Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме: «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения"
план-конспект урока (7 класс)

Сажина Татьяна Васильевна

Конспект интегрированного урока ИЗО и чтения с применением современной технологии правополушарного рисования, с использованием коррекционных упражнений на интер -активной доске  SMART.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

                                                                                                   

Конспект

интегрированного урока изобразительного искусства   для обучающихся                                                        с интеллектуальными нарушениями по теме:                                                          «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения»

7 класс

                    Учитель изобразительного искусства:                                                         Сажина Татьяна Васильевна

                               

2018 г.

           

Цель урока: повторение содержания стихотворения Н.И. Рыленкова «Деревья», развитие умения передавать в рисунке зрительные представления, возникшие на основе прочитанного.          

Образовательные:                                                                                                                                                          -развивать навык выразительного, беглого, правильного, осмысленного чтения

-формировать навык анализа стихотворения;                                                                                                                    - учить выразительно компоновать выбранный сюжет, применять плановость в пейзаже;                                                                                                                               - учить  новому приему рисования деревьев с использованием карточек.                                                                                                                                    Коррекционно – развивающие:                                                                                                                                                                                                   -развивать мыслительную  деятельность через установление логических и причинно-следственных связей при анализе содержания произведения;

- развивать словарь, фразовую речь, умения правильно подбирать необходимое слово, наиболее полно и правильно выражающее мысль;

 -развивать анализирующего восприятия сюжетных изображений через работу с иллюстрациями к произведению, репродукциями картин.

- корригировать вербальную  память на основе упражнений учащихся в запоминании значений слов, биографических сведений о поэте;

- корригировать недостатки аналитико – синтетической деятельности путём выполнения коррекционного интер – активного упражнения «Жанры живописи»;                                                                                                                                                                                                                       – корригировать недостатки мелкой моторики рук путём совершенствования техники работы с красками и техники работы кистью.                                                                                                                                                                     Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                         - воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к учению путем применения  арт-терапии; - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через применение дидактических игр на уроке;

-расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности через развитие умения работать в команде.    

                                                                                                           

БУД       Личностные учебные действия

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

Коммуникативные учебные действия

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Регулятивные учебные действия

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные учебные действия

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.                                                                                                                                                                              

 Оборудование: интер – активная доска SMART, компьютер, презентация, магнитофон.                                                                                                            Раздаточный материал (на каждого ребенка): альбомы, гуашь, кисти, карточки, баночки для воды, салфетки.

Ход урока

 Мотивационный настрой.

1. Проверка готовности к уроку (Тетрадь, ручка).

Рапорт дежурного.

- Посмотрим, ребята, друг на друга.

- Улыбнитесь друг другу.

- И первым  сядет тот, кто…( назовет любимое дерево )

- Молодцы, садимся…ПРОШУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО ПРАВИЛЬНУЮ ПОСАДКУ.
- Сегодня у нас необычный урок, много гостей, вы их знаете, поэтому не волнуйтесь , а так же на уроке будет два учителя. Для вас это не ново, такие уроки у вас проходили.

- ВСПОМНИТЕ: было ли такое, чтобы какое-то произведение искусства создавали два человека. Об этом вы узнали на уроке развития речи ( картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

-Я НЕ СЛУЧАЙНО заговорила о лесе, т.к. на прошлом уроке мы познакомились со стихотвореним Н.И.Рыленкова «Деревья».

Повторение теоретических сведений о жизни писателя, словарная работа, актуализация ранее полученных знаний о произведении;

 - Что запомнили  о Рыленкове Н.И.:

- О ЧЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ?

- КАКОЙ СЛЕД В ДУШЕ ОСТАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

- МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С НОВЫМИ СЛОВАМИ, ДАВАЙТЕ ИХ ПОВТОРИМ, ВЫПОЛНИВ ЗАДАНИЕ «СЛОВАРНОЕ ЛОТО».

- СЛОВАРНАЯ РАБОТА «СЛОВАРНОЕ ЛОТО» ( На интерактивной доске учащиеся открывают карточки с новыми словами из произведения, учащиеся должны объяснить их значение и назвать  по имени следующего учащегося, который будет участвовать в лото слов. Слабые учащиеся могут назвать значение новых слов с опорой на тетрадь или попросить помощь одноклассника и повторить за ним ответ.

Кров - жилище, приют.                                                  Очерствеет - он станет злым, жестоким.                           Лелеять - мысленно мечтать о чём-либо.                   Томительный - тяжкий (тяжёлый груз – перенос.              Межа (здесь) -  граница в жизни.          

Проверка домашнего задания.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.

-На прошлом уроке вы выполняли задание в парах, давайте проверим вашу работу?

( Подобрать строки из стихотворения к иллюстрациям и репродукциям.)

-  Что мы видим на иллюстрации 1 ( мальчик в лесу  грустит)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 1. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся)

-Почему  вы сделали такой выбор?

-Почему мальчик не видел ласки и внимания?

-  Что мы видим на иллюстрации 2 ( лес и река)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 2. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся)

- Куда убегал мальчик? (в лес за рекой)

-  Что мы видим на иллюстрации 3 ( березы и клены)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 3. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся)

- Кем стал лес для мальчика?

- Подойдут ли эти слова к  иллюстрации № 5? (Лес темный, мрачный, дремучий, там страшно)

- Что мы видим на иллюстрации 4? (мальчик в лесу улыбается)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 4. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся)

-Каким мы видим мальчика?

- Почему мальчику в лесу было хорошо? (Его никто не обжал, там было интересно, красиво и спокойно)

- Что мы видим на иллюстрации 5 (пожилой человек отдыхает в лесу). Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 6. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся)

- ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР, КОГДА ЕМУ ПЛОХО? (идет в лес)

- КАКОЙ СОВЕТ ДАЕТ НАМ АВТОР В ПРОИЗВЕДЕНИИ? Чему учит нас своим примером?

- ПОЧЕМУ И МЫ ТОЖЕ СТРЕМИМСЯ В ЛЕС, ЛЮБИМ ЛЕС? (красота, чистый воздух, пение птиц)

- Сейчас мысленно перенесемся на несколько мгновений  в лес.

(ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ  «ЗВУКИ ЛЕСА»)

- Люди очень часто вешают картины природы, леса у себя дома. У вас дома есть картины? А где  в школе висит картина с изображением леса? Что на ней нарисовано? (Лес, дорога)

- Легко ли нарисовать лес? Чтобы ваш рисунок стал похожим на картину, чтобы людям хотелось смотреть на него, надо поучиться и постараться. У вас есть замечательная возможность.

 Вводная беседа.

Интер – активная игра  «Жанры живописи»

- Природа — это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть её богатством помогает пейзаж.  

- Для разминки, вспомним, какие жанры живописи существуют, и что они означают?                                                                                       Интер – активная игра «Жанры живописи».                                                                                                         – Задание: 1)коснуться картинки; 2) назвать, к какому жанру относиться картина?   3) объяснить, что изображают на картинах данного жанра.                                                                                                                - Что же такое пейзаж? (Пейзаж – в живописи— жанр картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Что такое натюрморт? (Натюрморт – это изображение предметов). Что такое портрет? (Портрет – это изображение человека).

Беседа о творчестве художника Ивана Шишкина.

- С творчеством какого художника мы знакомились на прошлом уроке? (С творчеством Ивана Шишкина).

- В каком жанре писал картины Шишкин? (Он работал только в жанре пейзаж.) – Что он стал делать первым среди художников? (Шишкин стал первым писать свои картины с натуры)

- Сейчас мы познакомимся с ещё одним периодом жизни русского художника Ивана Шишкина. В жизни Ивана Шишкина были не только счастливые, но и трагичные дни.                                                      

    - После просмотра отрывка ответьте на вопрос: Что помогло художнику пережить сложный период в жизни?

Просмотр видеофрагмента из фильма «Круг судьбы Ивана Шишкина» о жизни и творчестве великого русского художника.

(Дети отвечают: Любовь к родной природе, к творчеству помогли пережить Шишкину личную трагедию).

- Кто запомнил, как называется эта картина? («Рожь»). Единственная деталь, не написанная с натуры - погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию.

Мастер – класс «Рисуем пейзаж»

- Сейчас мы будем продолжать рисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Рыленкова «Деревья».  Давайте нарисуем так, чтобы хотелось смотреть и вглядываться в наш пейзаж!                                                                                                          - Вот такой пейзаж у нас получиться. Это уже готовая интерьерная картина. Денис Кукарин выполняет индивидуальное задание, рисует интерьерную картину.                                                                                          - Этот пейзаж мы выполним с применением новых техник.                                                                                 Коррекционное упражнение «Вспомни последовательность».                                                                                         - Вспомним, как выполняли рисунок.                                                                 (1) С помощью малярного скотча наметили березы;2) нарисовали дальний план;3) убрали малярный скотч; 4) дальше будем рисовать березы).                                                                                                    - А сейчас вы отдохнете и вспомните о деревьях новую информацию, которая поможет нам ещё лучше нарисовать нашу иллюстрацию к стихотворению Н.И. Рыленкова.

Физпауза.

- СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ ПОЗВОЛИТ НАМ СМЕНИТЬ ВИД РАБОТЫ И ДАСТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДОХНУТЬ                       ( учащиеся делятся на 2 группы).                                                                      - СОБЕРИТЕ  ИЗОБРАЖЕНИЕ  НА  МОЛЬБЕРТАХ, прочитайте загадку, высказывание. ( В БЕЛЫХ ПЛАТЬИЦАХ ПОДРУЖКИ РАЗБЕЖАЛИСЬ ПО ОПУШКЕ.( березки)   ХОРОШО В ЛЕСУ, БЕРЕГИ ЕГО КРАСУ.)                                                                                - Выберите 1 человека, который даст ответ на загадку и объяснит смысл поговорки.

Мастер – класс «Рисуем пейзаж»

Работа на интерактивной доске.

             

- Рисуем стволы берез. Теперь будем рисовать березы. Для того чтобы березы выглядели более реалистично, мы будем использовать впервые новую технику рисования. Берем карту, маленькую кисть, с одной стороны карты наносим краску тонкой полоской. Прикладываем на край дерева, протягиваем, чтобы получился эффект березовой коры, ведем до середины. Потом с другой стороны. Важно не допускать ошибку: нельзя ставить карту перпендикулярно листу, важно прикладывать, тогда будут оставаться отпечатки.                                                                 (Самостоятельная работа обучающихся).                                                                    Упражнение «Рисуем веточки берез».                                                                                   - Берем тонкую кисть и кончиком кисти черной краской проводим тонкие веточки. Веточки проводим больше сверху. Можно показывать ветки, которые растут с переднего плана дерева.                                                                                                                        (Показывает учитель и один из обучающихся, рисуют на интер – активной доске).                                                                                        - Листва. Берем среднюю кисть, светло – зеленый цвети расставляем листья. Если сделаем листики маленькие, то у нас будет настоящая весна, молоденькие листья. Добавляем немного желтого цвета, показываем солнце на листве.

- Можно добавить свои элементы: птичку на ветке, зайчика под деревом.                                                                                                               - Какой элемент появился на моей работе? (Дупло).      

Подведение итогов. Рефлексия.

1.Упражнение «Аплодисменты».                                                                                           - Посмотрим, что у нас получилось. (Учитель проводит презентацию детских работ, обучающиеся выходят к доске, все аплодируют).

- Какая простая, но эффектная работа получилась!                              УЧИТЕЛЬ ЧТЕНИЯ:

-МНЕ ХОЧЕТСЯ , ЧТОБЫ СЕГОДНЯ  НА  УРОКЕ  ПОРОЗВУЧАЛИ ЕЩЕ  РАЗ СТРОКИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.И. РЫЛЕНКОВА (прочтение по цепочке стихотворения).

2.Рефлексия настроения. Упражнение «Пейзаж».

- С каким настроением вы уходите с урока? Выберите картину, которая соответствует вашему настроению. Представлены картины Ивана Шишкина. Первая картина проникнута грустным, печальным настроением, а вторая – радостным, весёлым. Подойдите к картине.

Выставление оценок за урок.

- Нам хочется верить, что сегодняшний урок оставил теплый и светлый след в вашей душе, научил вас важным вещам, таким как умению слушать и слышать окружающих, сопереживать, быть настойчивыми и самостоятельными в работе, смело осваивать новые приемы, и, конечно, радоваться каждому дню! Эти умения необходимы в жизни каждому человеку. Помните, что природа родного края даёт силу, побуждает жить. Берегите её!

Источники:

1.Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе VIII вида / И.А. Грошенков. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. - 224 c.

2.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.    

3.Занятия по арт-терапии и изотерапии для детей – инвалидов. / Школьный психолог.- 2002.- № 41                                    

4.Басина  Н. Э. Звук. Цвет. Материал: программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. М.: Чистые пруды, 2006.

5.Ирина Лыкова: "Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей» 
https://www.labirint.ru/books/342511/