Рабочая программа учителя-логопеда в ОУ
рабочая программа

Зорина Татьяна Юрьевна

Примерная рабочая программа учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарьева

Макарьевского муниципального района Костромской обл.

Согласовано

  Заместитель директора по УВР_________/___________

 «___» ___________20___ г

Утверждаю

     Директор школы

__________/_____________/

                           

Приказ №______

от «___» ___________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Составитель программы

Зорина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед

г. Макарьев

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Цели, задачи программы…………………………………………………3

Особенности развития детей с ОНР……………………………………..4

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Тематическое планирование……………………………………………..5

Предполагаемые результаты логопедического воздействия………….7

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Паспорт кабинета…………………………………………………………10

Методическое обеспечение……………………………………………...10


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  •  развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  •  уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
  •  развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
  •  формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
  •  усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;
  • употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
  •  развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
  •  развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  •  формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Данная программа разработана на основании анализа результатов диагностики речевого развития учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой.

Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) - общее недоразвитие речи (ОНР).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Установлено, что у детей с нарушениями речи (особенно у детей с ОНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;
  • недостаточная способность к запоминанию;
  • недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Система логопедических коррекционно-развивающих занятий предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, с подгруппой – 20-25 минут, с группой - 40 минут. В подгруппы можно объединять 2– 4 ученика, в группы – 4-6, у которых обнаружены одинаковые речевые дефекты или учащихся, находящихся на одном этапе работы; имеющие сходные затруднения в учебной деятельности. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой. Анализ и синтез звуко - слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова. Звуко - буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности.

Звукопроизношение

Устранение дефектов звукопроизношения. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха. Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки. Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Формирование грамматического строя речи. Состав слова. Словообразование. Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание. Части речи. Согласование и управление. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам. Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию. Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения. Расширение и уточнение лексического запаса. Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова. Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы. Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

Развитие связной речи

Уточнение представлений о тексте. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов. Анализ текста. Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста. Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Перечисленные направления работы не являются этапами логопедических занятий.

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в логопедическом воздействии.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-логопеда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Ожидаемые результаты программы: положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы, снижение количества обучающихся с нарушением речи.

Предметные результаты:

1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова, практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

 4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

5. Умение задавать вопросы.

К концу коррекционных занятий обучающиеся узнают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  • о значении правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой. научатся:
  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

 познакомятся с:

  • значениями многих лексических единиц;
  • правилами связи слов в предложении;
  • основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся смогут научиться:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);
  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
  • грамматически правильно связывать слова в предложении;
  • составлять текст на определенную тему;
  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
  • интонационно оформлять высказывание.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

Наименование имущества

Количество

1

Стенд навесной

1

2

Стол для индивидуальных логопедических занятий

1

3

Зеркало для индивидуальных логопедических занятий

1

4

Умывальник

1

5

Скамейка

1  

6

Датчики пожарной сигнализации

Документация

  1. Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда в РФ;
  2. Журнал логопедических занятий;
  3. Перспективный план работы специалиста;
  4. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда;
  5. Список детей зачисленных на занятия;
  6. Карты логопедического сопровождения детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М., 2001.

2. Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006;

3. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября,2004;

4. Пожиленко Е.А. Методические организации по постановке звуков. – КАРО, СПб 2006

5. Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить – Просвещение, М. 1995

6. Эти трудные согласные. Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.П. Обухова. М., «5 за знания» 2005

7. Согласные и гласные – похожие, но разные. О.В.Епифанова В., «Экстремум», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)...