Рабочая программа по нарушениям ОДА
рабочая программа

Николай Александрович Киреев

Программа по физической культуре для детей с нарушением ОДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

ШКОЛА 2124

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №486

Рабочая программа

по занятиям с детьми с нарушением ОДА

Автор-составитель:

Киреев Николай Александрович

Москва, 2015


Пояснительная записка

Цель программы:

овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:


  1. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

  2. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

  3. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.


В детском возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.

У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

^ Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статической нагрузке.

Занятия, проводимые,в  спортзале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором.

Занятия должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.

Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей . Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с  родителями, медицинский и педагогический контроль.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.


К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу  можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Курс  делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Цель:

стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

^ 1 период- вводный :

Задачи:


  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.


2 период – основной :

Задачи:


  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.


3 период – заключительный :

Задачи:


  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).

  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.


^ Формы контроля.

Для определения динамики эффективности занятий и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.


Учебно – тематический план


№ п/п


Раздел учебной программы



1 чет



2 чет



3 чет



4 чет


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки





3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника







4.


Развитие выносливости















5.


Развитие силы мышц:

1)динамическая сила

2)статическая сила













6.


Развитие координации движений, в том числе подвижные игры:

1)игры тренирующего и целенаправленного характера

2)спортивные игры






На






каждом





уроке




7.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы




На




каждом




уроке



8.


Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль







В







процессе







каждого







урока






12.


Задания на дом(с родитялеми)


По


выбору


учителя






Список литературы.

  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
  2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
  3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
  4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
  5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
  6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
  7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
  8. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
  9. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.

10. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
11. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).
12. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
13. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

ШКОЛА 2124

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №486

Рабочая программа

по занятиям с детьми с нарушением ОДА

Автор-составитель:

Киреев Николай Александрович

Москва, 2015


Пояснительная записка

Цель программы:

овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:


  1. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

  2. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

  3. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.


В детском возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.

У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

^ Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статической нагрузке.

Занятия, проводимые,в  спортзале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором.

Занятия должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.

Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей . Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с  родителями, медицинский и педагогический контроль.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.


К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу  можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Курс  делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Цель:

стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

^ 1 период- вводный :

Задачи:


  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.


2 период – основной :

Задачи:


  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.


3 период – заключительный :

Задачи:


  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).

  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.


^ Формы контроля.

Для определения динамики эффективности занятий и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.


Учебно – тематический план


№ п/п


Раздел учебной программы



1 чет



2 чет



3 чет



4 чет


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки





3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника







4.


Развитие выносливости















5.


Развитие силы мышц:

1)динамическая сила

2)статическая сила













6.


Развитие координации движений, в том числе подвижные игры:

1)игры тренирующего и целенаправленного характера

2)спортивные игры






На






каждом





уроке




7.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы




На




каждом




уроке



8.


Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль







В







процессе







каждого







урока






12.


Задания на дом(с родитялеми)


По


выбору


учителя






Список литературы.

  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
  2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
  3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
  4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
  5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
  6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
  7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
  8. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
  9. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.

10. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
11. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).
12. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
13. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...