Полимодальность в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большему числу детей уже на первом году жизни ставится этот диагноз. В обучении и развитии детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений. Главная цель на начальном этапе обучения – социализация в школе. Для того чтобы обучение ребенка с умеренной или тяжелой степенью умственной отсталость было максимально эффективным, считаем целесообразным полимодальный подход.  Полимодальность, мультимодальность (англ. multimodality) — способность человека совмещать в процессе познания и коммуникации несколько способов (модусов) освоения мира и общения — вербальный, визуальный, кинетический (жестовый) и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_polimodalnost.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Полимодальность в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 565 Кировского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 565) обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большему числу детей уже на первом году жизни ставится этот диагноз.

Если раньше лица с умственной отсталостью вызывали лишь сочувствие, рассматривались как нуждающиеся в помощи и уходе, то теперь в большинстве стран они считаются равноправными, независимыми, но требующими сопровождения и поддержки.

Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в., происходящими в США, Западной Европе, Скандинавских странах и России, которые обусловлены социализацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.

По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1 % (при некотором преобладании лиц мужского пола). Однако это усредненные количественные показатели, они не отражают истинного числа умственно отсталых детей и молодых людей в любой отдельно взятой стране.

В последнее время к нам в школу поступают все больше ребят с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью. Такие ребята как правило имеют сложный дефект - сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. 

 Программа для таких обучающихся составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 565 Кировского района Санкт-Петербурга 2016 года.

В обучении и развитии детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений. Главная цель на начальном этапе обучения – социализация в школе.

При обучении таких детей  мы должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития, на сенсорные системы которые наиболее развиты. Часто мы не имеем информации о степени нарушения слуха и зрения у ребенка (в силу разных причин, в т.ч. по причине невозможности врачам оценить степень нарушения).

Иногда на основании нашего наблюдения за ребенком, мы можем сделать вывод о нарушении, например, зрения. Этот момент необходимо учитывать в процессе подготовки дидактического материала -  делать больше размер картинок, пиктограмм.

Для того чтобы обучение ребенка с умеренной или тяжелой степенью умственной отсталость было максимально эффективным, считаем целесообразным полимодальный подход.  Полимодальность, мультимодальность (англ. multimodality) — способность человека совмещать в процессе познания и коммуникации несколько способов (модусов) освоения мира и общения — вербальный, визуальный, кинетический (жестовый) и др.

Средство, с помощью которого ребенок воспринимает и перерабатывает информацию, носит название репрезентативной системы (синонимом этого понятия выступает термин «модальность»).

В зависимости от доминирующего способа поступления и переработки информации выделяют следующие системы: визуальную (связана со зрением), аудиальную (связана со слухом), кинестетическую (связана с двигательными, тактильными, вкусовыми и обонятельными ощущениями). По утверждению ряда исследователей (А.А. Акишина, Л. Брэдли, О.Е. Каган, И.В.Игнатова, Л.Г. Петрова, Э. Хилл Фуллер Черри и др.), дети с разными типами восприятия, имеют существенные различия в поведенческих, мыслительных и речевых стратегиях, эмоциональных проявлениях, способах овладения новыми знаниями и т. д. Здесь следует отметить, что данное деление на типы, в определенном смысле, условно. Достаточно часто мы наблюдаем детей со смешанным типом восприятия. Это связано с тем, что репрезентативные системы индивида имеют не только качественные характеристики, но и количественные, которые показывают, насколько развиты те или иные каналы восприятия.

И.Л.Садовская, обозначает изображение, звук, мышечное усилие, либо все это в комплексе, как ведущие источники информации в учебном процессе, на их основе выделяет четыре группы методов обучения:

1. Аудиальные методы обучения. Предполагают звуковое представление информации. К этой группе принадлежат все виды бесед, объяснений, рассказов, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.

2. Визуальные методы обучения. Предполагают представление информации в виде изображения. Эта группа включает демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, которые предполагают работу с любыми видами печатной либо письменной информации.

3. Кинестетические методы обучения. Предполагают организацию передачи и восприятия информации при помощи мышечных усилий и других ощущений тела. Примером представителей данной группы можно считать кинестетические приемы, используемые при обучении грамоте, в некоторых видах изодеятельности, а также в физвоспитании. Подобные методы широко используются в области коррекционной педагогики (коррекция звукопроизношения, обучение детей с нарушенным слухом и зрением и т.д.)

4. Полимодальные методы обучения. Предполагают передачу и восприятие информации по нескольким каналам: Аудиально-визуальные. Предполагают одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации. К данной группе относятся демонстрации диа-, кино- и видеофильмов, опытов. Визуально-кинестетические. Предполагает прохождение информации по двум каналам. Сюда относятся методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения: распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления, некоторые методы работы с компьютером; Аудиально-кинестетические. Предполагают прослушивание с последующим описанием. Данные методы достаточно редко встречаются в общеобразовательной школе. Но активно используются в области коррекционной педагогики (обучение слепых). Аудиально-визуально-кинестетические. Включают проведение опытов и экспериментов, работа с компьютерными обучающими программами, демонстрация учебных видео- и кинофильмов

Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на тот, который представляет доминантную модальность того или иного ребенка. Именно исходя из того, что педагог работает с группой детей (в которой каждый ребенок имеет свои качественные и количественные особенности сенсорно-перцептивной организации), ему необходимо одну и ту же информацию предоставлять для восприятия различными сенсорными системами, т.е. реализовывать принцип полимодальности.

Бандурка, Т.Н. Активизация полимодальности восприятия как фактор успешности обучения иностранному языку: дис. …канд. псих. наук: 19.00.07 / Т.Н. Бандурка. – Иркутск, 2001. – 156 с.

Тупичкина, Е. Дошкольный возраст: учет репрезентативных систем / Е. Тупичкина // – 2010, № 7. – С. 20-24.

Камынина, О.Е. Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 / О.Е. Камынина. – С-Пб. 2009. — 165 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

Проектный метод в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Проектный метод в  процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями...

Демонстрационный метод при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Материал будет полезен для учителей коррекционных школ...