Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
методическая разработка

Евдокимова Евгения Владимировна

В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков языкового анализа и конструирования по заданным образцам. Указанные недоработки усугубляются в среднем и старшем звене коррекционной школы  VIII вида, поскольку изучаемый теоретический материал усложняется, увеличивается его объем, и в результате преобладающими становятся грамматические упражнения, закрепляющие языковые сведения, но не способствующие в полной мере применению их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniya_poznavatelnoy_aktivnosti_doklad.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

Доклад.

«НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

                                                           Автор: Евдокимова Евгения Владимировна

                                                                         Учитель  русского языка и чтения

        Адрес:  646773 Омская область, Павлоградский район, село Южное, ул.Спортивная, 43

  Эл.адрес : eva.evdokimova.76@mail.ru

В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков языкового анализа и конструирования по заданным образцам. Указанные недоработки усугубляются в среднем и старшем звене коррекционной школы  VIII вида, поскольку изучаемый теоретический материал усложняется, увеличивается его объем, и в результате преобладающими становятся грамматические упражнения, закрепляющие языковые сведения, но не способствующие в полной мере применению их в речи.

В связи с этим необходимо применять на уроках письма и развития речи такие приемы, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – «развивай свою речь» - и одновременно служили бы этой         цели. Ведь не все учащиеся  с низким уровнем интеллекта хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы грамотно, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Учащимся среднего звена коррекционной школы ближе всего игра, и я стала использовать в работе «речевые игры». Их удобно проводить в  начале уроков чтения  или письма, или на любом другом этапе урока в соответствии  с темой и задачами урока. Таких игр достаточно много, они в полной мере служат развитию устной речи учащихся.

1. «Шкатулка сказок»

 В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки  крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый – цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают  еще кружок, и  сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, ТО РОСТОК. То листик, то пуговица, то горошина.

2. «Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет. И т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

3. «Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; поезд отправляется в  12 часов; волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.

4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни  говорят: «стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудн6о держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.

5. «Сочиняйка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке  шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

6. «Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в твоей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

7. «Перевертыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно»; «Муха села на варенье»; «Пошел сильный дождь» и др. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

8. «Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям  «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

9. «Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-нибудь связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставить тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дальше поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» - повторяет связи между предметами.

10. «Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После  этого класс «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь учащимся кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают учащимся строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

В старших классах работу по развитию речи учащихся можно усложнять. Вот здесь на помощь приходят не игры, а «речевые разминки».

Например:

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,

Животное, полное грез,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н. Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными? (Мантия, аметист, грезы, изваянье).

- Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря. (Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща; аметист – драгоценный камень фиолетового  или голубовато-фиолетового цвета; греза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение; изваяние – скульптурное изображение).

- Какую птицу описывает автор? (Описывается лебедь).

- Видели ли вы сами когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

- Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебедушки. Докажите это.

- Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н. Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

- Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения. (Плывет белоснежное диво, животное, полное грез).

- С какой интонацией необходимо читать стихотворение? ( Торжественно, немного загадочно).

- Подготовьтесь  к выразительному чтению стихотворения. (Несколько учащихся читают выразительно, остальные оценивают их, учитывая, как передается читающими авторский замысел).

- Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится  к этой птице, любуется ею.

- Какой тип речи использует автор в своем стихотворении? Докажите. (Использует описание, так как все, что  изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

- Наша задача: используя тип речи – описание, подготовиться к заочной выставке «Мое любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить свое животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.

«Речевая разминка» позволяет решать множество задач: совершенствовать технику чтения; применять  различные виды чтения: «про себя», вслух, «птичьим базаром»; позволяет научить интонационному чтению (восторженно, радостно, удивленно, спокойно, с чувством страха, стыда, обиды».

Кроме того,  обучать детей в коррекционной школе правильному и осознанному чтению просто необходимо. Работа по расстановке  логических пауз и ударений дисциплинирует чтение, делает его осмысленным, повышает активность учащихся на уроке.

Применяя на уроках письма и чтения  в коррекционной школе «речевые разминки и игры», учитель  решает ряд важных задач по овладению учащимися речевых навыков и умений:

- предупреждение и устранение речевых ошибок;

- ясность, точность, чистота речи;

- взаимосвязь теории языка и речевого развития школьников;

- формирование речевых  и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...