Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мишина Марина Алексеевна

Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с учётом особенностей слухоречевого развития лиц с нарушениями слуха.

Тема занятия:  звуки [C, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ];   Текст " Темперамент".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна

Групповое занятие

По развитию слухового восприятия

и формированию произношения

В классе 9 «A»

Учитель-дефектолог

Мишина М.А.

Москва

2009-2010 уч.г.

План урока

                 I. Организационный момент (введение в урок);

                 II. Работа над произношением.

Тренировочные упражнения (закрепление правил произношений; изучение новых правил орфоэпий, работа над грамматическим строем речи, работа  с фразеологизмами – необходимы при работе  на общеобразовательных уроках, в  процессе коммуникации):

  1. Чтение слов;
  2. Рядовая речь (воспроизведение номера телефона);
  3. Подбор синонимов, антонимов, обобщенных понятий (чтение слов и предложений; подбор подходящих понятий);
  4. Работа с деформированным текстом (чтение предложений с неправильным порядком слов, исправление ошибки);
  5. Работа с деформированными предложениями (восприятие на слух предложений с фразеологизмами и последующим их воспроизведением);
  6. Составление ситуативных диалогов;

Правила орфоэпии (И как Ы  в начале слова и перед согласным, Е как Э в иностранных словах после букв З, С, Д, Т), закрепление на материале слов и словосочетаний;

III. Работа по развитию слухового восприятия

  1. Упражнение на развитие слухового внимания (подготовка учащихся к восприятию текста на слух более объемного по содержанию, активизация слуховой функции);
  2. Восприятие текста на слух с технического носителя.  Текст «Темперамент»
  3. Первичное закрепление  (ответы на вопросы, выполнение заданий по тексту).
  4. Работа над восприятием слов и словосочетаний.
  5. Выполнение творческих заданий.
  6. Итог занятия.

Тема занятия: - Звуки С, З, Ш, Ж,  Ц, Ч, Щ.

       - Работа над орфоэпией: И как Ы  в начале слова и перед согласным, Е  как Э в иностранных словах;

      - Текст «Темперамент».

Цели занятия: - закрепление навыков правильного произношения свистящих,     шипящих, аффрикатов;

     - ознакомление с  новыми правилами орфоэпии;

     - развитие словесно-логического  мышления и  развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения);

     - тренировка в восприятии текста на слух с технического носителя (с некоторым искажением голоса).

Задачи:

  •  - Образовательные:

- автоматизация звуков на материале слов, словосочетаний и предложений;

- знакомство с новыми правилами орфоэпии;

  •  воспитательные: 

       - развитие умения слушать, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков культурного общения;

  • развивающие:

 - повышение уровня мотивации (мотивации к обучению, мотивации к  речевому общению), развитие словесно-логического мышления,  развитие словесной памяти; обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений; развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения).

  • коррекционные:

     - развитие самоконтроля над произношением, преодоление    аграмматизмов, увеличение словарного запаса, умение воспринимать на слух  тексты повышенной сложности, восприятие речи с технического носителя.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

- Как вы слышите?

Тема сегодняшнего занятия – закрепление правильного произношения звуков с, з, ш, ш, ц, ч, щ, работа над новым правилом орфоэпии,  работа с тексом. Пожалуйста, говорите правильно, слушайте внимательно.

  1. Произношение.

1) Работа с карточками:

Прочитайте. Подберите обобщающее слово:

- школа, институт,  училище, университет, курсы (учебные заведения);

- врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка (медицинский персонал);

- щедрый, целеустремленный, властолюбивый, честный, добродушный (качества характера).

2) Продиктуйте друг другу номера телефонов. Запомните их.

121-13-31;

                921-11-29;    

                       

3)Задания на карточках. (Роль маленького учителя, по очереди)

                а) Подумайте, какое слово правильно дополняет данное предложение?

Начитанность, глубокие и широкие познания – это …

Интеллигентность; талант; эрудиция.

                         б) Противоположное понятие «лицемерный» будет:

 Искренний; противоречивый; фальшивый; вежливый.

             в) Подберите синоним слову «Сентиментальный»:

Поэтический; чувствительный; радостный; странный.

            г) Задание на доске. Вставьте подходящее слово:

Вам предлагаются 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Найдите слово, состоящее в такой же связи с 3 словом:

- Старт: финиш = пролог: ? (заголовок, введение, кульминация, действие, эпилог);

- Богатство: бедность = крепостная зависимость: ? (крепостные крестьяне; личная свобода; неравенство).

4) (Задание на компьютере) 

а) Если в предложении есть ошибки, связанные с неправильным порядком слов, исправьте их:

- Я узнал несущегося мальчика мне навстречу на велосипеде.

- Это рассказ о страдающей молодой женщине от неразделенной любви.

б) Вставьте подходящее слово:

- Члены этой (спасительной  - спасательной) экспедиции получили самые высокие государственные награды.

- Снос пятиэтажки задерживался из-за (жителей – жильцов) одной квартиры.

            5) Работа над фразеологизмами (на слух).

                 Послушайте, исправьте ошибку, допущенную в предложении:

- Он любого способен провести вокруг пальца (обвести).

- Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги (собственными глазами).

6) Работа с диалогами  (развитие речи).  Задайте вопросы в ситуации:

- Вы приехали в Москву, вам нужно узнать, где гостиница «Орленок».

Обратитесь: - к милиционеру;

                    - к прохожему на улице;

7)(Задание на компьютере). Прочитайте правило. Запомните. Прочитайте слова, применяя его:

  1. в иностранных словах после букв З, С, Д, Т буква «е» произносится как «э»:

безе, кодекс, антенна, ателье, атеист, астероид, метрополитен, термос.

б) если И стоит в начале слова и ему предшествует твердый согласный звук, то он произносится Ы:

в Индии, с Ириной, уехал в Италию.

  1. Развитие слухового восприятия.

1) Грамотно ли говорить:

  • Петров окончил технический университет, у него высшее образование;
  • В заключение рассказа рассказчик рассказал о происшествии;
  • Она увидела молодого парня. 

2) Работа с текстом.

         Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.  Слово «темперамент» - латинского происхождения, означает «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа.  Гиппократ считал, что в теле человека имеются 4 вида жидкости: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента.

         Различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении человека в необычных ситуациях. Это видно из следующего примера.

        4 друга – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик – опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не отдавит ноги, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.

       Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.

      Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло…и потом как первый акт, как правило, вообще неинтересен – актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, поем, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле …  Бежать куда-то…это не по мне!»

     Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну что же, мне, конечно, опять не повезло».  И, заплакав, вернется домой.

Вопросы к тексту:

  1. Перескажите близко к тексту.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Как вы думаете, какую  цель я преследовала, подобрав этот текст для вас? (рассказать вам историю, дать описание поведения разных людей, дать научное представление об особенностях личности)
  4. Найдите специальную лексику. К какой области знаний она относится? (психология)
  5. Послушайте слова  словосочетания, повторите, объясните их значения:
  • Отношение – соотношение частей;
  • кровь, лимфа, желчь и черная желчь;
  • обладать – преобладать – преобладание;
  • импульс – импульсивный;
  • покой - спокойный – спокойствие;
  • движение – двигать – подвижный;
  1. Послушайте, найдите ошибку:
  • Гиппократ считал, что в теле человека имеются 3 вида жидкости.
  • Это определяет тип его внешности.
  • Преобладание крови делает человека грустным и боязливым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи делает человека подвижным и весёлым — меланхоликом.

  1.  Работа с наглядностью.

Послушайте, повторите и покажите на рисунке.

  • Импульсивный, горячий – холерик;
  • Спокойный, медлительный – флегматик;
  • Подвижный, веселый – сангвиник;
  • Грустный, боязливый – меланхолик.

___________________________________________________________________

  • К какому типу темперамента, по вашему  мнению, относится каждый из вас? Изобразите  схематично. Как бы вы повели себя в ситуации, изображенной на картинке? Составьте схему.
  • Прослушайте мелодию. Как вы считаете, какому человеку  она могла бы понравиться?



Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна

Групповое занятие

по развитию слухового восприятия

и формированию произношения

в 7 классе (I отделение)

Учитель-дефектолог

Мишина М.А.

Москва

2014-2015 уч.г.

План урока

                 I. Организационный момент (введение в урок, самопрезентация учащихся);

                 II. Работа над произношением.

Тренировочные упражнения (закрепление правильного  произношения свистящих, шипящих звуков, аффрикатов – они необходимы при работе  на общеобразовательных уроках, в  процессе коммуникации):

  1. + 2) Подбор слов;

3) Работа с деформированными предложениями;

  1. Работа с письмами (чтение и беседа по прочитанным письмам);
  2. Обучение правилам ведениям телефонных разговоров (формирование ситуативных диалогов);

III. Работа по развитию слухового восприятия

  1. Упражнение на развитие слухового внимания (подготовка учащихся к восприятию текста на слух более объемного по содержанию, активизация слуховой функции);
  2. Восприятие текста на слух. Текст «Новогодняя сказка»
  3. Первичное закрепление  (ответы на вопросы, выполнение заданий по тексту).
  4. Работа над восприятием слов и словосочетаний.
  5. Выполнение творческих заданий.
  6. Итог занятия.

Оборудование:

Карточки, таблички с индивидуальными заданиями, компьютер, ИСА.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

- Как вы слышите?

- Пожалуйста, представьтесь, скажите несколько слов о себе.

Тема сегодняшнего занятия – закрепление правильного произношения звуков свистящих, шипящих звуков и аффрикатов.  Мы будем работать с диалогами и текстом. Пожалуйста, говорите правильно, слушайте внимательно.

  1. Произношение.

         

  1. (Задание на карточках.  Ученики задают вопросы друг другу.)  

     Вставьте подходящее слово:

а) Ласточка – быстрота, черепаха - …

     Задача – решение, вопрос …

      б) Собака – шерсть: щука - … (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)

     Птица – гнездо: человек - … (гнездо, дети, люди, дверь, дом)

  1. (Задание на доске) В каждой строке есть одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Прочитайте. Выберите в каждой строчке те 2 слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет всегда имеет, без чего он не бывает. Покажите только эти 2 слова.

- Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);

- Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

  1. (на компьютере) Прочитайте предложения. Уточните их содержание, соотнося с собой. Следите за правильным произношением.

- Справа расположена печень.

- Слева расположено сердце.

- По центру расположен желудок.

  1. Письма с поздравлениями. Посмотрите на письма, как вы думаете, откуда они? От кого?

Прочитайте письма.  Правильно произносите все звуки.

Письмо 1. (из Франции, из Парижа)

Дорогая Антонина! От всей души поздравляем Вас Новым годом! Желаем Вам большого счастья, успехов в учебе, и радости в новом году!

Передайте мои поздравления с праздником вашей семье!

                                                                                               Нина Ричи.

Письмо 2. (Из Бразилии, из Рио-де-Жанейро)

Катерина!

Я хочу поздравить тебя с наступающим Новым годом! От всего сердца желаю тебе большого счастья в личной жизни и новых творческих успехов. Поздравь от меня своих близких.    

                                                                                          Твой друг  Рональдинио.

  1. Диалог по телефону.

- Я хотела бы сейчас предложить тебе, Катя, позвонить по телефону Тоне и поздравить ее с наступающим праздником. Ты, Тоня, принимай поздравления!

(На доске речевой материал по разделам: обращения, поздравления, пожелания, приглашения, благодарность – см.ниже).

Поздравления

  • Поздравляем Вас с  ...
  • От всей души поздравляю тебя  с …
  • Я хочу поздравить тебя с наступающим праздником …
  • Передайте мои поздравления с праздником вашим родителям (вашей семье) …
  • Поздравьте от меня (от моего имени) вашу маму …

Пожелания

  • Желаем Вам здоровья (счастья, успехов, радости…)!
  • От всего сердца желаю тебе большого счастья (счастья в личной жизни, семейного благополучия …)!
  • Позвольте пожелать вашей семье всего самого лучшего.
  • Я желаю вам успехов в работе (успехов в учебе, больших успехов, новых творческих успехов …)!

Приглашения

  • Приглашаем Вас на встречу Нового года…
  • Приходите (приезжайте) ко мне в гости (к нам домой)…
  • Я хочу пригласить тебя на встречу Нового года…
  • Я хотел бы пригласить Вас на …

Благодарность

  • Спасибо, с удовольствием.
  • Благодарю вас, обязательно приду (приедем).
  • Непременно будем (придем, приедем).
  • К сожалению, я не смогу быть (прийти, приехать)

Обращения

  • Уважаемая …
  • Дорогая …
  • Милая …
  • Ирина (Марина, Иван …)

  1. Развитие слухового восприятия.

Работа за экраном.

  1. Можно ли сказать?

- зимним октябрьским вечером,

- летней майской ночью;

  1. Работа с текстом.

     Послушайте текст. Скажите, что вы услышали.

«***»

Зимние праздники начинаются во Франции рано – 6-го декабря. Рождество во Франции – более старый и традиционный праздник, чем Новый год. Его принято отмечать дома, в кругу семьи. Новый год отмечают намного скромнее, чем Рождество. Встречают его обычно с друзьями и знакомыми. Новогодний стол похож на  рождественский, но вместо рыбы или птицы на стол подают мясо кабана или оленя. Праздник проходит в веселой дружеской обстановке и сопровождается разными играми. Принято, например, запекать в пирог боб. Того, кто найдет его, называют «бобовым королем». Всю ночь его шуточные приказы выполняют «придворные», то есть остальная компания.

А теперь переместимся в жаркую Бразилию! Новый год в Бразилии  является летним праздником. Он  совпадает по времени с русской зимой. Готовятся к этому празднику заранее. Еще в октябре начинают украшать улицы городов, а  искусственные елки наряжать игрушками. Всё это  сохраняется на своих местах до середины января. 31 декабря Рио-де-Жанейро превращается в один из самых шумных центров мира. В новогоднюю ночь латиноамериканцы устраивают зажигательный карнавал. Он проходит на длинных пляжах. С вечера на улицах города звучит музыка. Под музыку ди-джеев  выступают танцоры, и повсюду сверкают разноцветные фейерверки. Ежегодно в новогоднем карнавале принимают участие около 2 млн. человек.

Слова для справок:

Традиционный праздник, выглядит скромнее, в дружеской атмосфере,  Рио-де-Жанейро,  латиноамериканцы, фейерверки.

 Вопросы к тексту:

  1. Перескажите.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Как вы думаете, зачем я подобрала этот текст для вас? (хотела рассказать вам историю, дать описание проведения Нового года  в других странах)
  4. Ответы на вопросы:

- Когда начинаются зимние праздники во Франции?

- Что подают на стол французы?

- Кто такой «бобовый король»?

- Где проходит новогодний карнавал в Бразилии?

- Как вы думаете, в какой одежде встречают Новый год в Рио-де-Жанейро?   Почему?

  1. Послушайте слова  словосочетания, повторите, объясните их значения:
  • Праздники – праздновать;
  • Традиции – традиционный;
  • Рождество – рождественский;
  • Шумный центр мира;
  • Веселые латиноамериканцы;
  • Разноцветные фейерверки;
  • Зажигательный карнавал.

Послушайте, найдите ошибку:

  • Новый год во Франции – более старый и традиционный праздник, чем Рождество.
  • Рождество принято отмечать с друзьями, в шумной компании.
  • Новый год в Бразилии  является зимним праздником, он  совпадает по времени с русской зимой.
  • В новогоднюю ночь латиноамериканцы устраивают семейные ужины.
  1.  Работа с наглядностью. Предлагаются фрагменты новогодних праздников в разных странах (Латиноамериканские, европейские)

- Как вы думаете, где происходит данное новогоднее празднество?

___________________________________________________________________

  • Как отмечают Новый год в России? Какие традиционные новогодние блюда, фильмы, обычаи  вы знаете?
  • Прослушайте мелодию. Как вы считаете, какой стране принадлежит эта музыка?

4. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 7 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Хлебные крошки»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над ор...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).

Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с...

Технологическая карта группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классе

Технологическая карта группового занятия  по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классеТема "Год памяти и славы"....