Развитие познавательной деятельности у учащихся, в том числе у школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе изучения предмета обществознание.
материал

Черных Людмила Ивановна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

           Задача школыподготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал   Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — развитие познавательной деятельности  у школьников. Это касается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ принимаю следующие:

-         формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

-         развитие памяти и внимания;

-         формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);

-         развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

-         формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).

        Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения,  ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Пионеры

              муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области__

694640, Сахалинская область, Холмский район, с. Пионеры, ул. Школьная, 8 «Б»; тел./факс 2-01–93 E-mail: ooshpionery@yandex.ru

Тема самообразования:

Развитие познавательной деятельности у учащихся,

в том числе  у школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе изучения предмета обществознание.

Учитель: Черных Л.И.

2019 г.

"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" 
В. А. Сухомлинский

"Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие" Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М.: Высшая школа, 1991.

В Конституции РФ (статья 43)  и Законе «Об образовании»  сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.   Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц. 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех  необходимых условий, которые позволят данной  категории  детей  включиться  в  полноценный  процесс  образования. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

           Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

        Инклюзия или включенное образование – это новая методика образования, базирующаяся на индивидуальном отношении учителя к каждому из учеников, независимо от их возможностей и потребностей. Благодаря инклюзивному образованию в обществе будет отсутствовать разделение на здоровых и больных людей, так как с детства и здоровые дети, и ребята с ОВЗ проводят много времени вместе. Инклюзивное обучение детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется с разрешения родителей (опекунов), руководства школы и при положительном решении медкомиссии(ПМПК).

         Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья основано на построении психологически безопасных отношений между здоровыми и больными учениками, и на создании мотивации к совместной активной школьной жизни. На сегодняшний день выделены следующие принципы инклюзии:

  • человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
  • каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
  •  каждому человеку нужно общение;
  • полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
  • в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
  • для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач; только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.

          Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями.

           Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

В нашей школе группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: это  дети с ослабленным здоровьем, нарушением речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, также существует  категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях. Не всегда состояние их можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети  могут обнаруживать отклонения  в  психическом развитии.

  Наша школа - новая, построена в 2014 году  по новым технологиям, с учетом  современных санитарно-эпидемиологических  правил и норм  (СанПиН). В ней созданы все условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует адаптированные (специальные (коррекционные)) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) для учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолог;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал   Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — развитие познавательной деятельности  у школьников. Это касается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ принимаю следующие:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
  • развитие памяти и внимания;
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).

        Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения,  ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех учащихся.

В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи. Регулярно работаю над формированием правильной  речи, умением работать с учебником, справочной литературой. Для  этого на уроке постоянно добиваюсь от учащихся полного ответа на заданный вопрос, четкого произношения и правильного написания  терминов и понятий. Словарный диктант – одна из форм организации обучения и проверки знаний учащихся, направленная на усвоение терминологии, правописания терминов, понимания их смысла. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость внимания детей и умение сосредотачиваться. Данные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной речи, развивают  внимание и память. На проведение диктанта достаточно 2-3 минуты (можно больше с учетом индивидуальных особенностей детей).

Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.

На уроках чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяется групповая форма обучения, т.к. недостаточное количество учащихся в классах.  Опыт показывает, что именно групповая работа лучше всего помогают развитию коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем.

Одной из главных задач школы для детей с ограниченными возможностями здоровья является  формирование у них в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации.

Очень важным моментом на уроке для детей с ОВЗ является использование коррекционных заданий.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность, что способствует успешному выполнению заданий, повышению познавательной деятельности.

Также для детей с ОВЗ важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности.

Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Это могут быть зашифрованные пословицы,  кроссворды, ребусы, логические задачи.

Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую  информационно-коммуникативные технологии. Внедрение ИКТ в школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Скажи — и я забуду. Покажи — и я  запомню. Дай мне сделать — и я пойму» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты ответов, корректно и без эмоций реагирует на ошибки.

Информационные технологии на уроках  использую в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Из опыта работы заметила, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Я стараюсь наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать анимации, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность учащихся.

       Познавательный интерес – один из немногих, который невозможно полностью удовлетворить. Он проявляется всегда. В той или иной форме ученик всегда нуждается в новой информации. Задача учителя состоит в том, чтобы создать все необходимые условия на уроке и вне урока для проявления и развития познавательного интереса ученика к предмету технология.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поддержка и развитие познавательного интереса к предмету может осуществляться разными путями. Одни приёмы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других. Главная роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития познавательного интереса своих учеников.

Законодательные ресурсы: 

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция ООН о правах ребенка

Литература к теме:

  1. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.– М.: РООИ «Перспектива», 2007.
  2. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»
  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. - 1998. - N2. - С. 71 - 76.
  4. Васина Л.Г. Реабилитация через образование // Дефектология. - 1998. - №5.
  5. "Дорога - это то, как ты идешь по ней..."/Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во ПфРуц, 1996.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
  7. Коррекционно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. - Алма-Ата, 1985.
  8. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.
  9. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - №3. - 1999.
  10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М., 1996.
  11. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. - 1994. - №4.
  12. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
  13. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. - 1995(6). - №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье описаны приемы развития памяти детей с УО в процессе учебной деятельности...

Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...