«Реализация межпредметных связей посредством преемственности между учителем-дефектологом и воспитателем ГПД»
консультация

Школьная Галина Владимировна

Консультация для воспитателей ГПД по развитию речевого слуха на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd_11.18.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ ГПД»

Система работы по восприятию речи на слух предполагает проведение работы по развитию речевого слуха не только на специальных занятиях по ФП и РСВ, но и на занятиях воспитателей.

Основной задачей работы по развитию слухового восприятия является обучение глухих, слабослышащих и кохлеарноимплантированных обучающихся восприятию речевого материала на слух, исключая зрение. С этой целью на занятии предусматривается работа с использованием экрана, когда речевой материал воспринимается учащимися только с опорой на слух.

Работа по развитию слухового восприятия должна органично «вплетаться» в занятие, не нарушая его естественного хода.  Однако использовать экран слишком часто нельзя, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала занятия. Поэтому, занятие ведётся на слухозрительной основе, а часть материала рекомендуется предлагать на слух (за экраном).

Речевой материал для слуховой тренировки должен быть наиболее употребительным, нужным в общении – в школе, вне её.

При отборе материала надо учитывать и привлекать:

1. Речевой материал разговорно-обиходной речи: какое у тебя настроение? Как ты себя чувствуешь?

2.  Материал, организующий деятельность учащихся: иди к доске, Амина, читай задание и др.

3. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин и при проведении воспитательских занятий: Что было вчера задано на дом по чтению? Какие профессии ты знаешь?

Фразы, повторяющиеся из урока в урок, постепенно должны войти в активный словарь учащихся.

При этом следует учитывать:

-возраст детей - от класса к классу речевой материал усложняется;

-состояние слуховой функции – если ребёнок КИ или слабослышащий, то и объём речевого материала увеличивается;

-индивидуальные особенности каждого ребёнка – особенности психических процессов - внимания, памяти…, интересы и склонности ребёнка;

-уровень развития устной речи – если ребёнок «сильный», фразы планировать более сложной конструкции и смысловой нагрузки. 

В начале учебного года фразы отдаются на отработку сурдопедагогу,  фразы должны быть ребёнку понятны по содержанию.  

Таким образом, к концу учебного года у ребёнка накапливается определённый слуховой словарь.

В группе не должно быть детей, которые «не работают», т.е. не учатся восприятию речевого материала  на слух. Если же ребёнок воспринимает речевой материал на слухозрительной основе, то педагог должен рассаживать детей так, чтобы они видели его артикуляцию (данные о состоянии слуха можно взять у сурдопедагога своего класса).

Успех в работе по РСВ во многом зависит от личности учителя, его отношения к работе, насколько он сумеет эмоционально настроить ребёнка, заинтересовать процессом слушания, вселить в него уверенность в своих силах. Речь педагога должна быть при этом чёткой, выразительной, эмоционально окрашенной.  Дети должны понять не только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию. Окрики, стуки, громкий голос недопустимы. Для слабослышащих детей, для детей с КИ надо обязательно менять силу голоса.

Методика предъявления речевого материала следующая: Если фразы отрабатывает сурдопедагог на индивидуальных занятиях, а вы закрепляете в классе, то речевой материал повторяется за экраном не более 2 раз, если ребёнок не воспроизводит, то тогда – слухозрительно. Если речевой материал выделяет сам воспитатель, исходя из темы занятия, то фраза также предъявляется 2 раза на слух, если не воспринята, то предъявляется слухозрительно, если не воспринята слухозрительно, то предъявляется табличка, а затем фраза предлагается опять на слух.

Фразы не должны быть длинными. (Не следует читать стихи, загадки, скороговорки, а лишь давать часть, либо отдельные  слова, словосочетания и фразы, сохраняя их смысл). Инструкции тщательно продумывать, чтобы учащиеся   их услышали.   Или фраза может предъявляться дифференцированно (половина за экраном, а половина на слух).       

Работать за экраном надо систематически, а не от случая к случаю, чтобы дети постоянно находились в ожидании.  Это стимулирует внимание и усидчивость, способствует активизации функции слухового анализатора, потому, что ребёнок не знает, в какой момент учитель возьмёт экран.

Следить за тем, чтобы в течение всего дня дети пользовались индивидуальным  слуховыми  аппаратами/кохлеарными имплантами.

В заключение хочется сказать, для того, чтобы работа по РСВ была эффективной, воспитатель должен помнить не только о воспитательных задачах, но и о необходимости развивать  слуховое   восприятие  и заниматься коррекцией произношения, стараться создавать на занятиях ситуацию успеха, а самое главное работать в тесном контакте с учителем-дефектологом.

Вопросы на закрепление

  • Сколько раз предъявляем новую фразу?
  • Какой материал даётся для слуховой тренировки?
  • Как держим экран?
  • Как рассаживаем детей, если в классе 2 ребёнка работают на слух и 1 сл/зр?
  • Какой должна быть речь педагога?
  • Сколько раз на уроке можно брать экран в руки?
  • Как можно узнать, кто из учеников работает  на слух, а кто слухозрительно?
  • Зачем надо посещать занятия сурдопедагога?                
  • Надо ли надевать на прогулку ИСА/КИ?
  • Надо ли привлекать к работе над РСВ «маленького» учителя?
  • Если вы заметили, что ребёнок хуже стал работать на слух, какие ваши действия

Список литературы:

  1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: пособие для учителя: в 2 ч.: ч.1/Т.К.Королевская, А.Н.Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОСС, 2004.
  3. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. – М., 1981.
  4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед.высш.учеб.заведений /Под ред. В.И.Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей при изучении физики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Реализация межпредметных связей в преподавании географии и биологии.

Статья в научно-методическом журнале География и экология в школе XXI века №1 2011г....

Реализация межпредметных связей в курсе физики.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....