таким образом, чтобы поддержать мотивацию к данному виду деятельности, обеспечить комфортность ребёнка во время занятия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным, независимо от способностей (например, индивидуальная работа ребенка выполнена не так успешно, но в общей композиции это сложно заметить). Основная форма работы на занятии – творческая мастерская.

На занятиях студии формируется весь комплекс универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Покажу это на примере занятия «Пасхальная роспись».

         На занятии по теме «Пасхальная роспись» дети знакомятся с традициями праздника Пасха, приобщаются к культуре своего народа, узнают его историю, а их практическая деятельность способствует духовно-нравственному развитию. Тем самым формируются личностные универсальные учебные действия.

Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися  общий план работы, оговариваются размеры, цветовое решение и поиски композиции, формулируется цель и задачи занятия (регулятивные УУД).  Затем происходит знакомство с геометрическим узором (познавательные УУД). Обучающиеся обводят шаблон в форме яйца, выполняют эскиз украшения пасхального яйца. После этого дети каждый  ребенок самостоятельно выполняет роспись, затем все работы выставляются на доске. Совместно анализируется первый этап работы по определенным критериям: индивидуальное выполнение узора, передача особенностей геометрической росписи, цветовое решение (регулятивных УУД).

На следующем этапе работы ребенок вырезает свой рисунок для составления общей композиции. Заранее готовится изображение корзины, в которую дети в дальнейшем «помещают свои работы» (можно привлечь родителей). Композицию учащиеся находят под руководством учителя в ходе совместного обсуждения (коммуникативные УУД). После нахождения удачной композиции дети приклеивают свои рисунки. Организуется выставка творческой работы «Корзина пасхальных яиц». Готовая работа обсуждается по новым критериям: активное участие в обсуждении плана работы,  композиционное решение и цветовое решение. Делается вывод: удалось ли реализовать первоначальный замысел (регулятивные УУД).

Конечный результат занятия, творческий продукт «Корзина пасхальных яиц» личностно значимый для ребенка, так как индивидуальные работы дети размещают в портфолио, дарят мамам, бабушкам, а коллективные  работы используют для оформления интерьера класса, школы.

Продолжением занятия может быть выполнение проекта «Пасхальная роспись» , который дети выполнят дома вместе  с родителями. При выполнении проекта у детей появляется необходимость обращаться к книгам, альбомам по искусству. Такое задание помогает формировать семейные ценности,   способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Таким образом, средствами изостудии «Веселая палитра» у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия.

Личностные:

- ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности;

- интерес к культуре и истории своего народа;

- удовлетворение от результатов собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 - познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение анализировать и определять особенности росписи;

- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения; умение работать коллективно;

- предметные УУД: умение выполнять различные приемы росписи и создавать геометрические композиции для украшения предметов; умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, цвет, композицию для выполнения собственного художественно-творческого замысла; умение находить удачную композицию в коллективной работе.

Приобретая такие предметные умения, ребёнок получает возможность осваивать программу по изобразительному искусству на повышенном уровне при поддержке и развитии предметных результатов во внеурочной деятельности.

Таким образом, универсальные учебные действия формируются в неразрывном единстве урочной и внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Составитель Савинов Е.С.М.: «Просвещение», 2011
  2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 2 под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009
  3. Актуальные вопросы введения государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении: Методические рекомендации/Авторы-сост.: Т.С. Горбунова, Ю.А. Бурдельная, Т.Н. Тишина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...